Убежать от Смерти гл. 16 Я с моей семьей

Марианна Ольшевская
 От Брюсселя до Антверпена мы добрались довольно быстро.

 Меня ждали. Ужин готов. Я сижу за красиво сервированным столом в большой гостиной с огромными окнами. Рядом со мной сидит мой сын, напротив — мои внуки и зять. Дочка несет блюдо с маленькими котлетами, блюдо с салатом и отварным картофелем уже на столе.

 Все выглядит очень аппетитно. Картошечка - био:  маленькие картофелины посыпаны укропом, котлеты пахнут чудесным и давно забытым запахом. И, несмотря на то, что у меня исчезло чувство голода еще до того, как я узнала о моей меланоме и «вскрыла» ее, все равно мне кажется заманчивым поужинать так вкусно. Вкусовые ощущения я еще не потеряла. Это - удовольствие. Одна из маленьких радостей нашей жизни.

 Я смотрю на моих взрослых детей. На моих внуков. Мальчику уже 14 лет, но он высокий не по годам. Очень красивый парень. Блондин. Голубые глаза, длинные темные ресницы, темные брови. С такой внешностью можно сниматься в рекламе. Или в голливудских фильмах.
 Внучка — как маленькая принцесса. Она тоже блондинка с голубыми глазами. Но главная красота - в сияющем от радости выражении лица. Радость в ее глазах, радость в ее голосе. Она звонко рассказывает, что бабушка скоро выздоровеет, потому что мы с мамой найдем хорошего врача. "У бабушки был плохой влач.."
 - А еще я сделаю комплессик тебе на животик, бабушка, и ты будешь совсем здоловая! Как я! - уверенно сообщает она.

 «Ты поправишься!»
Знаете ли вы, какой музыкой звучат такие слова для онкобольных?!
 - Ты поправишься! Ты обязательно поправишься! - именно эти слова нам так хочется услышать! И мы верим в это! Мы все равно верим. Как бы плохо нам не было. Пока не дойдет до того, что боль уже нельзя выдержать.

 Признаюсь, мне было так плохо перед отъездом, что я не знала, справлюсь ли с дорогой.
Я уже взяла две фотографии для кладбища. Хочу посоветоваться с дочкой, какую из них лучше выбрать.
 Захоронение в Бельгии, как я уже писала, очень дорого стоит. Большинство умерших людей кремируют их родственники именно по этой причине. Урна с моим прахом займет нишу в красивой стене. И я найду мой последний приют на этом красивом кладбище, в Антверпене, по которому я несколько раз гуляла, когда дочка с семьей жили на другой квартире. Это кладбище было не так уж далеко. Я совершала длинные прогулки в самых разных направлениях и вдруг вышла к этому кладбищу. Мне там очень понравилось. Тишина,  покой, живописные зеленые уголки и что-то мудрое, о чем забываешь в повседневной суете.

 Весь этот район мне очень нравился.
 
 Я часто гуляла по этому кладбищу, по парку и по окружавшей кладбище застройке, разглядывала все вокруг, восхищалась архитектурой домов, деталями фасадов, башенками, фронтончиками, балконами, эркерами, рельефами, балконными решетками, затейливыми окошечками на скатных крышах, которые называются «люкарна» идеями архитекторов...

 Меня приводили в восторг новые вставки в историческую застройку, они с тонким вкусом прекрасно встроены между старыми фасадами, не портят их, не нарушают стиля, и в то же время они - не подделка старины, они - очень современные. Я часто фотографировала здания и удачные архитектурные детали. Как архитектор я могла в полной мере оценить такое мастерство.
Жаль только, что мне не с кем было поделится своими восторгами.
Я начинала показывать дочери свои находки - снимки в фотокамере, а она отвечала: «Ай, мама! У нас вся Бельгия такая. Не страна — а музей под открытым небом».

 Сейчас я приехала в Антверпен, в котором уже была много раз. Я даже сосчитать не могу, сколько моих визитов туда было. Особенно часто я стала ездить с тех пор, как появилась на свет Александра.

А теперь - другой визит. Я тяжело больна. Но еще не на кладбище. Я еще жива. Сейчас я сижу за ужином со всей моей семьей и тихо радуюсь этому моменту.

 Я смотрю на моего сына. Высокий стройный красивый парень. Я очень надеюсь, что в конце концов у него все сложится хорошо. Смотрю на мою дочку. Она была всегда очень интересной. Нельзя сказать, что она красавица в классическом стиле. Но при умелом макияже лицо ее становится неотразимым. Она идет походкой победителя. Грациозная, высокая, уверенная в себе. Лицо — в восточном стиле. В папу. Запоминается сразу. Притягивает к себе чем-то на уровне энергетики. Или как говорят, у нее «харизматическая внешность».

 Влюблялись в нее многие еще в школе. А потом — в техникуме. И я боялась, что может получиться как в старой русской поговорке: «не родись красивой, а родись счастливой...»  Но девочка моя, кроме потрясающей внешности, обладала трезвым умом, рассудительностью и кругозором. И она всегда знала, чего хочет. Уверенности ей было не занимать. К тому же у нее всегда был хороший вкус и умение прекрасно одеваться.

 Так что в итоге она нашла свое счастье. У нее заботливый любящий муж. Прекрасная семья. Полный материальный достаток. Огромная квартира в центре города, рядом с парком.

 Я сижу за столом, очень слабая, исхудавшая до состояния узника фашисткого концлагеря, но чувствую, что счастлива. Наконец-то я среди своих. Это — мои дети и внуки. Теперь, если я упаду в обморок, я не буду лежать одна, пока не очнусь. И если все идет к концу — лучше умереть среди своих родных. Я это заслужила.

 - Мама, ты будешь котлеты? Это из говядины травяного выпаса. Био.
Я думаю что это тебе можно, — говорит дочка.

 - Нет, мне мясо нельзя,- отвечаю я. А потом думаю: А какая вообще-то разница?! Я ведь все равно не выберусь. Зачем ждать последних дней?

 - Можно! Хорошо! Положи мне! - прошу я.

 - А картошку ты будешь? Картошка — тоже БИО.

 Я хотела отказаться по привычке. А потом посмотрела - эта маленькая картошечка со свежим укропом выглядит аппетитно, волшебно вкусно и заманчиво. Боже, как давно это было: картошка с укропом. И котлеты.

 - Да, положи. Я думаю, что можно, — я протягиваю дочке тарелку.
 На меня находит умиротворение и покой. Чудесный покой. Какая разница, что я умру? Я добралась! Мне хорошо.

 В итоге у меня был потрясающе вкусный ужин среди моих родных.

 Иногда я чувствовала, что мне не хватает воздуха. Тогда я выходила дышать на балкон. Это началось еще до моего отъезда в Бельгию.
Я ходила у себя в квартире в куртке, но приоткрывала окна. Мне было плохо в закрытом помещении. Спала я тоже с открытым окном. Когда я покупала продукты в больших супермаркетах, то я еще как-то с этим справлялась. Но если заходила в бутик за какой-нибудь мелочью, то мне становилось сразу плохо. Я остро ощущала химический запах от одежды и других вещей, висевший в воздухе помещения. И я выползала на воздух, опасаясь, что вот-вот опять грохнусь в обморок.

 - Какие у меня красивые дети и внуки! - повторяла я, растроганно глядя на всех.
Зять тоже мне улыбался. Все были заботливы. Сын при встрече сказал, что я хорошо выгляжу. Дочь в аэропорту, при встрече, тоже решительно сообщила:
 - Ты хорошо выглядишь, мама!

 Позже, когда я поправилась, я вспомнила это: «ты хорошо выглядишь!...»
 - Почему вы так сказали?
Они засмеялись. Признались, что сразу об этом договорились.
Сын важно сообщил:
 - Так было надо, мама!

 Фотографию для кладбища мы выбрали через дней пять. Дочка хмурилась. Но все же сказала: «Вот эту лучше!» Еще я ее попросила, если мне станет совсем плохо, и не будет  никакой надежды, то я хочу, чтобы она купила мне много-много всякого вкусного. Напоследок я хочу закатить себе настоящий пир.

 Она опять нахмурилась, но пообещала выполнить просьбу.
 - Я тебе закажу хороший  ресторан, мама.
 - Нет! Я не хочу в ресторан!
 - Почему? А я бы пошла напоследок, если бы я думала, что я уже безнадежна, - сказала дочь.

 - Нет. Только дома, — отвечаю я. А сама думаю: где же мне найти силы на ресторан? Нет, не хочу. Пусть все будет рядом со мной. А я буду валяться на диване. Слушать тихую музыку. И опять вспоминать мою жизнь.
И еще я буду рада, что я не позволю меланоме сожрать меня до конца.

 Но эти мысли я отбросила в тот счастливый для меня вечер, когда я поняла, что я все-таки добралась. Я дома, среди своих. Мне хорошо.

 Но оказалось, что это еще не все. Моя маленькая внучка решила меня порадовать. Заиграла музыка, и она начала для меня танцевать. Это было красиво! Движения грациозного котенка, гибкость, забавные маленькие ручки и ножки. Она изящно и самозабвенно кружилась. Розовая ажурная юбочка... Ах, моя любимая чудесная маленькая балерина в 4 года! Глаза ее смеялись. Ручки стремительно взлетали и опускались.
 
 У Александры абсолютный музыкальный слух. И она начала ходить на балет для малышей. Какое чудо! Мое маленькое любимое чудо! А потом она переодела черную кружевную юбочку, и ее забавная гибкая фигурка опять кружилась, и опять взлетали над головой маленькие ручки. Но вот ей надоело танцевать - и она стала баловаться, хохотать, бегать и прыгать. И в итоге упала. И всё время смеялась... Она заливалась счастливым звонким смехом. И мы тоже стали смеяться, глядя на эту детскую радость. Искреннее счастье заразительно.
Почему взрослые теряют способность так бурно и искренне радоваться, как могут радоваться маленькие дети?! Все суетимся, суетимся; в больших заботах о малых делах пробегают годы, пока не пронесется вся наша жизнь, как кадры из кино.

 Но сейчас мой кадр остановился. Я созерцаю все вокруг, я дорожу каждой минутой, я счастлива - ведь я среди моих родных.

"Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме", - сказал как-то Эрих Мария Ремарк.

 Могу добавить, что это так: счастье ощущаешь намного острее, когда чувствуешь, что жизнь уходит от  тебя.
Я никогда не забуду ни этот вечер, ни этот ужин, ни этот танец моей маленькой внучки.
 
 В дневнике НА ФОРУМЕ я сделала запись:

17 ЯНВАРЯ 2015
«Я доехала хорошо. Абсолютно счастлива с моими родными: дочкой, сыном и внуками. Я все-таки смогла добраться к ним.
 Гуляю, любуюсь на мою чудесную малышку... Она замечательно танцевала в первый вечер! Алекандра была в розовом. Ее пышная розовая юбочка взлетала. Она кружилась и смеялась. Все движения как у грациозного котёночка.
Сейчас я жду обследование у врача, продолжаю делать содовые ванны. Увеличила количество соды — делаю 1,5 кг на каждую ванну, лежу там почти два часа, хоть это скучно и ужасно надоело.
 Здесь тепло. Зеленая трава. Я гуляю. Внучка дарит мне маленькие маргаритки, они растут на газонах в парке. Здесь в январе растут цветочки на газонах!
Как хорошо можно было бы жить, если бы удалось победить эту болезнь!
Всем желаю здоровья!"