Поговорим о свободе и воле

Михаил Анохин
                "А он мятежный просит бури
                Как будто в бурях есть покой."

О свободе написаны тома книг, и это слово сочетается с множеством иных слов. О какой только свободе не идёт речь! Тут тебе и «свобода слова» «свобода выбора» и вообще «свобода» – в смысле, что хочу, то и делаю.

В русском языке свобода всегда подразумевает освобождение от чего-либо, стесняющего её.  Жизнь в стесненных условиях – несвобода! Русский человек хочет «вольного воздуха», жизни по своему хотению-разумению, надеясь только на себя и на Бога.

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять – ни свободы, ни воли  в мире живой природы нет и быть не может.

Даже по такой причине, что  живое тело имеет потребности, то есть оно стесняет (ограничивает) субъект жизни. Но любое социальное животное ограниченно еще и рамками организации потому, что жизнь и благополучие организации выше жизни и благополучия его членов.

К тому же надобно иметь в виду, что Европа была колонией Рима, а римское право как раз утверждала: дура лекс, сэд лекс и добавляла к сказанному дэ лега лата.
Именно на этом фундаменте выросло западное право и вытекающее из него законодательство. Уважение к закону – характерная черта в поведении западного человека.

Вот почему появилась на Западе формула свободы как «осознанной необходимости». Ирония состоит в том, что кандальник осознает, кандалы трут щиколотки, он приподнимает их, то есть поступает свободно!

Не так обстояли дела на «святой Руси». Православная этика видела в свободе искушение, соблазн, греховность, ибо мотивы свободного поведения, по мнению православных, коренятся в действенной силе бесов. Впрочем, в православии чаще упоминалась иное понятие близкое к свободе – воля.

Как писал поэт:
 «Воля вольная - сила злая, необузданная ни чем.
ты, сгибаешь меня, тугая ты - другая, не та,
совсем!
Когда сходит любовь на землю из-за облачной высоты, узнаю в ней, все ту же стерву, что на крышах дерут коты. Так и с волей, и вольным словом с идеалами чистоты...
Вечно истина ходит голой, не стесняется  наготы. Без моральна и непотребна, но востребованная - для всех. Бессловесна и бесхвалебна она - горечь, порок и смех! Она - слезы, что сушат горло она - "Я", что меня скребет. На далеком скалистом взморье мне ломала она, хребет».

Так вот воля ломает хребет самым сильным людям, ибо в основе её предельный индивидуализм, что, конечно же, работает против общего блага.
 
Индивидуализм сам по себе разрушителен и призыв «будь лидером», есть призыв к индивидуальности, которая подчиняет и организует тех у кого нет этой нравственной силы повелевать.

Задача русского общества (государства) направить волю в русло созидания, то есть дать индивидуальному  Я – цель и такую цель даёт православие.

Без этого, облагораживающего волю инструмента, русское общество рассыпается на части. Это мы видим сегодня, ведь очевидно, что идет война всех против всех. Нынешняя церковь, как и всё общество, заражено жаждой стяжания благ и что ждать от церкви?

Конечно, и языческие времена боги сплачивали общины, но все ж таки это были фрагменты и русский человек еще формировался в жестоких схватках, как это было с походом на древлян.

Неволя формировала нацию. Принуждение,  сила  были законом. Но воля, как имманентная составляющая душу русского человека не исчезла и прорывается в каждом шаге, в каждом вздохе русского человека. Хочется не свободы, а воли. Поэтому отношение к любой власти отрицательное. Во власти русский человек видит своего врага принудителя.

Русский человек стихийный разрушитель государственности. (1)

Парадокс в том, что и без хозяина русский человек впадает в скотство, о чем свидетельствуют русские же писатели от Карамзина, Гоголя, Достоевского  до Толстого.

Мало кто знает, что были восстания крестьян после отмены крепостного права. Вызвались войска для подавления этих мятежей. Огромные массы крестьянского населения боялись ответственности. Таков парадокс: хотелось воли, но не хотелось ответственности.

Так что Европа и Россия хотя и находятся на одном континенте, но цивилизационно разные общества!

В этой воле есть еще один момент, вызывающей удивление западняков – стойкость в беде и отменная живучесть в невзгодах. Но эта тема отдельная.

(1) Русский человек защищает свое Отечество, свою Родину. Государство для него чуждо. Чувство Отечества воспринимается им как чувство родного, дорогого.
Чувство не поддаётся формализации. Оно, еще раз подчеркну - не осознается, а чувствуется.
Оно связано с тем фоном электромагнитных, гравитационных полей в котором родился, рос и формировался человек. Этот фон является положительным (комфортным) резонансом с теми электромагнитными полями, которые излучает индивид.
Такова грубая физика этого чувства.
Отсюда патриотизм русского человека, стойкость и беде, мужество и отвага.
В иных местах проживания - дискомфорт, ностальгия и тем сильнее, чем больше не соответствует окружающий фон местности, природному (уже наследственному) фону индивида.