Маршрут изменен или об утрате доверия

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

(События происходили ещё до создания и сдачи трассы М-11)


В моём автомобиле много женских голосов. Каждый из них чувствует себя личностью, любит высказывать свои соображения и, так или иначе, влиять на мою жизнь. Не все они требуют к себе особого внимания, может, конечно, просто создают такую видимость, но что совершенно точно делают все они одинаково – ведут себя непредсказуемо.
Первый голос в этом хоре принадлежит, конечно же, жене. Из всех остальных она наиболее материальна. Имеет дипломы о самых разных образованиях и даже иногда делает неплохой суп, борщ или что там получается исходя из продуктов питания, имеющихся в наличии. Но главное, конечно, что у неё получается делать в поездке, так это самые черные предсказания нашей судьбы, которые выдаются «под руку», а точнее под руль, в моих руках. Иногда поёт песни, но это не всегда вовремя.
«Вторая скрипка» в этом женском хоре, несомненно, принадлежит девушке, сидящей в навигаторе. Она молода, задориста, имеет хорошую дикцию и звонкий голос, хотя песен и не поёт, но очень любит высказываться по самым разным поводам. Очень любит командовать - поверни направо, потом налево, тут резко развернись (через двойную сплошную). В основном же умничает по поводу дорожной обстановки, ожидающих  патрулях ДПС или авариях на трассе, по превышенной, по её мнению скорости.  Она великолепно водит меня по пробкам в Санкт-Петербурге, чем и заслужила  расположение и привязанность к своей бестелесной, но вполне важной особе. Я не до конца изучил коварные способности этой изворотливой девушки, что и послужило основной причиной приключений в поездке.
Третий голос у пожилой, умудрённой опытом женщины, сидящей в антирадаре. Эта дама знает наизусть тактико-технические данные всех сигналов, излучаемых радарами и устройствами фиксации от самых разных производителей. Пока эти устройства посылают мне «письма счастья», особенно смачно, шамкая вставной челюстью и глотая звонкие звуки, произносит она названия этого зла – «Стрелка», «Азимут», «Кордон», «Ураган», «Крис»… всего и не вспомнить.
Хотя этой даме не особо вовремя удаётся меня спасти, но она достойна уважения, хотя бы за свою цену и  широкие знания техники. А развелось этих устройств сейчас катастрофически много. Буквально каждый столб, каждое  ограждение скрывает притаившихся там «бандитов с большой дороги». Ну и методы отъёма денег тоже кроме возмущения никаких других эмоций не вызывают. «Слишком много» это не те слова для описания этой проблемы. «Безмерно, слишком, недопустимо и безгранично много» вот это, с моей точки зрения, будет соответствовать действительности.
Все же остальные голоса льются из музыкальных динамиков, не обладают обратной связью и интеллектом, особо на жизнь не влияют и легко приглушаются одним движением руки. Хотя без них тоже не обойдёшься – песни эти и прослушивание аудиокниг не веселья ради, а дабы не уснуть от монотонного движения.
А поездка в этот раз планировалась экспериментальной. Мысль просто ехать напрямик по московской дороге, а от Москвы уже дальше туда, куда кому надо приходит каждому водителю.  Такое поведение и послужило причиной чрезмерной нагрузки этой трассы. А нормальные герои всегда идут в обход (как пели бармалеи из фильма моего детства). По этой и некоторым другим причинам и назрела необходимость освоить объездную дорогу. Заранее был проложен маршрут через Красный холм. Никаких проблем девушка из навигатора в этой дороге не увидела. Помнится, что школьный товарищ Женька Григорьев мне тоже говорил, что можно ездить в объезд через Красный холм. А он всё же профессиональный водитель, поэтому я запомнил эти его слова. Оставалось только воплотить этот план в действительности. Разница в расстоянии по сравнению с классическим вариантом была не такой уж большой – меньше ста километров. Но по умолчанию, в результате объезда я лишался московских столпотворений и пробок.
И поначалу всё шло просто великолепно. Первый женский голос жены восхищался качеством наших новых дорог, второй деловито командовал «направо-налево», третий умничал о камерах фиксации и радарах. Удивила граница разрешенной скорости. Обосновывая ремонтными работами, скорость движения на трассе (без следов дорожных работ) ограничивали, где до 20-ти, чаще до 40, 60-т это уже был как подарок, а обычные 90 километров в час надо было ещё заслужить и выстрадать.  Не исполняешь – получишь «письмо счастья» с немереным штрафом за превышение, выезд на обочину или пересечение линий разметки, за это на придорожных стендах крупными буквами пугали полуторами тысячами рублей штрафа за одно пересечение. Ящики с фиксирующим оборудованием через каждые пару километров прятали за барьерами, вешали на столбах, мачтах и перекидных фермах. Но через несколько часов поездки мы уже перестали этому удивляться, устали.
После восхода солнца случилось ЭТО. Девушка из навигатора заставила съехать со скоростной трассы на маленькую просёлочную дорогу без покрытия, уходящую куда-то в лес.
«Этого не может быть! Какая-то ошибка программы», -  предположил я. Пришлось запускать запасную версию на другом смартфоне, но и он был непреклонен – всё правильно, дальше нам по песчаной разбитой дороге и другого варианта нет, только так.
Накануне был дождь, поэтому все неровности этой дороги были заполнены глубокими лужами.
Теперь-то мне ясно, что существовала она только на бумаге, и чиновники сдали её, в качестве дороги регионального значения, не глядя, подмахнув все бумаги, а деньги, скорее всего, украли. Но девушка из навигатора принимала всё за чистую монету. То, что в России является главной бедой, не знала и упорно вела нас по пути, достойному только деревенскому трактору. Хотя нам иногда встречались местные, на Нивах или уазиках.
Наша машина, собранная заботливыми руками японских рабочих, выдержала и это испытание. Хорошо, что она не красного цвета. Иначе стадо местных бурёнок с удивленным пастухом во главе могло не так лояльно поступить с нами. Они не понимали, почему это они должны уступить нам место для проезда по их родной, грязной деревенской дороге. А рога у них были знатные, одно движение такой головы -  и нет фары, другое движение -  нет всего остального стеклянного…
Надежда на то, что это мученье продлится недолго и надо просто немного проехать по ремонтному участку, не оправдалась. Мы месили грязь не один десяток  километров. После чего песок сменился на  разбитую бетонку и гораздо дальше на подобие нормальной дороги. И как бы ни пыталась оградить нас от пробок девушка из навигатора, всё равно в первый пункт назначения (родительский дом) мы прибыли на три часа позже расчетного времени. Мать так и просидела на лавочке думая, что мы вот-вот приедем.
Тогда я ещё не потерял доверия к нашей «путемучительнице», подумал, ну ошиблась, с кем не бывает, не учла национальный колорит…
После отдыха в промежуточном пункте мы продолжили путь дальше на юг. Предстояло испытать платные дороги трассы «Дон» и  понять,  стОящая ли это вещь.
Платные дороги оказались обычной федеральной дорогой, только со шлагбаумами оплаты. Построенные на наши народные деньги они теперь являются средством обогащения каких-то людей. Иногда длина участка «на кормление» выдана всего в пару километров. Точно так же, как на обычной дороге, там есть радары-вымогатели, камеры фиксации, а стало быть, присутствуют ограничения в скорости и как следствие дополнительные расходы на штрафах.
Третий голос бабушки-всезнайки как мог, пытался нас защитить, но получилось это или нет,  мы узнаем только через два месяца, открыв свой почтовый ящик.
Так и неслись мы по этим участкам, раз за разом открывая шлагбаумы своим транспондером.
Ситуация изменилась на подъезде к Ростову-на-Дону. Не доехав до следующего платного участка, девушка навигатор задумчиво изрекла: «Маршрут изменён!». И вместо объезда большого города повела нас по его улицам – то направо, то налево. Не знаю, что мы выгадали кроме экономии платы за проезд, но помотались по городу мы изрядно.  Простил я девушку и в этот раз. «Экономная», -  подумалось тогда мне. Она же не знала, что я как раз был намерен потратить деньги на платные участки, чтобы понять, сколько это стОит.
Но с этого-то момента и началась у неё эта профдеформация.
Она стала водить нас огородами. И это не гипербола. Мы пробивали путь к Крымскому мосту буквально по улицам дачных участков и каким-то странным дорогам станиц со знаками «Главной дороги».
«Этого не может быть!», - каждый раз говорил я себе, но искать других вариантов не стал, ей видней там, сверху-то, или откуда она там смотрит. Да и усталости от её выдумок накопилось. А как лучше ехать, ещё большой вопрос.
Дело в том, что поток машин, который едет в одном направлении,  хорошо запоминается. Всё время обгоняют одни и те же автомобили, автобусы и прочие там грузовики. Они становятся просто как родными. Уже знаешь от кого можно ждать «заподлянки» из-за жлобского поведения на дороге, а кто напротив, вежлив и учтив.
Так вот, раз постоянно в потоке одни и те же, то мы спокойно едем примерно с одинаковой средней скоростью.
Но в какой-то момент  «подруга» чуть не подвела меня под лишение водительских прав, потребовав свернуть с дороги, а там сделать резкий поворот через встречный поток и двойную сплошную. Мысль, что так делать нельзя как молния пронеслась, как только увидел усиленный пост ДПС именно на этом месте, которые «принимали в свои объятия» всех счастливых обладателей такой же программы навигации. Мы просто проехали мимо, в чуждом для нас направлении. И тут я уже пошел на критические меры – запустил на резервном смартфоне другую, не пользующуюся авторитетом программу навигации Навител. Она поздоровалась голосом деревенской женщины, испившей квасу и готовой на всё, что поручат. Энергично выкрикнула «Приготовьтесь!...».
К чему надо было приготовиться я так и не узнал…  Не зря эта программа не пользуется спросом.
Поехали дальше, как советовала девушка-Гид, ничего не поделаешь.
Но проблема заключалась ещё и в том, что боясь кого-то обидеть, на указателях совершенно отсутствовали такие названия как Керченский или «Крымский мост». Поэтому зародилось сомнение – туда ли мы едем, ведь ехали мы буквально огородами и просёлочными дорогами. Девушка могла вести нас к паромной переправе, а это совсем не то, что нам нужно. Изготовители этого программного обеспечения очень сильно не хотят терять украинский рынок, поэтому под запретом сама мысль об использовании таких названий. Моста как бы и не существует.
Пришлось остановиться и спросить у Интернета – как всё же проехать к Крымскому мосту. Из идеи ничего не вышло, толкового ответа не нашёл. И тут я решил пойти другим путём: «А найди- ка ты нам трассу А-290» (проходит  как раз по мосту). «Есть такая», - согласилась «навигаторша» и повела как всегда «огородами» к А-290, поминутно выкрикивая не к месту «Маршрут изменен».
Постоянно не покидало ощущение, что мы тут уже проезжали, что она водит нас по одним и тем же круговым развязкам. В какой-то момент мы вообще уткнулись в ограждение дороги с обратной стороны. Когда за бортом ночь, а ты утыкаешься в несуществующий выезд, то доверие теряешь окончательно. Хорошо, что нам повезло, и в ограждении был разрыв, позволяющий нам въехать на трассу.
К мосту выехали под утро, заря только занималась, по бортам почти ничего не было видно, но уже ощущение того, что вырвались на оперативный простор, было достаточно.
Ну а там, за мостом, и небо выше и воздух чище. Последним экспериментом должна была быть поездка по строящейся трассе Таврида. Сил на горную Судакскую дорогу всё равно уже не было.
Трасса действительно строящаяся.  Всё, что можно об этом сказать. Пока в работе только по одной полосе в каждом направлении. Было раннее утро, поэтому этот факт позволил нам домчаться до Симферополя без проблем. Ну а днем, на этой трассе, скорее всего аншлаг.

Продолжение следует…

Прошло несколько лет. Я по-прежнему езжу в окружении женских голосов, толковых указателей на дорогах как не было, так и нет, а бумажные карты давно ушли в историю.
Уже достроена великолепная трасса М-11, позволяющая без пробок доехать из Питера в Москву и обратно. Есть разрыв в районе Твери, но это уже меньшее зло, трасса свою задачу выполняет даже с этим разрывом. С тем, что было раньше не сравнить. И хоть трасса не дешевая, но многочисленные зоны отдыха с бесплатной парковкой, туалетами, столами, беседками и даже спортивными площадками для разминки делают своё полезное дело.
Уже построен объезд Лосево на трассе М-4, этого узкого горлышка, где мы сделали в своё время рекорд стояния – 7 часов дерганья по полметра без всякой видимой причины для такой пробки. Но все эти изменения не улучшили главной проблемы – как не было безошибочной программы навигации, так её и нет. При условии наличия мобильного Интернета более-менее выручает Яндекс-навигатор, но это такая засада, которая может просто угробить либо тебя, либо твой автомобиль. Дело в том, что в этой программе нельзя отключить грунтовые дороги (дороги без покрытия). И эта девушка Алиса ведет тебя такими буераками, где можно лишиться всех колес или, как вариант, даже жизни. В этой поездке 2021 года в Крым она властно вывела нас в чистое поле, засыпанное крупным щебнем. Зачем, я до сих пор не знаю, видимо решила, что это дорога на сто метров короче. Каждый удар камня по аркам колес, днищу, покрытия кузова отдавался болью и яростью к этой наглой девице, которую нельзя называть по имени. Ведь после этого она тут же лезет в разговор со своими шуточками и подколами. Ей-то что, она виртульная… А вот то, что мы страдаем по её вине её только веселит! Бог миловал, колеса остались целы, но не всем так повезло как нам. И затем она вернула нас на ту же самую дорогу. МЫ МОГЛИ НЕ СВОРАЧИВАТЬ, А ПРОСТО ЕХАТЬ ПРЯМО!
Как вариант для проверки навигации была добавлена программа «Прогород», но она как зависла на выезде так и висела постоянно на протяжении всего пути, периодически ругаясь на видимость спутников. Толку – ноль. Старожилы «Навител» и «Сити-Гид» как раньше чудили, так и сейчас продолжают чудить. Один кричит «направо», другая «налево», на круговых развязках съезды называют по-разному. Врут и на картинке, если не слушать, а съезжать по стрелке на экране, то почти всегда получаешь «вы ушли с маршрута». В сухом остатке – доверия как не было, так и нет. Из-за таких ошибочных съездов покружили мы изрядно, в Москве, Ефимове, потеряли кучу времени, бензина и жизненной энергии.
Хорошо хоть «приколисты» с «Батайского кольца» не тормознули. Эти «продавцы полосатых палочек» уже окучивали пару десятков счастливых обладателей лишних дензнаков и нас эта участь миновала. Если кто не к курсе, то есть такое место в окрестностях Ростова-на-Дону, где местные ГАИшники вменяют в вину наезд на сплошную линию в попутном направлении, трактуя это как серьезное нарушение. По их версии это выезд на «встречку» с лишением прав вождения автомобиля. Даже если ты не наезжал на разметку, всё равно могут остановить. Как вариант – делать удивленные глаза и требовать видеозапись нарушения. Говорят помогает.
Радость была одна – поездка по законченной трассе «Таврида». Это уже не та «дорога смерти», что было раньше при строительстве, когда ехали оба направления по одной дороге, снуя из полосы в полосу. Теперь ты едешь спокойно на комфортной для тебя скорости и ни ты, ни тебе, никто не мешает.
Радость закончилась на объездной Симферополя – местных сильно раздражают чужие регионы на номерах. Они, подрезают, берут в коробочку. Уставшим водителям, особенно ночью, надо держать ухо востро, это те ещё сволочи. Примерно как московские «подставщики» с МКАДа.
Если подвести итог, то поездка из Санкт-Петербурга в Крым в этом году на двоих по бензину, платным дорогам (а возможно и штрафам, которые поступят позже) оказалась дороже дешевых авиабилетов в том же направлении.
Поэтому, друзья, делайте выводы. Если не надо везти груз, и нет страха к воздушному транспорту, то быстрее, дешевле и комфортнее всё же рискнуть полететь самолетом (если он не упадет на кукурузное поле)))

Продолжение следует…