Абд ал-Хамид ал-Чилики - поэт-просветитель

Али Албанви
‘Абд ал-Хамид ал-Чилики — поэт-просветитель

Одним из самых талантливых учеников южнодагестанского историка Мирзы ал-Хасана ал-Алкадари (1834–1910) был учёный, поэт-просветитель ‘Абд ал-Хамид б. Демир ал-Чилики (1873–1916).

‘Абд ал-Хамид родился в 1873 году в сел. Гра Самурского округа (сел. Грар, ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана) Дагестанской области.

После смерти отца Демира — мать ‘Абд ал-Хамида — Хатус переезжает в своё родное село Чилик Цыцегского сельского общества Котур-Кюринского наибства (лезг. ЧIилихъ, ныне покинутое село в С.-Стальском районе Дагестана), где повторно выходит замуж. Воспитанием ‘Абд ал-Хамида занимаются братьям матери.

Немного скажем о селе, второй родине поэта. В местности Сув, восточнее села, ближе к сел. Мехкерг (ныне покинутое село в С.-Стальском районе Дагестана), сохранились остатки жилищ. Здесь когда-то находилось небольшое поселение. Предположительно, аул Чилик первоначально был основан там, а позднее жители переселились вниз, в долину Макан-вацl. По переписи 1886 года в селе было 63 хозяйства, численность населения составляла 340 человек: 199 мужчин и 141 женщина. Жители занимались скотоводством, сельским хозяйством, отходничеством. С 1966 года село перестало существовать. Перед переселением в сел. Куркент (ныне село в Сулейман-Стальском районе Дагестана) в Чилике было около 60 домов.

Известно, что ‘Абд ал-Хамид ал-Чилики учился сначала у богослова Ага-Мирза-эфенди ал-Ка‘ани (ум. 1879/80) из сел. сел. Киан, далее в медресе селения Штул (ныне село в Курахском районе Дагестана. Административный центр сельского поселения Сельсовет «Штульский») а также медресе сел. Алкадар (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан) у богослова ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910). Сам ‘Абд ал-Хамид считал себя учеником лезгинского поэта Етим Эмина ал-Йалцугви (1838–1884), что не могло не отразиться на его творчестве.

В произведениях ‘Абд ал-Хамид ал-Чилики улавливается близость к стихам Етима Эмина. Характерной чертой его творчества является эпистолярный жанр, а также гражданская, философская и любовная лирика. ‘Абд ал-Хамид ал-Чилики успел поработать сельским муллой в сел. Касумкент (ныне село в С.-Стальском районе Дагестана), где после смерти и был похоронен в 1916 году.



Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).
 
АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский район Дагестана).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, АЛ-ЙАЛЦУГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялджух (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар — ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, (ЕТИМ ЭМИН) МУХАММАД-ЭМИН Б. САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (БУКIА) АЛ-ЦИЛИНГВИ (1838–1884) — южнодагестанский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы. Писал на лезгинском, азербайджанском и арабском языках. Имел литературный тахаллус (псевдоним — араб. букв. «прибежище») «Етим» («Сирота»), который по мнению дагестанского исследователя Ф.Р. Нагиева (род. 1951) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым). Родился поэт по одним данным — в сел. Ялцуг, по другим — в сел. Цилинг.

АЛ-КА‘АНИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ка’ан (сел. Киан, лезг. Кьеан, ныне Сулейман-Стальского района Дагестана).

АЛ-КА‘АНИ, АГА-МИРЗА-ЭФЕНДИ Б. МУХАММАД (ум. 1879/80) — один из видных представителей дагестанской интеллигенции, литератор, катиб и переписчик из сел. Ка’ан (сел. Киан, лезг. Кьеан). Поддерживал дружеские связи с ал-Хасаном ал-Алкадари (ум. 1910). За участие в восстании 1877 г. был выслан в г. Спасск Тамбовской губернии, где и скончался. Элегия ал-Хасана ал-Алкадари по этому поводу опубликована в «Асар-и Дагестан» («Исторические сведения о Дагестане»), а переписка двух известных деятелей — в «Диван ал-Мамнун» («Сборник ал-Мамнуна»). Кроме того, известно, что Ага-Мирза-эфенди отбывал ссылку в г. Саратов. В письмах фигурирует как «богослов из Ксана» (лезг. Кьеан?) Ага-Мирза-эфенди б. Малла Мухаммад. Ага-Мирза был младшим братом жены выдающегося лезгинского поэта Е. Эмина (ум. 1884) — Тукезбан (лезг. Туьквезбан). Её мать Зубайдат — из сел. Рухун, дочь ‘Али-Эфенди ар-Рухуни (ум. 1850/51). Сын богослова и преподавателя медресе ал-Хаджжи Мухаммад-эфенди ал-Ка‘ани. Нисба от названия сел. Ка’ан (сел. Киан, по-лезгински «Кьеан») ныне Сулейман-Стальского района. Ага-Мирза родом был из табасаранских и кайтагских эмиров, отличался храбростью и энергичностью.

АЛ-ЧИЛИКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из лезгинского сел. Чилик (лезг. ЧIилихъ, ныне покинутое село в С.-Стальском районе Дагестана).

АЛ-ЧИЛИКИ, ‘АБД АЛ-ХАМИД (1873–1916) — южнодагестанский поэт-просветитель, учёный-богослов из сел. Чилик (лезг. ЧIилихъ). Ученик историка ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910).


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ГРА, ГРАР — покинутое лезгинское село (заброшено с 1966 г.) в долине р. Чохаркам в Ахтынском районе Дагестана.



ЛИТЕРАТУРА


1. Акимов К.Х. Лезгинские писатели: справочник. — Махачкала, 2001. С. 26.

2. Нагиев Ф. Етим Эмин: Путь к истине. — Махачкала, 2002. С. 56–61.

3. Сулейман-Стальский район [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9zu32Y, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.07.2019). — Яз. рус.

4. Чилик — это родина учёного и поэта-просветителя Чилик Абдулгамида (ХIХ век). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9zu3cA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.07.2019). — Яз. рус.

5. ЧIилихъ Абдулгьамид [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9zAtmy, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.07.2019). — Яз. рус.