Заметка о Песне

Потийко Лилия
В чём заключается феномен Песни? Почему она волнует нас, почему воодушевляет и окрыляет, когда кажется, что уже ничем нельзя поправить положения? Какая магия скрыта в её тонах и обертонах?
Прежде всего стоит сказать, что песня оживает только при наличии напева. Текст сам по себе несёт определённый смысловой заряд, но только на мыслительном уровне. Ознакомившись со словами песни, мы чувствуем ритм, вникаем в её смысл, можем выявить её функцию (например, песни календарного цикла, призванные влиять на плодородие земли и материальный достаток хозяев дома). Но при этом она ещё не вторгается в наш ментальный план, она не затрагивает наших эмоций на глубинном уровне. Почему в последнее время актуально зачитывать стихи под музыку? Потому что это усиливает эмоциональное воздействие слов. Возьмите даже самый бездарный текст и положите его на хорошую музыку, спойте талантливо и проникновенно, - и он покажется шедевром. Фольклорист Александр Листопадов, собиравший донские песни, настаивал на том, что запись должна производиться вместе с напевом. При этом не должно теряться ни одного мелизма, ни одного вставного гласного или полуслога, которыми так богаты казачьи песни, иначе их конструкция «рассыпается». Так что же такое Песня?
Это своего рода энергетический сгусток. Взаимодействуя с пространством, мы постоянно вступаем во взаимодействие с волнами энергии. Чтобы наЛАДить его, и оказывается необходимой Песня. Музыкальный лад тесно связан с жизненным ладом. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть сборник с народными обрядовыми и необрядовыми песнями. Ещё не так давно они регламентировали всю жизнь человека!
Вначале он слышал звуки колыбельной, наполненной сакральными смыслами. В каждую строку вкладывалось обережное значение, напутствие на счастливую жизнь. Колыбельная успокаивала и убаюкивала младенца, благотворно влияя на его психику. Малыш привыкал к маминому ЛАДному пению и голосу и чувствовал себя защищённым. 
Затем в его жизни появлялись календарные песни: веснянки, колядки, масленичные, - которые учили взаимодействию с природой. Были песни, которые учили детей труду. Поёшь – и уже знаешь, как должны следовать друг за другом действия. Такие песни строятся по принципу кумуляции, то есть нанизывания, как в случае с кумулятивными сказками.
А уж во взрослой жизни он сталкивался с такой массой песен, что и представить себе сложно. Хороводные песни, которые исполнялись при особых движениях и призваны были наЛАДить взаимодействие со Вселенной. Лирические песни о любви и разлуке, помогавшие «выпеть» всю свою печаль. Причём их действие было куда более эффективным, нежели походы к современным психологам и всевозможные тренинги, на которых учат избавляться от стресса. Крестьянские песни, прибавлявшие сил для работы в поле. Военные песни, воодушевлявшие на подвиг. Похоронные причитания, сопровождавшие человека в его последнем пути. Всего и не перечесть! Но почему Песня была так любима народом? Почему она до сих пор имеет особую власть над человеком? Потому что приводит в ЛАД энергию самого человека с энергией окружающего его мира. Правильный напев построен так, чтобы человек, «выпев» всё, что его волнует, привёл в порядок своё психологическое состояние или, наоборот, почерпнул извне недостающую энергию. Поэтому, кстати, в деревнях любили петь хором. Пели и в боевых походах. Это мощнейший источник энергии, использовать которую можно по-разному.
Здесь мы переходим ко второй части нашей статьи и поговорим о том, с какими целями используют Песню сейчас и как это работает. Мы уже знаем, что Песня – это колоссальный источник энергии и, что вполне логично, она может не только НАЛАДить, но и РАЗЛАДить. Современная музыка как раз имеет по большей части деструктивную направленность. Большое количество убийств и самоубийств, неоправданных поступков, ужасающих своими последствиями, происходит именно под её влиянием. Возьмите тексты современных исполнителей, почитаемых молодёжью. Пока вы слушаете их вместе с музыкой, вы не улавливаете того, что вам на самом деле преподносится. Голос, обработанный студийной аппаратурой, довольно низкие частоты, проникающие в глубину подсознания, и сосредоточение основных посылов в припевах, с многократным их повторением и музыкальным акцентом на нужных словах. После прослушивания человек действительно ощущает эмоциональный всплеск, он полон энергии, чувствует себя гораздо увереннее и смелее. Такая музыка снимает все нравственные барьеры. Если слушать её постоянно, то таковых вовсе не остаётся.
Послушайте хотя бы одну из популярных песен Крида или так называемого Элджея, которые оказались в эпицентре масштабного скандала: люди подписывали петиции о запрете их концертов в городах России. Пока вы слушаете, расслабившись, вас начинает невольно «затягивать» эта музыка. Но как только вы снимете наушники и откроете текст «песни», вы ужаснётесь тому, что только недавно слышали! Без музыки эти тексты существовать не могут. Они попросту ущербны, глупы и вульгарны. Но в сочетании с музыкой и тембром голоса это мощное средство управления. «Подсадив» подростков на такие песни, можно разрушать неокрепшую психику до основания, превращая их в человекоподобные существа, не умеющие мыслить и анализировать происходящее на элементарном уровне. Песня будет постоянно возникать в подсознании, как программа, направленная на деградацию. После чего малолетнюю толпу можно направлять куда угодно.
Вопрос о значении песни сейчас интересует разве что музыковедов, фольклористов, этнографов и культурологов. Между тем Песня продолжает оставаться сильнейшим способом влияния на человека. И если раньше люди собирались вместе и пели, чтобы подзарядиться благой энергией и не «сгореть» на работе, то сейчас они собираются для того, чтобы насытиться агрессией, которая, постепенно накапливаясь, ищет выхода. Современный песенный суррогат – это проблема государственного масштаба, потому что музыкальные пристрастия в большой мере воспитывают в подрастающем поколении те качества, которые в дальнейшем должны развиться и стать основой сформировавшейся личности. Народная Песня формировала духовно развитого человека, честного труженика, верного товарища, храброго бойца, советская Песня переняла эту эстафету и «выковала» стальное поколение, сломавшее хребет фашизму. Какое поколение родится в горниле современной масс-культуры – вопрос риторический.