Эдгар Аллан По. Влюбленный мистик

Валерий Кувшинчиков
Я много книг прихватил с собой, отправляясь на отдых в Хорватию. В машине всегда для этого есть место. В том числе сборник рассказов Эдгара Аллана По «Золотой жук». Приступил к нему не сразу, сначала прочитал Хемингуэя «По ком звонит колокол», попробовал читать ранние рассказы Чехова, но понял, что это меня уже не очень интересует, «чеховские» мотивы я прочитал в «Вишневом саде», «Чайке», в них разобрался и оценил, а рассказы по эмоциям и по темам были как бы регрессом. Потом попробовал «Слова» Сартра, но решил отложить его на более холодные времена года. Перелистал Буковски, и тогда начал Эдгара По. Первоначально какой-то рассказик мне показался несколько затянутым и занудливым, все-таки я ожидал детективной литературы, с сюжетом, загадками для ума. Потом я все-таки «вьехал» в Эдгара По. У него в этом сборнике «Золотой жук», с биографией Эдгара По, написанной Валерием Брюсовым (оцените этот факт!), изданном в Серии «100 Главных Книг» классической литературы в 2015-ом году хорошим тиражом в 7000 экз есть два детективных рассказа. Там и дедуктивный метод, и убийства, и загадки.  И если в первом рассказе друг героя рассказа (подобного доктору Ватсону) шевалье Дюпен, в полной мере используя свои способности, находит, что мать и дочку зверски убил орангутанг, и это выглядит раскрытием преступления, то во втором рассказе об убийстве девушки, чей труп был найден в реке, Эдгар По ведет читателя по пути логических размышлений Дюпона, его поисков доказательств, фактов, Дюпон мастерски оценивает события, безупречная цепочка рассуждений Дюпона подводит читателя к финалу,  вырисовывается личность преступника, место, где его можно поймать. Для этого, по словам Дюпона, нужно только сопоставить последние два факта, ставшие ему известными, и негодяй будет установлен и задержан. Но Эдгар По избегает этих финальных стандартов. Видимо главным в рассказе были рассуждения и мысли героев. И они чрезвычайно увлекательны, смею вас заверить.
Я убедился: Эдгар По не детективный писатель. Напомню, что он прожил недолгую жизнь 40 лет, родился в 1809 году. Для русского читателя Эдгар По – современник Пушкина и Лермонтова, и этим он интересен.
Эдгар По – мистик, фантаст, высочайшей культуры речи и слога, знаток античности. Он увлекает своей необычной, неординарной фантазией. Построение предложений, обороты, лексика, логика, образность, сравнения, эпитеты способны удовлетворить вкусы самого изысканного читателя. Убедился лично: читать Эдгара По – удовольствие. Отлично проработанные сюжеты, мистицизм, таинственность, это вы у Эдгара По можете прочитать об оживших египетских мумиях, которые дискутируют с теми, кто подключил ток к мышцам и органам мумии и таким способом оживил умершего более 5000 лет назад графа из рода Скарабеев, о достижениях науки 5000 лет назад и сегодня (1840 г.), об архитектуре и прочем. Это у Эдгара По в историях живут вещие коты, кони оживают со старых гобеленов, любящие друг друга красавец-мужчина и красавица-женщина выпивают яд и умирают в одно и тоже время в разных местах Венеции, в его рассказах убивают и признаются в убийстве, летают (или плавают?) мистические огромные корабли с призрачным капитаном и матросами.
Эдгар По – носитель утонченного чувства юмора. У него герои могут носить имя Духвон, Йейбогус, Ножницы, Пустобрех и т.п. Герой может потерять «дух», его вешают, и он описывает свою казнь.
При этом Эдгар По – романтик, мистический мечтатель. В некоторых местах, читая Э.По, я вспоминал Захер-Мазоха с его меланхолией, лиричностью, загадочностью.
Женщины у Эдгара По живут в рассказах, нередко они божественно красивы и умны. Отпечаток собственной судьбы писателя.
А в рассказе «Черный кот», описывающем нравственное падение алкоголика, окончившееся убийством собственной жены, Эдгар По по-видимому откровенно излагал подсознательные страхи, связанные со своим пристрастием.
Эти короткие заметки на отдыхе, несколько предложений под шум волн Адриатического моря, имеют одну цель: напомнить тем, кто их прочтет, еще об одном замечательном и достойном писателе, Эдгаре Аллане По, чья талантливая проза может потускнеть под избитым шаблоном «детективной литературы», и остаться в стороне от интересов культурного читателя.