Ночной разговор со Львом. Встреча

Анатолий Белаш
               
 
         Захотелось пить. Я поднялся и прошел в гостиную, где на столе стоял графин с водой. Там горел свет. За столом сидел коренастый, широкий в плечах старик с большой седой бородой, закрывавшей грудь. На нем была серая блуза с поясом и накинутый на плечи халат. На меня спокойно и внимательно глядели лучистые глубоко сидящие глаза.

         Я сразу понял: «ТОЛСТОЙ»! Как здорово! Можно спросить великого писателя обо всем, что меня волнует. 

Что вас развело с официальной церковью?

        - «Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете, - сказал Кольридж.  Я шел обратным путем. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете".

Как вы восприняли постановление синода об отлучении вас от церкви?

         - «В постановлении сказано: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на господа и на Христа его и на святое его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, церкви православной».   
То, что я отрекся от церкви, называвшей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на господа, а напротив, только потому, что всеми силами  души желал служить ему.
…Я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».

Поясните, пожалуйста, о каком суеверии и колдовстве вы говорите?

         - «Вера в учение Христа заменяется кощунственной верой в то, что Христос-бог – делатель самых странных и ненужных чудес и что, веруя в этого Христа, надо верить и в чудеса, происходящие от воображаемой царицы небесной, от мощей, икон и т.п… Если когда какой человек попытается напомнить людям, что не в этих волхованиях, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах – учение Христа, а в том, чтоб люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, кому выгодны эти обманы".

Во что же верите вы?

        - «Верю в следующее: верю в бога, которого воспринимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля бога яснее и понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать богом и которому молиться считаю величайшим кощунством. Верю в то, что истинное благо человека – в исполнении воли бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в Евангелии».
 
Как было воспринято отлучение другими людьми?

         - «Вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах. В самый же день 25 февраля, когда было опубликовано постановление, я, проходя по площади, слышал обращенные ко мне слова: «Вот дьявол в образе человека».

Строительство церквей, воспитание детей в духе православия способствуют утверждению веры в людях?

          - «Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей с детства и во все время отрочества и юности. Но когда я 18ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили».

Но считается, что православная вера укрепляет нравственность и порядочность верующих. Это верно?

         - «Явное признание и исповедание православия большей частию встречалось в  людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большей частью встречались в людях, признающих себя неверующими».

В ваше время большинство были верующие

         - «те, которые самый предмет веры делают средством для достижения каких то ни было временных целей. Это люди – самые коренные неверующие, потому что если вера для них  - средство для достижения каких-либо житейских целей, то это уж наверно не вера».

Вас возмущала поддержка церковью власти, такого строя, при котором «царствуют раздор, обман и насилие». В чем они выражаются?
 
          - «Говорится, что закон одинаково ограждает собственность как обладателя фабрики, капиталиста, землевладельца, так и фабричного и земледельческого рабочего. Равенство капиталиста и рабочего такое же, как равенство двух борцов, из которых одному связали руки, в процессе же борьбы строго соблюдали бы равные для того и другого условия.
Не может быть того, чтобы в обществе людей, связанных между собою, было бы хорошо одним, а другим худо, В особенности же не может этого быть, если худо большинству.  Хорошо же всем только тогда, когда хорошо самому сильному трудящемуся большинству, на котором держится все общество».

Как же изменить несправедливое общество? В России произошла революция, было свергнуто самодержавие, обличавшееся вами, его сменило буржуазное правительство, затем установлена так называемая диктатура пролетариата. Через 70 лет произошла реставрация, но справедливость не торжествует.

        - «Если мы поняли, что мы больны от того, что одни люди насилуют других, то уже невозможно улучшить положение общества тем, чтобы продолжать поддерживать то правительственное насилие, которое существует или вводить новое – революционное , социалистическое. Это можно было делать до тех пор, пока не была ясно видна основная причина бедствия людей. Но как скоро стало несомненно ясно, что люди страдают от насилий одних людей над другими , уже невозможно улучшать положение людей, продолжая старое  насилие или вводя новое.
Все попытки уничтожения правительств насилием до сих пор всегда и везде приводили только к тому, что на место сверженных правительств устанавливались новые, часто более жестокие, чем те, которые были изменены".


Вы сторонник непротивления злу насилием. Но как же тогда изменить существующий несправедливый порядок вещей ?

          - «Сознание ненужности и преступности правительства будет делаться яснее и яснее людям русского народа и сделается, наконец, то, что огромное большинство людей не будет уже в состоянии, не ввиду каких-то внешних целей, а только потому что это будет явно и мучительно их нравственному сознанию, не будет уже в состоянии повиноваться правительству… А  перейдет сознание в дело, т.е. перестанут большинство людей, повинуясь правительству, участвовать в его преступлениях, и само собой без борьбы падет то ужасное, отжившее русское правительственное устройство, существование которого уже давно не соответствует нравственным требованиям людей нашего мира».

               Далее -    Ночной разговор со Львом. Окончание.