Осеменитель коров

Сергей Милушкин
Не очень люблю ноябрь. В наших краях это время года ни то ни се. Ни осень, ни зима: промозгло.

Так и было в тот день 1998 года.

Редактор вызвал отрывисто:

— Есть идеи?

— Есть.

— Ну давай, работай. К вечеру в номер.

Все просто. Тем мне давно никто не давал. Я сам их придумывал.

Минск, между Юго-Западом и Жукова — частный сектор. Давно хотел туда. Тянуло в этот странный уголок столицы, похожий на бразильские фавелы.

Немного подмораживало, я с черной папочкой, диктофоном, которым никогда не пользовался, продирался сквозь серую грязь.

Частный сектор в ноябре — апофеоз погодной мерзости; если хочется однозначно испоганить настроение, лучшего варианта не придумать.

Моросило, под ногами расползалась склизь, лаяли собаки. Что я тут делал? Хрен его знает. Я не приехал сюда специально, я никого тут не знал и я очень боялся этих злобных деревенских собак. Но я хотел зайти в какой-нибудь дом и просто спросить: «Люди, как вы ЗДЕСЬ живете?». Вокруг Минск, красивый, светлый даже в серости, с кафе и ресторанами, с магазинами и широкими дорогами, а вы...  как вы тут?!

Ну вот такие планы были, если кратко.

Я брел вдоль гнилого забора, смотрел на страшные хибары, прислушивался к опасному рыку. Собак было много. Они выли, рычали, лаяли вокруг и везде.

Выбирать из уродливых хибар не приходилось: я толкнул калитку четвертого или пятого дома по счету дома. Сказать по правде, я страшился углубляться внутрь посёлка. С виду возле этого дома хотя бы  никто не лаял.

Дорожка в одну плитку с жирными мазками грязи заворачивала, видимо, к крыльцу, которого не было видно. Я зашагал быстрее, страх гнал меня, сердце выпрыгивало из груди: я панически боюсь собак.

Вокруг ни души. Света в окнах нет. Все вокруг — насквозь продуваемое промозглым ноябрьским ветром — дом, забор, дорожка, окна, деревья, палисадник — тем не менее, выглядели довольно аккуратно. Такой вот диссонанс.

Я свернул к двери дома и тут сзади послышался рык, потом быстрый цокот и нарастающий грозный лай. Мне поплохело, я резко обернулся.

Огромный пес неизвестной породы замер в полуметре от. Без цепи. Из его пасти свисала слюна и от нее шел пар.

Судя по всему, жить мне оставалось недолго.

Говорить о том, что не стоило вот так запросто входить в чужой незнакомый дом было уже поздно. Но я журналист, а журналист — это чувак без страха и упрека. Так по наивности я думал про себя.

Псина недобро ухмыльнулась, лязгнула челюстями и по миллиметру стала приближаться. Она могла бы сожрать меня в секунду, но, видимо, смаковала момент.

Страх пропал и я понял, что это конец. Единственный выход — запрыгнуть на крышу дома. Все.

Я опустил свою папочку, которой прикрывался все это время. Хорошая защита, да. И закрыл глаза. Материал немного не получился, — полумал я.

И в эту же секунду звонкий девичий голос саблей вспорол мглистый ноябрьский день:

— Брысь!!! Пшол!!!

Я кажется заплакал. Мне было так страшно, что вот сейчас, сообразив, что нет, что я еще, может, и поживу — я опустился на землю. Адреналин и все такое.

Она стояла в двери, на крыльце, лет двенадцати, в каком-то простецком платьице и смотрела на меня.

— Вы кто?

— Я? Я журналист, корреспондент. Хотел… — Я огляделся: собака пропала. — …хотел написать про вас. Может кто из взрослых есть?

Я еще не отдышался и говорил сбивчиво.

— Журналист? Да…да, мама скоро придет… но вы пройдите в дом, подождите, а то вы промокли совсем. — Она распахнула дверь.

Я даже и не заметил, что дождь усилился.

— Спасибо большое! — я прошмыгнул внутрь.

Что вам сказать. Не буду описывать толстовскими эпитетами вход в дом, его как такового не было, сени начинались с кухни и печки посередине нее. Затхлость и сырость. Отвалившиеся обои, грязь, полутьма, печь не работает. Сквозь маленькое окошко ничегошнньки не видать. У меня сжалось сердце.

— Вы тут живете? Это же не дача? — спросил я девочку.

— Да, живем. Тут. Нет у нас дачи, зачем? — просто ответила она.

— Угу. И правда, зачем, — пробурчал я в ответ.

Внутри было холодно. Холод усиливался сильной сыростью.

Прошло минут десять. Я сидел в комнате, следующей за кухней на подобии стула и таращился по сторонам — бедно. Неприкрытая бедность давила. Какой-то ковер на стене, шкаф, стол — все это старенькое, еле-еле живое. Наконец хлопнула дверь.

— Здравствуйте. — В комнату вошла женщина лет сорока. Чуть хриплый голос. Простуженный. Простая дешевая одежда. Без косметики.

— Мне дочь уже сказала. — Елена Петровна, — представилась она.

— Здравствуйте, я из газеты. — И мое имя и название газеты, — все это тут звучало как-то неуместно. — Хочу про вас написать…

— Ох… — сказала она. — А почему мы?

— Не знаю, — честно ответил я.

Она провела меня по дому. Смотреть было не на что. Психоделический сюр.

— Я не знаю, что вам сказать… я работаю осеменителем коров в Ждановичах, мужа вот нет, две девочки у меня… а так вот все хорошо.

Я видел, что прекрасней некуда.

— А почему так холодно? И сыро?.. — спросил я о насущном.

Она замялась.

— Да… вот нужно было угля купить, но денег нет, топить нечем. Мы на ночь немножко прогреваем, а то с утра трудно просыпаться… дрова почти кончились. У девочек зрение вот падает, за свет тоже долг.

— И сколько?

— Что, долг?

— Зрение. — У меня была минус единица. Я не очень хорошо видел в ту пору.

— У младшей минус четыре. У старшей минус шесть. Вот свечи, уроки со свечами делают.

Мне стало невыносимо душно. Такой хреновости я давно не наблюдал.

— И что же делать? — спросил я.

— Не знаю… — она почти прошептала.

Кажется, я начал завидовать их собаке. Ей хоть уроки делать не надо при свечах.

— Мда…

Мы пообщались еще минут двадцать и попрощались. Потом я выбрался оттуда почти бегом. Ощущение полной опустошенности.

Что я мог сделать? Моей зарплаты в 1998 году едва ли хватило на десяток килограммов угля. Но ведь есть же выход какой-то! Должен быть! Я судорожно соображал.

Через полчаса я стоял на улице Гикало в конторе по снабжению углем. Минтопгаз или как-то так. Меня на удивление быстро принял директор.

Я вкратце описал ситуацию, он, крупный, огромный, вполуха слушал.

— Нее, ну как… — мне было понятно что он скажет. — Мы же не благотворительная фирма. Мы так не можем. Нет!

— Евгений Васильевич. Ну может за рекламу? — я выкручивался. Я не мог упустить его.

— Нафига мне реклама? — Он был совершенно прав. — Никак! Всё. Не могу помочь. До свидания.

— Евгений Васильевич. У нас приличный тираж. Очень. Вы же прекрасно знаете нашу газету.

— Ну. Знаю.

— Давайте так. Я про вас лично напишу. Что вы — хороший человек. Целую полосу про вас. С фото. — Мне нечего было терять, я и не надеялся. Говоря это, я просчитывал варианты, где взять деньги на этот несчастный уголь. Я использовал нелегальные приемы и давил на тщеславие. А что ещё мне оставалось?

Он как-то неестественно откашлялся, встал, прошелся. Потом вернулся за стол.

— Так сколько надо?

— Три тонны. — Я не верил угольному счастью. У меня аж живот заболел от волнения.

— Ладно. Давай адрес.

Я продиктовал.

— К вечеру будет. Пусть ждут там.

Я кивнул, пожал его теплую мягкую руку. И даже поцеловал бы, если было бы нужно.

У меня было состояние Зазеркалья. Мы договорились об интервью и я вышел.

Где-то неподалеку нашелся бар и я выпил махом сто пятьдесят. Потом еще пятьдесят. Потом долго шел в редакцию, навстречу попадались бары, я в них заходил и согревался. Денег было мало, но я ощущал, как что-то неведомое, непередаваемое,  невыразимое бьет искрами в иссиня-мглистой тени облаков. Шел дождь, беспрерывный, беспросветный ноябрьский дождь. Мне стало тепло.

Редакция бурлила.

— Тебя к редактору, — он сам не свой!

Я зашел. Холодок по спине. Что-то напортачил.

Каменное лицо шефа. Шеф немолод. Корифей белорусской журналистики и издательского дела.

Он встал. Подошёл ко мне. Протянул руку. Я тоже протянул. И тогда он пожал ее — мощно и крепко стиснул, потом обнял.

Я был в полном недоумении.

— Тебе тут звонили, — сказал он. — Искали тебя. Семья Хлестовских.

Я, пропитый циник, я могу написать что угодно, я писал про убийства, разбои, грабежи, вороватых чиновников, но блин! — ком в горле встал моментально.

— Они просили сказать тебе спасибо. — Шеф отвернулся, закрыв лицо руками.

И тут я понял зачем на меня лаяла собака. Она пыталась мне сказать, потому что больше никто не слышал.


***

Роман Сергея Милушкина «Заражение» скачать 1-й том бесплатно:
https://www.litres.ru/sergey-milushkin/zarazhenie-tom-1/