Сабли вон

Станислав Граховский
Сабли вон.
Не жалели ранее похвал, ласковых слов до обещаний. Казак он вон как, когда хоть на божничку, а когда и в полон. Москва она как тогда, так и поныне не отвечала за действия казаков. Да и судьбою их не интересуется. Поддержка как от царя-императора, до нынешних правителей минимальная.  Ни в продуктах и ни в припасах. Всё за патриотизмы взывают, а сами не покрывают даже трудов, «положенных на добровольную и добросовестную охрану южных московских рубежей». На этот счет Казаки уже писали однажды царю: "А милостивое твое государьское жалованье получили и меж собою подели¬ли, а досталось, государь, каждому запасу по зерну, свинцу по пульке, а сукна по вершку ". Да и на этот раз тоже не было исключения.
Города брали для государства Российского, да не обаянием, а лавою. Сколь турок порублено было, не счесть. Сотни тысяч янычар полегли при штурме казаками Азова, а наших всего пять тыщ. Да осадившим город казакам ни провизии, ни свинца так и не поступило. Так и ушли с позором не солона хлебавши. А царю, что? Ну не счел тот невозможным принять посла казаков, а перед ханом турецким еще и открестился, мол не знаю я, что эти бандиты да разбойники творят, неведомо то мне, потому уж сами их и накажите.
По отношению к Казакам в этом случае, как и всегда велась двойная политика: и Москва не отвечает за действия Казаков. Да сколь тех мест героических было, не перечесть, а политика всё та же. Вот и думаешь какой силы, тот стержень казачий был? Да на чём держался?
Войны мировые да всё никак без казачества не обходились. За сербов православных кто заступится? Что французы, что англичане, что американцы со своими стотыщными армиями против германцев, разве могли б своевать? Шиш. А Россия только донских казаков двести тыщ выставила. «Сабли вон!» И лавою да против пулемёта Максим. Вот уж сложили головы буйные. А от царя медали георгиевские, иль винтовку и саблю наградную, нате ещё повоюйте, коли живы пока.
И всё как в турецких войнах на предложения отплатиться золотом, говорили: «Не дорого нам серебро ваше и злато, дорога слава вечная". А и Славы то той даже в памяти народной, ищешь не сыщешь. И шумы ликованья и пальба ружейных салютов, всё как мимо истории пролетело.
А на Тихом Доне рабов не славливали. Волчьим намётом да вокруг станиц, сами свои земли берегли, да от государства российского отнимать не давали, а только в приход казне. А атаманы, хоть баскаками их назови, хоть головами, хоть гетманами, да всё ж людьми были, да порядков и культуры казачьей не нарушали. Некому было кровь баламутить.
Да что уж словами думать? Мерещится вот, чтоб снова управу казачью создать, да совестью пожить. В почёте и славе, да не в деньгах счастье. А на верху всё также, как и в прежних годах. Да и внизу стержня былого уже не сыскать. А «Сабли вон!» уж и не крикнешь, да и нету их…
пятница, 5 июля 2019 г. Станислав Граховский