Каждому читателю - КомпАс маринистики

Евгений Ширяев
Да, каждому, если даже он ещё не читал именно маринистики. Даже если не знает, что у моряков не кОмпас, а компАс. Потому что  маринистика (литература о морях, реках, флоте и людях, работающих или бывающих на них) интересна не только для моряка, речника, военного моряка. Не менее интересна она для любого человека, так как в ней есть всё, что случается и важно в жизни – упорный труд и военный героизм, удивительные приключения и узнаваемая бытовуха, мемуарная достоверность и беллетристическая выдумка. Серьёзность, ирония и юмор (флотский). Так что можно сказать и поседевшему бывшему командиру БЧ-2 атомного подводного ракетоносца, и юноше, обдумывающему житьё (делать бы жизнь с кого), и особо женщинам – читайте маринистику.

А как её читать, где  и что выбрать, как включить?  Для этого недавно и разработан КомпАс маринистики. Он уже на Проза.ру существует. От Гомера и до наших дней (то-есть не существует от Гомера, а охватывает от него). После 5-месячных ежедневных трудов и моих лично, и Основателя Списка авторов-маринистов Михаила Бортникова, и многих заинтересованных товарищей.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ, КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНО?
«КомпАс маринистики. От Гомера до…» (далее кратко КомпАс), вместе с технологической вспомогательной структурой «Зеркало флотских чтений и писаний» (далее Зеркало) и исходной структурой «Список 600 авторов-маринистов прозы.ру» (далее Список) - это автоматизированная система литературоведения в области маринистики.

КомпАс сегодня включает 600 (уже побольше) современных авторов-маринистов и 4 десятка (уже чуть побольше) древних и старинных авторов. КомпАс включает много (не буду считать, пополняется) кратких сообщений о наиболее интересных произведениях (ПРОИ) маринистики.
В сообщении кратко указано, чем ПРОИ может быть интересно читателю и главное  - в нём написана ссылка на это ПРОИ. Достаточно нажать кнопку мышки на ссылке – и, пожалуйста, читай ПРОИ (в некоторых случаях чуть посложней, но определённо). В этом и состоит цель КомпАса и смысл автоматизации литературоведения.

КомпАс структурирован следующим образом (1-я технологическая ориентировка для читателя). В начале, в разделах А и Б, даны списки древних и старинных авторов и ссылки на их наиболее интересные ПРОИ.
Далее идёт современная маринистика. В разделе В приведён небольшой (пока) перечень более обстоятельных сообщений о всём творчестве некоторых избранных авторов, со ссылкой на их страницу автора.
В разделе Г дан перечень наиболее интересных авторов Списка (со ссылкой на их страницу), рекомендованных читателями в их сообщениях в Зеркало.
В разделы Д, Е, Ж, К, П, Ю помещены сообщения (со ссылкой) об отдельных ПРОИ авторов Списка: Д – мемуары; Е – беллетристика; Ж – ПРОИ женщин или о женщинах, причастных к морю; К – призёры конкурса Морская история (организатор - В.Пастернак); П - песни о море и моряках; Ю – флотский юмор (один автор в своём ПРОИ написал: «Я пошёл на флот, потому что флот не бывает без юмора»).
Наконец КомпАс завершается разделом Я) О МОРЯХ, РЕКАХ,ФЛОТЕ СО ВСЕГО СВЕТА. Этот раздел помещён в рецензию Ширяева на КомпАс. По технологической причине. В нём содержатся материалы не из Проза.ру, и поэтому только в рецензии могут быть даны сравнительно удобные ссылки на них. В разделе Я и сконструированы ссылки на материалы о морях, озёрах, реках, о морских и речных пароходствах и портах, о торговом флоте разных стран, о военно-морских кораблях 15 стран, о руководителях морского, речного и военно-морского флота, о судоходстве на Миссисипи и на реках Китая, и многое другое.

Таким образом, КомпАс нужен (надеемся) в первую очередь любому любознательному читателю, независимо от пола и возраста, от специальности и политической ориентации. В особую очередь – для моряков, речников, подводников, яхтсменов и т.п.
Во-вторых, КомпАс представляет хороший инструмент для литературоведов, штатных или самодеятельных.
В-третьих. Как-то один посетитель Зеркала, лётчик, похвалил задумку и посетовал, что в литературе о воздушном флоте никто подобным не занимается. Так что, может, опыт нашего КомпАса пригодится и для лётчиков, врачей, учителей и т.п. Пожалуйста, мы открыты.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ССЫЛОК.
Это 2-я технологическая ориентировка для читателя.
Методом проб и ошибок установлено, что в программном обеспечении Проза.ру  реализовано следующее.
Во-первых, отображение и действие ссылок различно для 2 основных структур Проза.ру – в текстах произведений (ПРОИ) и в Рецензиях, а также в помещаемых в них Замечаниях.
В ПРОИ хорошо отображаются и работают с одного нажатия кнопкой мышки только ссылки на ПРОИ, находящиеся в Проза.ру. Ссылки на другие сайты обычно просто не отображаются и воспользоваться ими нельзя.
В Рецензиях ссылки на другие сайты  (не все) обычно отображаются и прямо или с дополнительной операцией действуют.

Во-вторых, имеются следующие основные варианты использования ссылок и в ПРОИ, и в рецензиях в зависимости от способа их отображения:
1) Ссылка видна и высвечивается при наведении мышки. Тогда ссылка работает с одного нажатия левой кнопкой мышки. Самый простой и эффективный способ.
2) Ссылка видна, но не высвечивается при наведении мышки. Ссылку необходимо предварительно выделить и после этого привести в действие левой кнопкой мышки. Ещё особенность – нужно выделять только ссылку, не захватывая лишних знаков, даже точку, если она поставлена в конце ссылки.
3) Ссылка видна, но она длинная и при наведении мышки высвечивается только начальная часть ссылки. Тогда необходимо предварительно выделить всю длинную ссылку.
4) Ссылка не видна, никак не отображается, хотя конструктор (или любой сообщивший) копировал её. Видно только название ПРОИ. Сложный, но вполне реализуемый способ. Тогда нужно (при правильно написанном и предварительно проверенном названии ПРОИ):
а) Выделить название ПРОИ.
б) Нажать правую кнопку на выделенном названии. Обычно в любой поисковой системе видны 2 основных подварианта – копировать и перейти по адресу. Надёжнее примитивно копировать название ПРОИ в поисковую строку Интернета и найти искомое. Быстрее перейти в Интернет по указанному адресу. Повторяем – название ПРОИ должно быть написано правильно.
5) Разновидность способа 4. Когда просто написано название ПРОИ, ссылка вовсе не копируется. Работает так же, как и способ 4.

Итак, если Вы, читатель, будете иметь в виду эти технологические варианты (а правила действий по ним по каждому ПРОИ в КомпАсе написаны), то смело входите в КомпАс. Если увидите что-то для себя интересное – читайте.

А вход в КомпАс по ссылке у Ширяева: http://www.proza.ru/2019/07/20/1259
Или по ссылке у Бортникова: http://proza.ru/avtor/oldmike&book=75#75

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМПАСА.
Этот раздел обычному читателю можно и не читать. Он может быть интересен кому-то, интересующемуся историей вопроса. В частности, кому-то из другой области литературы, если задумает создать в своей области что-то подобное КомпАсу.

История началась в начале 2019г. с замечания мне от Михаила Бортникова. Он предложил  включить меня в созданный им Список авторов-маринистов. Конечно, я согласился.
Познакомившись бегло со Списком и некоторыми ПРОИ его авторов, я включил свои мозги бывшего главного конструктора АСУ (на речном транспорте) и они мне выдали следующие соображения:
• ведь уже сам Список представляет некоторую систематизацию маринистики, он может служить исходной базой для создания системы, которая будет ориентировать читателей в этом море литературы; наподобие системы АСУ «Диспетчер», когда-то разработанной под моим руководством;
• я как бывший главный конструктор и программист могу (просто обязан) лучше других понимать возможности неизвестного мне, но доступного программного обеспечения Проза.ру;
• я как давно уже неработающий пенсионер имею достаточно времени, чтобы заняться этим вплотную; и зрение у меня ещё приличное; хватит глазеть в глупый телевизор!

Первый вопрос, который пришлось решить – где это делать, то-есть конструировать систему. Когда я написал Бортникову свои ещё нечёткие предложения, он их одобрил, но предложил просто скопировать на мою страницу его Список и делать что хочу. По размышлении я пришёл к другому решению – это должно реально существовать и работать на его странице по следующим соображениям:
• Бортников создал этот Список и дополняет его (с добровольным помощником Андреем Любимовым); как-то неэтично мне его копировать, вроде как своровать.
• Если реализация производится на странице Бортникова в продолжение его Списка, то и я как бы нахожусь, пусть виртуально, среди его авторов-маринистов.
• Наконец, тогда невольно вовлечётся в работу и сам Бортников, и я буду заниматься этим не в одиночестве.
• А если дело окажется важным и долговременным, то важно и то, что Бортников моложе меня на 9 лет.

Так и пошла наша совместная работа. Я на своей странице пишу проектные материалы (следы этого остались в моём сборнике «Зеркало флотских чтений и писаний проект», Бортников их копирует, на его странице работает Зеркало и затем формируется КомпАс. 5 месяцев длился наш диалог. Бортников написал мне 292 ЛС (на 09.07.2019), примерно столько же и я ему. Кажется, мы даже достигли психологической совместимости.

В процессе диалога формулируется (не без споров) и реализуется на странице Бортникова следующая концепция. Из Списка по ссылке осуществляется переход к структуре Зеркало. Это вспомогательная структура, предназначенная для сбора сообщений об авторах и их ПРОИ. Писать же непосредственно в Список – это слишком его загромождать, он и так большой.
Следующее решение – а куда писать? В само Зеркало? Это невозможно. На Проза.ру автор одной страницы не может вмешиваться в ПРОИ другой страницы. А ставить вопрос перед руководителями портала о некотором эксклюзивном программном решении для нас представляется нереальным.
Поэтому принимается реальное для Проза.ру решение. Ширяев пишет на Зеркало Рецензию. В эту Рецензию и будут поступать сообщения в виде замечаний к ней.

Но и это не всё. Вот решение, которое вызвало многочисленные возражения и Бортникова, и других коллег, уже включившихся в процесс. В Зеркале написано требование, что рецензии на него писать нельзя. Должна быть только одна рецензия Ширяева, просто как вспомогательная технологическая структура. Как же так, ведь для того и создаются ПРОИ (а Зеркало по форме тоже ПРОИ), чтобы на них получать отклики?!
Дело в том, что в Проза.ру рецензии располагаются в обратном хронологическом порядке. Значит, написанные рецензии будут закрывать рецензию Ширяева. Пользователям придётся отыскивать её в полном списке рецензий. Кто на это пойдёт? Интерфейс пользователя должен быть максимально простым и удобным для пользователя – уж на этом главный конструктор «собаку съел». Спор прекращается после первой всё-таки поступившей рецензии.

Сообщения должны иметь строго определённую форму. Устанавливаются 2 формы.
Форма 1 –простейшая, в ней сообщаются полюбившиеся авторы, возможно и их ПРОИ, но без ссылок. На первом этапе эта форма пригодилась, но по исчерпании возможностей дальше не была рекомендована.
Форма 2 – основная. Её структура:
Имя автора. «Название ПРОИ». Краткая характеристика. Ссылка на ПРОИ
Заметьте мелочь – точка в конце предыдущей строчки не поставлена.
Характеристика должна быть лаконичной, ведь сообщений будет много, какой читатель наберётся терпения просто их все просмотреть? В характеристике неуместна, например, фраза: «Мне очень понравилось». Нужно писать о том, чем ПРОИ может понравиться читателю.

Двигаемся дальше. Нужно известить, как минимум, всех авторов Списка, чтобы писали сообщения. А то кто и когда заглянет в Зеркало? Нужно написать всем ЛС. Здесь встречается препятствие со стороны Проза.ру. Один и тот же текст дважды не пропускает, принимая его за Спам. Так что просто скопировать текст  в ЛС нельзя, приходится его разнообразить, в каждом ЛС.
Тем не менее мы вместе с Бортниковым весь Список проходим.

Теперь поступают сообщения в Зеркало (точнее – в Рецензию). К сожалению, активность невысока. Увы для разработчиков, но авторы больше сосредоточены на писании или чтении своих ПРОИ, а не на других авторах, и даже не на присылке сообщений о себе. Этого не изменишь. Тем не менее это значительный вклад в процесс. Назову авторов, приславших на сегодня сообщения (просто в том порядке, в котором в конце концов их сообщения вошли в КомпАс):
Константин Кучер Тамара Алексеева Варвара Можаровская Владимир Врубель Светлана Баранник Анд-Рей Валерий Леонов Екатерина Белинская Элла Лякишева Сергей Мехреньгин Алена Данченко Евгений Костюра Владимир Пастернак Галина Кузина Андрей Любимов Вахтанг Рошаль Игорь Караваев 2 Виктор Румянцев Галина Кузина Влад Колд Евгений Казанцев Валентина Марцафей Лев Зрителев Светлана Весенняя Мореас Фрост Декоратор2 Маргарита Давыдова Андрей Жеребнев Инна Лукашевич.

Но это мало, к тому же большинство сообщений по форме 1, мало дающей читателю. Приходится принять решение – самому пройти весь Список с написанием формы2. Принимаюсь за это (Бортников помогает).
Понимаю, что мои оценки субъективны. Прошу извинения у товарищей, чьи ПРОИ я пропустил или написал о них как-то не так. Напишите сами лучше!

Наконец, заключительный этап – формирование КомпАса. По мере поступления сообщений в Зеркало Бортников переносил их в КомпАс. В конце июня сочли наполнение достаточным.  Теперь нужно всё привести в порядок, главное – рассортировать сообщения по разделам. Очень важно установить эти разделы, исходя не только из сегодняшнего наполнения, но и из возможной перспективы. Формулируем названные выше:
А Б В Г Д Е Ж К Ю Я. В дальнейшем между Ж и Я можно вставлять сколько понадобится.
Недавно вставлен раздел П по предложению Эльмиры Пасько. Затем и раздел Р.
Ну вот и конец истории (на сегодня).
КомпАс маринистики - предисловие, содержание
http://proza.ru/2019/07/20/1259