Карло Кривелли. Алтарь Камерино

Алина Алексеева-Маркезин
        Продолжим знакомство с творчеством Карло Кривелли. Сегодня посмотрим его Алтарь Сан Доменико ди Камерино , также известный как триптих Камерино  , датированный 1482 , сегодня разделён между Пинакотекой Брера в Милане , Штедель в Франкфурте и Abegg- коллекции Stockar из Цюриха .Эту работу мне удалось увидеть в Милане.
            Итальянский художник XV века Карло Кривелли, о котором, по неизвестной причине, не упомянул Джордио Вазари в своем главном труде «Жизнеописания знаменитых живописцев», после триумфального возвращения в историю искусства был назван одним из предвестников Ренессанса и сюррелизма. Его современники – Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, Лоренцо Лотто – фигурируют во всех учебниках по искусству XV века, когда венецианская школа живописи сделала громадный рывок вперед и предвосхитила многие художественные тенденции, распространившиеся по всей Европе в последующие эпохи.
Однако большинство представителей этой школы были забыты почти до XIX века. Среди них – Карло Кривелли, работы которого вновь «открыли» и вернули в историю европейского искусства итальянские исследователи Амико Риччи и аббат Ланци.

            Полотна руки Карло Кривелли дошли до наших дней в сравнительно большом количестве – все они хранятся в коллекциях музеев Амстердама, Бостона, Нью-Йорка, Чикаго, Брюсселя, Лондона, Милана.
              О биографии же художника остались очень скудные данные. Дата его рождения не установлена, хотя есть свидетельство от 1457 года о том, что он достиг совершеннолетия и был осужден в Венеции за прелюбодеяние с замужней женщиной на денежный штраф и полугодовое заключение в тюрьме. Известно также, что он родился в семье художника Якопо Кривелли, жившего в приходе святого Моисея,и у него был младший брат – Витторе, также художник. После скандала и суда Карло покинул Венецию, перебравшись в Далмацию, в современный город Задар.Около 1468 года Карло вернулся в Италию и поселился в городе Асколи.

            Кривелли был удивительным колористом – его яркие цвета весьма уравновешены, гармоничны и не ослепляют взгляд. Полотна живописца всегда будто насыщены дополнительным светом, возникающим из неоткуда. Все дело в выпуклости и объемности фигур, а также в ярком «золотом» фоне, который украшал любое полотно автора.
             Карло уделял особенное внимание деталям лиц и тел героев, а также декоративным элементам, которые объединяли в себе типичную для поздней готики линейную стилизацию и ренессансную пластику форм. Художник далек от естественного изображения человеческой кожи и тела, он пытается возродить некие образцы времен античности с идеальными пропорциями.
          Все головы, фигуры и даже пальцы рук святых будто вытянуты.  Совершенно особенный оливковый тон, который достигает мастер в своих пейзажах, представляет собой еще одну отличительную черту его творчества.

           О Карло Кривелли замечательно писал А. Бенуа: «Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жесткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов («Pieta» в Ватикане)». Подобно Бартоломео Виварини, но еще более охотно, Кривелли изливает свою парализованную требованиями церковного стилю любовь к природе в изображении «мертвой натуры» — фруктов, овощей».
         Русский художественный критик верно отмечает, что самый часто встречающийся декор картин Кривелли  — гирлянды – это мотив, распространенный у художников Падуи XV века. Он назывался encarpo («энкарпо») и был заимствовал из лепных украшений античных саркофагов. Однако то были каменные украшения, а на картине Кривелли камень становится природой.

ОГУРЕЦ И ЯБЛОКО.

   Есть несколько объяснений тому, что Карло Кривелли помещал в интерьер два предмета – яблоко и огурец. Во времена художника было принято прославлять Мадонну и Христа, применяя язык традиционных христианских символов – плодов. В этой связи огурец ассоциировался с жизнью и Воскрешением, поэтому на картинах Кривелли он появляется в паре с яблоком – грехом первородства. Существуют и другие доводы, а именно, что огурец может быть атрибутом Девы Марии и одновременно символом распущенности и страсти к роскоши. Оба значения основываются на цитатах из Библии, но к картинам Кривелли их достаточно сложно отнести.

 Алтарь Сан Доменико ди Камерино

     Полиптих, вероятно, был написан в Камерино и является первой работой художника для города Варано  Он был расположен в церкви Сан-Доменико ,позже перевезён в Милан.
      Полиптих изображает  Мадонну, восседающую на троне с Младенцем в центре, между двумя панелями с двумя парами святых в каждой Святой Доминие и Святой Пётр.
Сидя на сложном мраморном троне Мадонна нежно держит сына на коленях, касаясь его своими длинными и тонкими руками. Сын держит в руках маленькую птичку, вероятно, иволгу, символ страстей. Платье Марии роскошно ,оно ярко выделяется своим золотистым цветом и ярким сложным узором.  Розы, которые можно увидеть здесь и там, - это типичные  цветы Марии, в то время как плоды символизируют различные атрибуты Марии, такие как смирение, плодородие и девственность.

               Слева святой Петр роскошно одет как папа римский с золотой планетой, на краю которой вышиты портреты апостолов; Настоящий виртуозный эффект - это прозрачная вуаль, которая охватывает половину ног. Рядом с ним Святой Доминик с  лилией, который наклонился в смиренной молитве, обращенной к Марии и Иисусу.

   Справа еще один доминиканец, святой Петр Мученик ,его можно  узнать по кинжалу в его груди и сабле, застрявшей в его голове. Перед ним покровитель Камерино, святой Венанцио , держит знамя и модель города, гордо глядя перед собой. У него интересная причёска, которая в те годы была в моде при дворе Сфорца .