Крещатик. Киевское техническое общество. Часть3

Влад Каганов
МЕХАНИКО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (МСО)

Индустриализация Украины в конце XIX - начале ХХ века привела к значительным изменениям в промышленном облике Киева. Сущность этих изменений заключалась не только в стремительном росте промышленных предприятий, что свидетельствовало об оживлении экономической жизни, но и в качественном переходе к фабрично-заводской стадии развития промышленности. Крупные механизированные фабрики и заводы, такие, как ФЕДОРА ДОНАТА, ЯКОВА ГРЕТЕРА и инженера ЙОЗЕФА КРИВАНЕКА(1857-1910); АЛЕКСЕЯ ТЕРМЕНА(1835-1909), оборудованные передовыми в то время паровыми двигателями, вытесняли мануфактурные небольшие предприятия с ручным трудом. Развитию обновленной промышленности способствовало строительство железных дорог, что стимулировало создание новых предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной и других отраслей промышленности.

        В 1878 году было создано Общество Юго-Западных железных дорог с Управлением в Киеве. Председателем Общества был назначен опытный инженер А. П. Бородин. Вместе с ним в Киев прибыла группа выдающихся инженеров-железнодорожников, которые, также, были членами Санкт-Петербургского отделения РТО. С их приходом число членов КО начало значительно расти, к тому же в Отделение начали вступать не только специалисты по сахарной промышленности, но и специалисты из других отраслей техники, которые принимали активное участие в его работе, выступали с докладами и работали в комиссиях.

        17 февраля 1880 года на Общем собрании КО было заслушано обращение к Председателю КО РТО, подписанное инженерами: Федором Григорьевичем Донатом, Алексеем Федоровичем Терменом, Иваном Ивановичем Бернером, Николаем Федоровичем Барсуковым и Александром Парфеньевичем Бородиным, в котором говорилось: «Считаем полезным для деятельности Технического Общества, учредить при Киевском Отделении секцию по общетехническим вопросам и механического производства.»
         Однако понадобилось восемь лет и только 1 апреля 1888 года состоялось Первое заседание членов Механико-строительного отдела.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА

          Тремя основными направлениями деятельности МСО стали: железнодорожное дело, коммунальное городское хозяйство и вопросы теоретической и прикладной механики.

Поскольку многие члены МСО: И. И. Бернер, А. П. Бородин, А. А. Абрагамсон, М. С. Филоненко- занимали руководящие должности в Юго-Западных железных дорогах, одним из приоритетных направлений научно-исследовательской работы Отдела стали проблемы развития и улучшения работы железнодорожного транспорта.
На заседаниях Отдела зачитывались доклады и проводились общетехнические беседы по самым актуальным вопросам. Среди наиболее активных участников таких собраний и бесед были: А.П.Бородин, Л.М. Леви, Г. О.Каменский, А.Бирюков
          К проблемам экономики железнодорожного транспорта обращались А. К.Краузе, И. Хижняков и М. М.Печковский. Разработанные членами Отдела принципы организации работы службы движения и подвижного состава стали основой для современных методов организации железнодорожного хозяйства.

Другим важным направлением научно-организационной деятельности МСО - было развитие коммунального хозяйства Киева. Она охватывала такие вопросы, как обеспечение населения города чистой водой, и с этой целью- строительство водопровода и канализации, развитие городских дорог и холодильного дела, строительство фуникулера, озеленение улиц.
Так, в 1901 году МСО совместно с Киевским обществом водоснабжения работало над общим проектом относительно улучшения состояния сети водопроводных труб многоэтажных домов в высотных частях города.
          С целью рассмотрения всех вышеупомянутых вопросов, в 1910 году, в Одессе. состоялся Первый съезд деятелей по благоустройству городов. От Киевского отделения РТО делегатами стали А.А.Абрагамсон и А.В.Кобелев.

РУКОВОДИТЕЛИ МЕХАНИКО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА

В разные годы МСО возглавляли: И.И.Бернер (1888-1892), А. П. Бородин (1892-1896), М. В. Флорин (1897-1898), М. С. Филоненко (1898-1899), профессор К.А.Зворыкин (1899-1900), Ф. С.Косецкий (1900-1902, 1911-1915), А.Ф. Термен (1902-1906), А.А.Абрагамсон (1906-1911).

В 1889 - 1892 годы первый председатель МСО- инженер ИВАН ИВАНОВИЧ БЕРНЕР (1834- 1892)  
        В 1856 году окончил Санкт-петербургский Технологический институт и получил звание инженера-технолога.
         В 1865 году посетил Францию, где изучал состояние железнодорожного дела.
         С 1866 по 1868 год работал в Отделе подвижного состава Московско-Курской желнзной дороги.
          В 1872 году - помощник нначальника подвижного состава Одесской железной дороги.
          В 1875 - 1879 годы - руководитель Одесских железнодорожных мастерских, а с 1880 г. - помощником главного инженера подвижного состава Юго-Западных железных дорог.
          В 1881 - 1886 годы- товарищ (заместитель) главы Московского отделения РТО.
           В Киеве  принял приглашение Киевского Отделения РТО.
        Кроме работы на железной дороге, Иван Иванович издал ряд статей: «Закрепление потолка огненных коробок паровозов», «Первый контрольный прибор», «О смазке вагонов», «Автоматическое сцепление вагонов».
        Был автором таких изобретений, как аэртограф (прибор для механического контроля движения поездов), автоматическое сцепление вагонов, система паравого отопления вагонов и тому подобное.
        По воспоминаниям своих коллег, И.И. Бернер был талантливым и добрым человеком, преданным своему делу.

          В 1892 году МСО возглавил - талантливый инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России, с 1880 по 1896 год — член Киевского отделения РТО - АЛЕКСАНДР ПАРФЕНЬЕВИЧ БОРОДИН(1848-1898)
          Родился в Санкт-Петербурге. В 1870 году после окончания Петербургского технологического института и получения специальности инженера-техника, поступил студентом Института путей сообщения, курс которого прошел за три года вместо пяти.
          После окончания института, работал на Ряжско-Вяземской железной дороге в службе подвижного состава и водоснабжения.
          В 1874 году становится управляющим Киево-Брестской железной дороги.
          С тех пор Киев для А.П.Бородина стал городом, с которым он связал самую яркую и насыщенную часть своей жизни, где он успешно реализовал свой выдающийся талант, свое горение и энциклопедические знания инженера и ученого.
          В 1889 году - назначен управляющим, а после перехода железных дорог в ведение государства (1895 г.) начальником Юго-Западной железной дороги(ЮЗЖД). По его проектам на железнодорожном транспорте создавались научные лаборатории и опытные станции, строились новые типы вагонов и паровозов, в том числе самый экономичный для того времени паровоз с двойным расширением пара.
          В 1879 году организовал на ЮЗЖД лабораторию, которая исследовала воду, топливо, смазочные материалы, металлы, применяемые для эксплуатации и ремонта подвижного состава. Эта была первая такая лаборатория в стране, а ныне на каждой дороге есть дорожные лаборатории, а при всех локомотивных депо деповские химико-технические лаборатории.
          В 1878 году по инициативе А.П.Бородина в Главных железнодорожных мастерских были установлены первые в Киеве четыре электрических фонаря, которые он привез с Парижской всемирной выставки, где демонстрировались электромагнитные генераторы бельгийского инженера Зеноба Грамма, а спустя два года- впервые в Киеве оборудовал в доме телефонную связь с первого этажа на второй. Телефонный аппарат демонстрировался членам технического общества во время заседания, которое состоялось на квартире А. Бородина.
          Огромную научную и административную работу Бородин умудрялся сочетать с широкой общественной деятельностью. Был бессменным председателем съездов инженеров службы тяги железных дорог России, членом Общества гражданских инженеров Англии и Франции.
         Бородин являлся одним из основателей журнала «Инженер» – передового печатного органа научно-технической мысли того времени. С 1885 года- его главный редактор и издатель. Почти в каждом номере журнала публиковались его статьи-отчеты о поездках в Германию, Америку, Францию.
Изобретения Бородина были отмечены международными премиями. В 1889 году на проходившей в Париже Всемирной выставке золотую медаль Французского Общества гражданских инженеров Александру Парфеньевичу вручил его председатель- знаменитый инженер Густав Эйфель.
          В память об А.П.Бородине Русское техническое общество учредило Золотую медаль его имени, которая вручалась за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.
          Оцениая роль А.П. Бородина в деятельности Отдела, А. А. Абрагамсон писал: «А. П. Бородин не только личным трудом и чтением ряда блестящих докладов создал Механико-строительное отделение Киевского Отделения Русского Технического общества, сумел привлечь своих сотрудников к работе в обществе, заставил бить живой струей научную жизнь Киевского отделения»
         В монографии «Успехи техники», изданной в 1895 году, А. П. Бородин писал: «Сейчас, через 18 лет, электрическое освещение проникло повсюду: на заводы, вокзали, железнодорожные станции, улицы, в театры, дома, быстро вытесняя другие виды образования. Что ожидает нас в течение следующих 25 лет, до чего же дойдет человечество через 50-100 лет? Ум теряется в догадках, самые смелые  фантазии не в состоянии превзойти сказочного будущего, которое ожидает человечество благодаря техническому прогрессу. Можно лишь выразить уверенность, что в мире и любви между народами гению человечества все покорится, все дары природы будут к его услугам, все стихии служить лишь ему на пользу».

В 1898-1899 годы МСО возглавлял  инженер, теоретик в области железнодорожных сообщений МАКСИМИЛИАН СЕМЕНОВИЧ ФИЛОНЕНКО (1855-1905).
         Учился в Первой житомирской гимназии. В 1881 году окончил физико-математический факультет Киевского университета, а в 1884 году с отличием Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.
          После окончания учебы пять лет работал на строительстве и эксплуатации железной дороги в службе путей и сооружений.
           В 1889 году принят на Юго-Западную железную дорогу, где занимался благоустройством движения поездов.
           В 1893 году - командирован Министерством путей сообщения Российской империи с группой инженеров на два месяца в США для специального ознакомления с системой движения на американских железных дорогах.
           С 1899 года - руководитель Екатерининской железной дороги, а в 1903 году возглавил эксплуатационный отдел Министерства путей сообщения Российской империи.
Незаурядные способности М.С.Филоненко позволяли ему совмещать работу администратора с научно- литературной деятельностью. М.С.Филоненко провел ряд фундаментальных исследований, в том числе посвященных ускорению движения поездов с одновременным снижением стоимости предоставляемых ими услуг, а также системе организации службы движения на отечественных железных дорогах .
Ст 1896 года он включается в деятельность КО РТО и Механико-строительного отдела и принимае активное участие в редакционном комитете журнала «Инженер».

        В 1899-1900 годы возглавил МСО- инженер -технолог КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ЗВОРЫКИН(1861-1928)
           В 1879 году окончил Московскую 3-ю классическую гимназию и поступил в Петербургский технологический институт, который окончил в 1884 году.
           В 1888 году Виктор Кирпичев пригласил его в Харьковский технологический институт. Это положило начало его целенаправленной и плодотворной научной работе  в области механики.
         В 1889 году со званием адъюнкт-профессора занял кафедру по механической технологии в Харьковском технологическом институте, а в 1894 году получил звание ординарного профессора.
           С 1898 года - профессор и декан механического отделения, а в 1904-1905 годы - ректор Киевского политехнического института.
          В 1905 году вышел в отставку и переехал в Харьков, где работал в Харьковском городском самоуправлении
         В 1918 году – К.А.Зворыкин вновь возвратился к профессорской деятельности в Киевском политехническом институте.

Дважды : с 1900 по 1902 год и с 1911 по 1915 год – руководителем Механико-строительного отдела становился инженер ФЕЛИКС СТАНИСЛАВОВИЧ КОСЕЦКИЙ (1848-1915).
         В 1869 году окончил физико-математический факультет Киевского университета, а в 1873 году завершил курс в Институте инженеров путей сообщения.
         После окончания учебы, до 1878 года - инженер на Ряжско-Вяземской железной дороге.
        В 1878 году перешел на службу в Юго-западных железных дорог, где проработал 37 лет. В эти годы, Косецкий занимал должности руководителя дистанции, председателя отделения службы колеи и помощника председателя отделения службы колеи и сооружений.
Службу Ф.С.Косецкий сочетал с научной и общественной деятельностью, активно участвовал в работе Киевского отделения РТО; в качестве руководителя Отдела входил в редакционную коллегию журнала «Инженер». Известны его публикации на страницах журнала, посвященные проблемам управления железной дорогой.

В 1902-1906 годы возглавлял Отдел- инженер-технолог АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ТЕРМЕН(1835-1909)
         В 1855 году окончил в Петербурге Технологический институт и попытался найти себе достойное применение в Петербурге. Однако вскоре перебрался в Киев, в котором экономическая жизнь только набирала обороты.
         В 1873 году на тогдашней киевской окраине, на углу улиц Кузнечной и Деловой (теперь Горького и Димитрова), организовал небольшое предприятие по ремонту оборудования для сахарных заводов. Но довольно скоро инженер-технолог существенно увеличил масштабы фирмы, которая заняла заметное место в экономической жизни Киева, которая в 1876 году получила название Машиностроительный завод Термена.
           В 1894 году фирма Термена первой в Киеве построила пароход, после чего на заводе часто выполняли ремонт днепровских судов.
           Изделия завода Термена экспонировались на выставках, отмечались наградами. К примеру, на Всероссийской выставке 1882 года в Москве фирма была удостоена золотой медали. Обращали на себя внимание и заводские экспонаты на Сельскохозяйственной и промышленной выставке 1897 года в Киеве. Здесь для Термена был построен небольшой, но оригинальный павильон с металлическими рамами и сплошным остеклением.
В 1870-1880-е годы завод Термена взялся за изготовление оборудования для строившегося киевского водопровода. Договор водопроводного общества с городом предусматривал, среди прочего, установку в нескольких местах фонтанов, которые служили бы как для украшения ландшафта, так и для утилитарных целей: из их бассейнов могли пить воду лошади. Фонтаны были оформлены в виде красивых чугунных чаш большого или малого размеров. С тех пор многое в Киеве изменилось, но «именные фонтаны» Термена в большинстве своем сохранились и по-прежнему радуют киевлян и гостей города.
         Кроме фонтанов, Термен занимался ещё одним крупным проектом – обустройством зданий отоплением. В качестве альтернативы традиционным печам и каминам он предложил оборудование для центрального отопления.
         Алексей Термен был не только предпринимателем, но и общественным деятелем. Многократно становился гласным (депутатом) Городской думы. Об Алексее Федоровиче писали, что никакой мало-мальски важный вопрос технического хозяйства города не решался без его «участия, совета и указания». Отмечали особенности его характера: «Всегда корректный, общительный и крайне отзывчивый, А. Ф. Термен снискал себе любовь и уважение у всех знавших его».
          По его инициативе при КО РТО были организованы курсы кочегаров и машинистов, что принесло немалую пользу железным дорогам.
          В 1905 году, в ознаменование 50-летия инженерной деятельности Алексея Термена, его единодушно избрали почетным членом КО РТО.

         В 1906-1911 годы председатель МСО - инженер, педагог, архитектор и переводчик, меценат- АРТУР АДОЛЬФОВИЧ АБРАГАМСОН(1854-1924)
         Родился в семье доктора медицины Адольфа Бернардовича Абрагамсона (сын надворного советника Бернарда Абрагамсона) и Беллы Осиповны Рабинович (дочь писателя Осипа Рабиновича).
          Окончил Вторую Одесскую гимназию, затем - физико-математический факультет Новороссийского университета.
         В 1872 году поступил на инженерное отделение Цюрихского политехникума, который окончил в 1876 году, получив диплом инженера.
          В 1877 году, вернувшись в Россию, продолжил учебу в Петербургском институте инженеров путей сообщения.
          В 1879 году поступил на службу Юго-Западных железных дорог (ЮЗЖД)
          С июля 1880 года по февраль 1887 года - исполнял обязанности агента по особенным поручениям при начальнике железной дороги.
          В 1887 году -назначается начальником технического отдела Управления ЮЗЖД,
с января 1897 года - первым помощником, а с 1904 года - начальником службы путей и сооружений Управления ЮЗЖД.
          Одновременно с основной службой, А.А.Абрагамсон занимался научной и издательской деятельностью.Он автор работ по вопросам железнодорожного строительства России, городского технического хозяйства и технического образования; соучредитель (1882), а в 1898- 1917 годы - главный редактор журнала «Инженер»
          Благодаря его усилиям на посту руководителя Отделения, в тематике научной деятельности отдела появилось еще одно направление - коммунальное городское хозяйство.
          В 1900 году представлял Железнодорожный отдел на Всемирной выставке в Париже и был награжден орденом Почётного легиона.
           Сыграл видную роль не только в развитии железной дороги, но и городского транспорта, водоснабжения, канализации и технического образования в Киеве. Исследовал проблемы городской канализации, опубликовал несколько теоретических статей по этой тематике, выступал с докладами на Русских водопроводных съездах.
           А.А.Абрагамсон стоял у истоков организации одной из первых в Российской империи «медицинской спасательной станции» (1902). В 1898 году он возглавил Киевское общество скорой медицинской помощи, а в 1902 году предоставил собственные средства на приобретение санитарных карет.
          В 1902-1905 годы по его проекту в Киеве построен Михайловский механический подъем (фуникулер). В мае 1905 года подвесные вагончики приняли первых пассажиров, намного упростив подъем с Подола на Верхний город по крутому склону.
          Преподавал в Киевской школе десятников, на специальных вечерних курсах для служащих ЮЗЖД.
          С 1910-х гг. служил на Северной железной дороге в Москве.
          В 1918 году уехал в Париж. Активно занимался общественными делами в среде инженеров. Член Союза русских инженеров во Франции. Состоял членом зарубежного Совета частных железных дорог в России.
          В 1923 году на Первом Съезде русских инженеров в Париже -избран товарищем председателя президиума Федерации Союзов русских инженеров за границей.
           А.А.Абрагамсон был человеком энциклопедических знаний, чудесным педагогом, пылким любителем и защитником технических наук, архитектором и переводчиком, меценатом.
          Глубокие знания многих европейских языков позволяли Артуру Адольфовичу следить за современным состоянием научной и публицистической литературы.

НЕПРЕМЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ МЕХАНИКО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА БЫЛИ:
Николай Аполлонович Белелюбский; Михаил Калинович Васильев; Леон Петрович Геркен; Сергей Демьянович Карейша; Людвиг Маврикиевич Леви; Рафаил Николаевич Савельев; Борис Николаевич Семека; Антон-Иннокентий Адамович Холодецкий, а также А. К.Виржиковский, В.И. Васильєв, Л. Н. Мейер, М. П. Овсянников, М. М. Печковский, М. Г. Погребинский, В. А. Прохоров, Ф.О. Родович, Б. Н. Семека, А. А. Щукин и другие.

        НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ БЕЛЕЛЮБСКИЙ (1845- 1922) - инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения.
         В 1862 году после окончания с золотой медалью Таганрогской гимназии, поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1867 году, после окончания института, оставлен на кафедре строительной механики в качестве репетитора.
        С 1873 года -  экстраординарный, а с 1878 года — ординарный профессор профессор по кафедре строительной механики.
          С 1884 года состоял деятельным членом международных совещаний и конгрессов по установлению однообразных способов испытания строительных материалов, являясь представителем от России в совете международного общества испытания материалов.
           Н.А.Белелюбский был удостоен звания доктора-инженера Берлинской высшей технической школы, состоял действительным членом Академии Художеств.
    В Институте инженеров путей сообщения он основал лабораторию по испытанию материалов, которая получила значение центральной станции для механического исследования строительных материалов. Белелюбский, в качестве представителя лаборатории, участвовал в выработке принятых в России новейших правил и условий приёмки строительных материалов — цемента, металлов и пр.
          Белелюбский руководил работами студентов по проектированию дипломных мостов, преподавал также строительную механику и строительное искусство в горном институте и в Институте гражданских инженеров.
         С 1895 года профессор Белелюбский читал курс испытания материалов в институте инженеров путей сообщения и в Высшем художественном училище при Академии художеств, а с 1906 года на Высших женских политехнических курсах.
         В 1895 году- избран действительным членом Академии художеств, а в 1897 году ему было присвоено звание заслуженного профессора Института инженеров путей сообщения.
         В конце 1905 года тайным голосованием членов Совета был избран директором Института инженеров путей сообщения. Однако Кабинет министров не утвердил его в должности по причине подписания им письменного протеста против действий полиции в отношении студенческой демонстрации в Петербурге в 1905 году и в связи с этим Белелюбский вынужден был «отказаться» от должности.
На международных выставках: в Эдинбурге(1890), Чикаго(1893), Стокгольме (1897) и пяти, проходивших в Париже,- творчество Н. А. Белелюбского было представлено книгами, чертежами и моделями построенных по его проектам мостов. На Парижской выставке в 1900 году Н. А. Белелюбский был удостоен высшей награды.
           В 1889 году в Париже состоялся Международный конгресс по строительному и механическому искусству, ознаменовавшийся открытием Эйфелевой башни. Приветствуя А. Г. Эйфеля, Н. А. Белелюбский подчеркнул, что «...вес металлических частей башни равен весу металла Сызранского моста через Волгу», и тем самым как бы поставил знак равенства в области строительного искусства между Францией и Россией.

МИХАИЛ КАЛИНОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1863-1912) - инженер-исследователь сахароварения, фольклорист и этнограф
         Окончил Елисаветградское земское реальное училище. Высшее образование получил в Петербургском технологическом институте. В 1880-х годах член украинского студенческого кружка в Петербурге, подвергся заключению на шесть месяцев. После окончания института вернулся в Украину, работал инженером и директором на сахарных заводах Николы Терещенко
Автор более 50 трудов по технологии сахароварения, отмеченных медалями Русского научного общества, и многочисленных этнографических трудов, напечатанных в журналах «Киевская старина» и «Этнографическое обозрение».

           Одним из наиболее активных членов МСО, непременный член - инженер путей сообщения, заслуженный профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения (1911-1917)- СЕРГЕЙ ДЕМЬЯНОВИЧ КАРЕЙША (1854- 1934).
         Окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию в Одессе, а в 1877 году - Петербургский институт инженеров путей сообщения. Свыше 25-ти лет работал на разных инженерных должностях в службах Оренбургской и Юго-Западной железных дорогах.
Параллельно с практической инженерной работой С.Д.Карейша постоянно занимался обобщением опыта, проводил самостоятельные научные исследования.
         В 1895 году - защитил диссертацию, и, в том же году был назначен штатным адъюнктом, а в 1911 году избрается директором Института инженеров путей сообщения.
Много лет посвятил педагогической работе. По предложению С.Д.Карейша в учебный план вуза были включены предметы, которые получили широкое развитие в первой четверти XX века- железобетонные конструкции и мосты; воздухоплавание; электрические двигатели; автомобильное дело; депо и железнодорожные мастерские.
         С.Д.Карейша принадлежит заслуга в постановке и преподавании общего курса железных дорог и методов проектирования станций, а курс «Электрификация железных дорог», который до 1916 года изучался как факультативный, был включен как обязательный. Когда после 1920 года институт решено было разделить на факультеты, Карейша стал деканом факультета сухопутных путей сообщения.
В 1922 году С.Д. Карейша пожизненно был избран почетным председателем Совещательных съездов представителей служб пути отечественных железных дорог, а также был членом многих международных железнодорожных и других технических обществ. С.Д. Корейша представлял Россию на многих международных конгрессах.
           Научные интересы профессора были связаны с основными практическими проблемами, которые возникали на железных дорогах. В частности, С. Д. Карейша доказал,что централизация управления стрелками и сигналами в значительной мере служит обеспечению безопасности движения, способствуетумень шению задержек подвижного состава и помогает упорядочить движение и маневры на станциях. Он не только описал аппараты, но и дал критическую оценку их возможностей в практическом использовании.
           Судьба отпустила ему немалый срок – восемь десятилетий жизни. Его наследие – свыше полутысячи научных трудов и уникальная картотека книжной и журнальной литературы за 1885-1916 годы по железнодорожному делу, в которую было включено около 100 тыс. названий.

           ЛЮДВИГ МАВРИКИЕВИЧ ЛЕВИ (1853 -1927) талантливый инженер и умелый организатор по совершенствованию поездов и развитию железнодорожного транспорта, выдающийся конструктор локомотив
           Родился в Варшаве. В 1874 году окончил Варшавский университет, а в 1877 году -Петербургский институт инженеров путей сообщения.
          С 1886 года исполнял обязанности председателя технического отдела службы тяги Юго-Западных железных дорог.
           С 1897 года - руководитель службы подвижного состава,тяги и мастерских Виндаво-Рыбинской железной  дороги, а с 1902 года – на Московско-Киево-Воронежской железной дороге –председатель Службы подвижного состава и мастерских.
         После 1918 года - член научно-технического комитета Наркомата путей сообщения.В 1918 г. Л. М. Леви ездил на венгерские железные дороги на линию Арад-Чанад, где изучал эксплуатацию тяги поездов автомотрисами.
Большое внимание Л. М.Леви уделял научно-технической работе. Впервые с участием Л. М. Леви в Киеве была создана научно-исследовательская станция по
испытания поездов, на которой и проведена им значительная часть исследований.
Испытание паровозов на участке Киев - Фастов начали рациональное
использование поездов на российских железных дорогах. Был активным участником съездов инженеров службы тяги.
Л.М.Леви активно участвовал в деятельности Киевского отделения РТО, а после организации МСО стал непременным его членом. В 1893 году он взял на себя составление протоколов технических бесед и заседаний. Впоследствии, после перевода в Москву, был членом Московского отделения РТО.

          РАФАИЛ НИКОЛАЕВИЧ САВЕЛЬЕВ(1851-1903) - инженер и метеоролог; профессор геодезии Киевского политехнического института.
           Родился в 1851 году в семье литератора и историка-любителя Н. В. Савельева-Ростиславича. В 1872 году окончил Институт инженеров путей сообщения и до 1895 года работал по специальности на железных дорогах.
          С 1883 года Савельев увлечённо занимался метеорологией, и для этих целей обустроил станцию в Москве. С 1888 по 1895 год много времени уделял изучению солнечной активности; о результатах этих трудов выпустил в Киеве ряд публикаций.
          В 1898 году получил должность профессора Киевского политехнического института на кафедре геодезии.
           В 1882 году Р.Н.Савельев стал сооснователем журнала «Инженер», в котором поместил целый ряд статей, в том числе, Проект организации метеорологической службы на железных дорогах. Этот проект был принят на съезде инженеров службы пути русских железных дорог и отчасти осуществлен учреждением при Главной физической обсерватории (ныне Главная геофизическая обсерватория имени А. И. Воейкова) отделения «предсказания погоды для надобностей железных дорог».
          Р.Н.Савельев занимался исследованием Солнца. Результаты этих наблюдений были им помещены в «Журнале Русского физико-химического общества»(1893 год), «Труды метеорологической сети Юго-Запада России», (1888, 1889, 1890гг.), и «Метеорологический вестник» (1891,1892,1893 и 1897 гг.)
          Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук А.И.Воейков так написал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отзыв о работах Савельева: «Этот ряд наблюдений- самый полный из где-либо сделанных».

          Инженер-путеец, член МСО с 1888 года - АНТОН-ИННОКЕНТИЙ АДАМОВИЧ ХОЛОДЕЦКИЙ(1855-1922)
         В 1877 году окончил Институт инженеров путей сообщения с правом выполнения строительных работ. После окончания института, работал в Обществе Юго-Западных железных дорог. Сначала в службе колеи, позже - начальником технического отдела.
С 1902 года- помощник начальника строительства железной дороги Вологда-Вятка, потом был главным инженером при сооружении Астраханской линии Рязано-Уральской железной дороги.
           Научная деятельность А. А. Холодецкого позволила приблизиться к решению многих вопросов, связанных с конструкцией рельсовой колеи, которые имели важное практическое значение и повлияли на дальнейшее развитие железнодорожной отрасли.

УЧАСТВОВАЛИ В РАБОТЕ ОТДЕЛА

         ВЛАДИМИР СОЛОМОНОВИЧ ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР (1853-1919) — российский инженер путей сообщения, публицист. Штатный инженер VIII класса. Член Московского отделения Императорского Русского Технического Общества.Сотрудничал в журнале «Инженер». Переводил техническую литературу с немецкого и английского языков.
           Автор книг «Очерк развития вопроса об очистке сточных вод» (Киев, 1899), «Туннель под Ламаншем. Подводная железная дорога между Франциею и Англиею» (Киев: Лито-Типография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1917). Перевёл с английского языка монографию В. Ф. Дунбара «Очистка сточных вод» (СПб.: Издательство А. А. Гуткова, 1910. — 366 с.).

         ГЕРАСИМ МОИСЕЕВИЧ ГОРОДЕЦКИЙ(1876 -1956) -инженер, профессор Киевского политехнического института.
         В 1898 году окончил Киевский университет, а в 1901 году получил второе высшее электротехнической образование в технической школе Дармштадта (Германия).
         В 1901-1913 гг. работал инженером-исследователем в ряде крупных концернов Германии. Тогда же защитил кандидатскую диссертацию.
         В 1913-1920 гг. был представителем фирмы «AEG» в Украине.
         В 1921 году перешел на преподавательскую работу в Киевский политехнический институт, в котором преподавал сорок лет. Был первым руководителем кафедры электрических сетей, систем и техники высоких напряжений; в 1938-1941 годах был деканом факультета электроэнерготехники и автоматики.
          В 1934 году стал заведующим кафедрой,которую возглавлял 1948 года.
Как инженер участвовал в электрификации заводов в Украине.

           ГРИГОРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ДУБЕЛИР(1874- 1942) учёный, специалист по городскому планированию.
           В 1898 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения После окончания работал инженером, занимался строительством железных дорог. В 1904 году был принят на работу в Киевский политехнический институт. Так как он не имел звания профессора, то университет принял его на должность штатного преподавателя, исполняющего обязанности экстраординарного профессора. При этом ему было поставлено условие защиты диссертации в двухлетний срок.
         Занимался вопросами городского планирования, в частности, оптимизацией сети автомобильных дорог.
В 1910-е годы выполнил пионерские исследования по адаптации городской планировки к неизбежному резкому увеличению количества автомобилей.
Профессор Г.Д.Дубелир руководил сооружением первых брусчаток в Киеве на улицах Крещатик и Фундуклеевская (теперь-Б. Хмельницкого) и был главным техническим консультантом общества киевских городских железных дорог (то есть, киевских трамваев)
В 1910 и в 1912 годах издал книги: «Планировка городов» и «Городские улицы и мостовые», ставшими основополагающими трудами в данной области исследований. С 1916 года был профессором Петербургского института инженеров путей сообщения, с 1930 года - Ленинградского автодорожного института, c 1940 года - Московского автодорожного института.
            После Октябрьской революции сконцентрировался на исследованиях, посвящённых качеству дорожного покрытия.Был членом комиссии ГОЭЛРО,  одним из авторов раздела об электрификации транспорта. Впервые в России предложил технические требованию к дорожному покрытию. В 1938 году впервые составил технические условия для строительства дорог и мостов.
 
          Инженер путей сообщения и общественный деятель, член IV Государственной думы от Киевской губернии, статский советник АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КИХ(1869—1931)
         В 1886 году окончил Киевскую 1-ю гимназию и поступил на физико-математический факультет Киевского университета, откуда перешёл в Институт инженеров путей сообщения, который и окончил в 1893 году.
           После окончания института - назначен на строительство Западно-Сибирской железной дороги.
          В 1896 году перешёл в управление Юго-Западной железной дороги, где с перерывами прослужил до 1909 года.
           В 1901-1904 годы - преподаватель Киевского политехнического института по строительному искусству.
            С 1906 года избирался гласным Киевской городской думы, а с 1909 года — и членом городской управы. Председательствовал в различных комиссиях, входил в комитеты по сооружению в Киеве памятников Александру II и Столыпину, а также в правление Киевского политехнического института. Кроме того, состоял почетным мировым судьей Киевского округа. В 1913 году был членом комитета Всероссийской выставки в Киеве.
           В 1910 году -член Совета Киевского Отделения РТО , занимавшегося разработкой проекта строительства здания для КО РТО.
            С началом Первой мировой войны вошёл в Киевский губернский комитет Всероссийского земского союза по оказанию помощи раненным и больным воинам, состоял уполномоченным этого комитета по заведованию госпиталем в Киеве.
          С 1920 года в эмиграции в Чехословакии. Был преподавателем Русского высшего училища техников путей сообщения в Праге.
 
         ФЕДОР ЮЛЬЕВИЧ МАЦОН (1853 -1912)
Родился в семье доктора медицины Юлиуса Фердинанда Мацона.
         Окончил Киевскую первую гимназию с золотой медалью. В 1875 году окончил физико-математический факультет Киевского университета со степенью кандидата по физике и был удостоен степени магистра. С 1875 по 1877 год слушал лекции по математике и физике в Берлинском университете. В 1885 году возглавил Киевское техническое железнодорожное училище.
Ф.Мацон был членом Киевского физико-математического общества при Киевском университете. Его разработке принадлежит теория именных величин, которая была поддержана многими учеными. Известны его публикации и книги: «Теория кольцеобразного микрометра», «Об ударе тел» (в соавторстве с родным братом Николаем Мацоном) и «Именованные величины в школьном преподавании и историческое развитие учения о них». Последняя работа, которая публиковалась в вестнике «Опыт физики и элементарной математики», датированная 1889 г.

         КЛАВДИЙ СЕМЁНОВИЧ НЕМЕШАЕВ(1849-1927) - инженер, государственный деятель.
         Окончил курс в институте инженеров путей сообщения. Руководил Сызранско-Вяземской железной дорогой. С 1885 года- начальник Юго-Западных железных дорог. Товарищ председателя комиссии по обследованию Сибирско-Уссурийской железной дороги и рек Сибири.
         В 1905-1906 годах был Министром путей сообщения в кабинете графа Витте. После этого в 1906 году вновь управлял Юго-Западной железной дорогой.
Под его руководством Юго-Западная дорога стала одной из лучших. Доходность дороги увеличилась, хотя плата за перевозки систематически снижалась. Было открыто бесперегрузочное сообщение с австрийскими железными дорогами, возросло количество железнодорожных школ с 8 до 30, утверждено общество призрения сирот служащих Юго- Западной железной дороги с приютом и двухклассным училищем.
           По инициативе Немешаева в 1903 году при Управлении дороги была создана школа кондукторов, где кондуктора изучали специальные инструкции, повышали общеобразовательный уровень. По примеру Юго-Западной стали создавать такие школы и другие дороги.
          Клавдий Семенович принял активное участие в строительстве Киевского политехнического института, за что получил благодарность от императора. В 1911 году назначен членом Государственного совета. В 1914 году ему было поручено заведывание железными дорогами в Галиции.
           После революции работал в Наркомате путей сообщения, был членом правления Октябрьской железной дороги. В его честь названы две станции на участке Киев-Коростень Юго-Западной железной дороги. Это станции Немешаево и Клавдиево.

         ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ ПЕРВЕНКО(1857 - ?)
         Будучи членом КО РТО занимался инженерно-технической, изобретательской и рационализаторской деятельностью на электротранспорте.
Автор работы: "Солнце как источник мировой энергии и материи в едином лучистом состоянии : Опыт разыскания причин активности, бытия и человеческого разума в процессах окисления материи"(Киев,1912)

           ПАВЕЛ ЭМИЛИЕВИЧ РОМЕР(1835-1899) - математик, профессор Киевского университета.
          Учился сначала в калужской, а затем в симбирской гимназиях, по окончанию последней был награждён золотой медалью. Поступил в Казанский университет, затем перевёлся в Киевский университет, который окончил в 1857 году со степенью кандидата математических наук.
            В 1858 году определён сверхштатным старшим учителем в первую киевскую гимназию и одновременно прикомандирован к Киевскому университету для преподавания под руководством профессора чистой математики и подготовке к занятию кафедры. В это же время исполнял обязанности секретаря физико-математического факультета.
           В 1861 году удостоен степени магистра математических наук. В 1862 году командирован за границу с учёной целью. В 1866 году получил звание доцента, а в 1867 году - удостоен степени доктора чистой математики и утверждён экстраординарным профессором, а с 1868 года — ординарным профессором на занимаемой им кафедре.
          В 1870—78 годах был кандидатом на должность судьи в университетском суде, а в 1871—1878 годах — секретарём физико-математического факультета. В 1871 году утверждён членом попечительского совета по математике, также состоял членом при коллегии Павла Галагана со времени её открытия.
          В 1877 году был командирован в Варшаву на съезд естествоиспытателей, а в 1878 году на 4 месяца за границу с учёной целью. В 1883 году ему присвоен чин действительного статского советника.
           В 1891 году был уволен из университета по болезни в звании заслуженного ординарного профессора.
 
          ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ РУЗСКИЙ (1869-1937)
           Учился в Нижегородской классической гимназии, на физико-математическом факультете Московского университета (окончил его в 1891 г. по 1-му разряду с дипломом 1-й степени) и на инженерно-механическом отделении ИМТУ (1891-1895).
       В 1895 году со званием инженера-механика поступил в Киевские железнодорожные мастерские, затем исполнял должность старшего инженера тяги при Управлении Юго- Западной железной дороги.
         С 1896 года работал на Северной железной дороге на постройке Ярославско-Рыбинской ж.д., затем на Невском заводе в С.-Петербурге, конструктором в пароходном отделе.
             В 1897 году перешел в технический отдел Правления Общества Китайско-Восточной железной дороги (ОКВЖД), где проектировал буксирные пароходы для реки Сунгари, затем был командирован в Лондон наблюдать за выполнением заказов для ОКВЖД.
В 1898 году Рузский получил предложение от директора, открывавшегося в Киеве Политехнического института, В.Л. Кирпичева, принять командировку в Германию в Шарлотенбургский политехникум для подготовки к профессорскому званию. В 1901 году защитил диссертацию по теме «Теория гребных винтов», оппонентами при защите диссертации были А. П. Котельников и основоположник гидродинамики профессор Н. Е. Жуковский – один из его учителей. В течение двух лет (1904-05 гг.) исполнял обязанности декана инженерно-строительного отделения. С 1899 года читал лекции по прикладной механике в качестве и.о. экстраординарного профессора КПИ.
          В 1901 году удостоен степени адъюнкта прикладной механики и назначен экстраординарным профессором, а в 1903 г. ординарным по той же кафедре. В 1904-1906 годы - декан инженерно-строительного отделения. Авторитет Рузского был в КПИ непререкаемым, именно поэтому дважды, в 1907 и 1909 годах, ученым советом он избирался директором института – и оба раза не последовало утверждение свыше. Причиной был противоправительственный характер политических взглядов Рузского.
            10 марта 1911 года Д.П.Рузский, вместе с ещё семью профессорами КПИ подал в отставку и поступил на службу в Киевскую Городскую Думу в качестве главного инженера по постройке городской канализации. Постройка столь важного сооружения, как городская канализация и сборно-канализационный коллектор, - это заслуга Дмитрия Рузского
          Позднее он руководил постройкой водопровода в городах Харьков и Черкассы, был главным инженером по постройке канализации в Санкт-Петербурге (1913). Профессор института инженеров путей сообщения по кафедре гидравлики (1917).
          В 1916 году избран товарищем (заместителем) председателя Русского технического общества. С 1914 г. Д.П.Рузский в С.-Петербургском Политехническом институте: профессор на кафедре Строительного искусства по отделу водоснабжения и канализации (1918), декан инженерно-строительного факультета (1918), а 5 ноября 1919 года был избран ректором. Однако, в 1921 году вынужден был сложить с себя полномочия ректора, но оставался профессором и заведующим гидравлической лабораторией. Участвовал в создании и пуске Волховстроя – одного из первенцев плана ГОЭЛРО (1922).
         Летом 1924 года выехал с семьёй "на лечение" в Чехословакию. С 1925 г. профессор технического факультета Загребского Университета в Югославии, читал лекции по гидравлике, гидравлическим машинам, насосам, проводил научную работу и печатался до последнего года своей жизни.
         В 1926 г. делегат Русского Зарубежного съезда в Париже от Загребской организации русских националистов.

           АНТОН ЭМИЛЬЕВИЧ СТРАУС(1858 -?) -горный инженер, изобретатель, предприниматель, командор киевского яхт-клуба.

.
           ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ ЦЕХАНОВЕЦКИЙ (1833 -1889) - экономист, профессор с 1873 года.
Среднее образование получил в Нежинской гимназии, затем учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, который окончил в 1855 году со степенью кандидата. По окончании университета преподавал в Нежинской гимназии.
           В 1859 году защитил магистерскую диссертацию и получил должность адъюнкта в Киевском университете на кафедре политической экономии и статистики. Одновременно преподавал всеобщую историю в Киевском институте благородных девиц и статистику в кадетском корпусе.
            В 1862 году был командирован за границу. После возвращения - был избран экстраординарным, а после защиты в 1869 году докторской диссертации "Железная дорога и государство. Попытка исследования о важнейших предметах экономии и политики железной дороги" - ординарным профессором по той же кафедре Киевского университета. Был автором произведений о железнодорожном хозяйстве, выступал как сторонник активной роли государства в этой области. В 1871 году избран проректором университета. В 1872 году вновь командирован за границу. После возвращения в 1873 году перешел в Харьковский университет на должность ординарного профессора по кафедре политической экономии, где и преподавал до 1898 года.
        В 1875-1881 годах Г. М. Цехановецкий - секретарь юридического факультета. В 1881 году был избран ректором Харьковского университета.
В своих лекциях освещал вопросы экономической теории К. Маркса, при этом критически относился к его учению.
С введением нового университетского устава в 1884 году отказался от должности ректора Харьковского университета (по советской историографией был уволен с этой должности будучи обвиненным в пропаганде марксизма).
Награжден орденами Св. Владимира4-й ст., Св. Анны 2-й ст., Св. Станислава 2-й ст.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.Грицюта О. О «Наукова діяльність механіко-будівного відділу київського відділення російського технічного товариства в галузі залізничного транспорту».
        2.С. С. Довганюк « Історія становлення та розвитку механіко-будівельного відділу київського відділення російського технічного товариства (кінець ХІХ – поч. ХХ століть)»
        3.Л.А. Моторина (Научно-технические ведомости СПбГТУ, 1999,  № 2) « Дмитрий Павлович Рузский»
        4.Николай Морохин «Победитель снегов» https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=691010&archive=2011.08.01
5.Сергей Смолянников (Украина) «Братья, разделенные судьбой» http://webkamerton.ru/2013/08/bratya-razdelennye-sudboj