Фэджа. Семейная хроника с колхозной жизни. 3

Александр Шиманский
   Когда начинается уборка сена в колхозе, то все те, кто может держать грабли, старые и малые были притянуты к этой работе. Вот поистине, день год кормит. Избежать этой принудиловки можно было лишь только тем, кто пасёт коровы или больной.
   Колхозный сенокос был не очень далеко от деревни. Все сельчане к сенокосу добирались пешком. На телеге ехала только бочка с водой, всё таки жаркая часть лета и лежали вилы тройчатки (вилы для укладки сена в стога с тремя зубами), носилки.

    Обед колхоз не готовил и не выдавал. Еду каждая семья, а на уборку сена выходили семьями, несла с собой в узелке или в кошёлках. С села выходил большая толпа народа тех, кто шёл на уборку сена. Старшие шли группками и говорили, что только тиуна ( тиун, панский надзиратель) нет. Ребята и девушки шли в своих группах и с их групп слышался смех и иногда и песня. Как пелось в одной песне:-“Весело шагать нам по просторам, по просторам…”. Старшие ребята бежали вперёд в кусты и выкуривали по одной самокрутке самосада на всех и снова пристраивались  в колонну.

    Солнце понемногу начинало свой ежедневный путь по небосводу. На уборку сена нужно приходить тогда, когда спадает роса. В тени кое где ещё сверкала яркими бриллиантовыми каплями роса.С под ног с лёгким шумом своих крыльев взлетали зелёные кузнечики. Высоко в небе кружили шуляки, так в нашей местности называли коршунов или им подобным птиц. Лёгкий ветерок проносился навстречу идущим на сенокос и приносил ароматный запах сена.

    Вот и сенокос. Белыми полотнищами, между кустов, лежали покосы уже высохшего сена, готового к уборке. Уборку сена вели небольшими группами, семьями. Кто был один, то они организовывали группку с таким как они одиночками. Вскоре на сенокосе стало тихо, только был слышен шелест сгребаемого в валки сена. Стало жарко. Приятно было подойти  к кусту, в котором росли  красные поречки или смородина, которая иногда встречалась на болотах. Ягода была сочная и хорошо помогала переносить жару.

    Когда солнце поднялось высоко, наступало время обеда.Семьи занимали места в тени деревьев и доставалась нехитрая сельская еда которую брали с собой на сенокос. Чёрный хлеб, сало, перья зелёного лука, каша в горшке, либо толчёная картошка в миске, молоко, сыр, бутылка молока. Если едоков было больше тогда и бутылок молока  было больше чем одна. Пил каждый свою. Обед проходил быстро. Соседями по трапезе, как правило, были соседи или семьи которые дружили.

    Однажды один раз на уборке сена была необычная картина. Как говорил один персонаж в фильме:-“Картина маслом”. Старшие сидели в тени, а многие больше молодые, сделали  круг, в котором находился бригадир Фэджа и его жена София. Все незаметно следили за действиями  Фэджы. Как обычно. После твёрдой еды пили молоко. Фэджа вынимает пробку, а она была свёрнута с газеты, пьёт. Немного надпил молока, оно больше не течёт. Опустил бутылку, посмотрел в горлышко и снова начинает пить. Снова молоко не пьётся. И так несколько раз. У его был один глаз и ему плохо было рассмотреть почему молоке не течёт.

    Потом обращается к своей жене и говорит:- Зося, посмотри  что там?  Почему молоко не течёт?  Болото  содрогнулось от смеха. Выяснилось. Старшие ребята втихаря  забросили ему в бутылку лягушонка. Как только он повернёт горлышком вниз, лягушонок перекрывает горлышко и молоко не течёт хорошей струёй. Повернёт горлышком бутылки вверх. Лягушонок опускается на дно. Ничего не видно.

   Бросил в этот день Фэджа работу. Когда ходил в последующем на массовую работу, обед у его был всегда на виду. Садился далеко от всех. Участковый милиционер вредителя не нашёл. Старшие говорили, что молоко с лягушонком хорошо утоляет жажду. Оно становится холодным. Не верите, проверьте!

 Продолжение. Месть Фэдже. Семейная хроника с колхозной жизни.2.