Ч. 111 Голова на пирамиде

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/07/06/1941

Восточный Туркестан в 1858 году был охвачен восстанием. Но купцы за выгодой были готовы идти хоть к чёрту в зубы. Валиханов в начале путешествия вёл дневник, но понял, что это крайне опасное занятие, если кто-нибудь заметит.
 
У китайской границы он зарыл свой дневник в землю. В Кашгар караван пришёл в октябре. Переход был таким трудным, что из ста одного верблюда купцы лишились шестидесяти пяти животных.

В марте следующего года Валиханов с караваном отправился домой. Его спутникам и ему пришлось вторично пересекать Центральный Тянь-Шань. Этот путь был ещё более опасен из-за возможности нападения грабителей на купцов, возвращавшихся с деньгами за проданные товары.

Благодаря своей уникальной памяти Валиханов составил подлинно научное описание Восточного Туркестана. В Омске генерал-губернатор передал ему приказание явиться в Военное министерство.

В Петербурге в 1860 – 1861 годах он принял участие в составлении и издании Главным штабом секретных карт Средней Азии.

В Министерстве иностранных дел Чокан Валиханов рассказал, что ему удалось узнать о гибели Адольфа Шлагинтвайта: «Очевидцы сообщают, что незнакомец был высокого роста, одет в туземную одежду, а длинные волосы его непокрытой головы были взъерошены ветром. Казнь произошла за городом. Его отрубленную голову поместили на верхушке пирамиды из отрубленных голов. Всё это произошло в августе 1857 года ".

Следует сказать, что русские путешественники и исследователи Пётр Петрович Семёнов и Чокан Валиханов в отличие от своих прусских и английских коллег, сделали всё, чтобы сохранить память об Адольфе Шлагинтвайте.

Семёнов убедил Русское географическое общество собрать пожертвования на памятник и сделать памятную доску. Памятник в Кашгаре открыли 12 декабря 1889 года, а до этого четыре года русский консул Николай Фёдорович Петровский вёл переговоры с китайскими властями.

В 1902 году берлинский востоковед Мартин Хартманн сообщил,  что памятник разрушен наводнением, но мемориальная доска уцелела и хранится в российском консульстве. Потом наступили такие времена, что о братьях забыли. Вспомнили не так давно в 2015 году.

В Мюнхене была выставка, посвящённая братьям, и издали книгу с иллюстрациями об их путешествиях. Трагически погибший Адольф Шлагинтвайт был прекрасным художником, оставившим после себя сотни рисунков и акварелей, написанных во время путешествия.

В столице Чокана Валиханова обласкали. Он удостоился высочайшей аудиенции, Александр II обнял его и поцеловал. Чокана избрали действительным членом Русского географического общества.

Его наградили орденом св. Владимира 4-й степени для мусульман (не было изображения креста), этот орден давал права потомственного дворянства. Ему присвоили очередное звание штаб-ротмистра и оставили для службы в Генеральном штабе.

Но по ходатайству министра иностранных дел светлейшего князя Горчакова его перевели в Азиатский департамент, занимавшийся внешней разведкой.

Чокан Валиханов был выдающейся личностью, одним из образованнейших и умнейших людей своего времени, обладал множеством талантов.

К несчастью, он заболел туберкулёзом, или как тогда говорили, чахоткой. Надеясь на выздоровление, он попросил разрешения вернуться в родной аул. Учитывая рекомендации петербургских врачей, такое разрешение ему дали.

На родине Валиханов задумался над тем, чтобы принять участие в выборах старшего султана. В одном из писем Достоевскому он писал: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников…».

А вот этого меньше всего хотелось царским чиновникам, они прекрасно понимали, какие могут быть последствия, окажись на таком посту смелый, высокообразованный, умный человек.
 
Сменивший генерала Гасфорда генерал-губернатор Западной Сибири Александр Осипович Дюгамель сделал всё возможное, чтобы Чокан Валиханов не победил на выборах. В наше время это называется «использовать административный ресурс».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/07/08/497