Веретенник

Артем Фадеев
Как все хорошее отпуск имеет обыкновение заканчиваться слишком быстро.
Пришла пора и нам с Ольгой покидать гостеприимный дом Агриппины Васильевны и отправляться в обратный путь.
Я погрузил в багажник автомобиля наш чемодан и просторную сумку, а затем, остановившись на месте бросил взгляд в сторону такого родного домика бабушки Маруси.
Воспоминания с калейдоскопической быстротой закружились у меня в голове.
Я и не заметил, как ко мне подошла Агриппина Васильевна и нарушив торжество момента поинтересовалась: - Скучаешь?
- Что? – вынырнув из воспоминаний рассеянно поинтересовался я.
- По Маруське, говорю, скучаешь? – хитро прищурилась старушка.
- Скучаю, - признался я.
- И я тоже тоскую по моей подружке, - тяжело вздохнув, призналась мне Агриппина Васильевна: - Хочешь попрощаться? – задала совсем уж неожиданный для меня вопрос собеседница.
- Что? – неподдельно удивился я: - С кем?
- С домом еёшным, - по-простому пояснила старушка.
- Не отказался бы, - почувствовав, как заколотилось сердце в груди, честно признался я.
- На вот, держи, - протянула мне знакомый ключ на веревочной тесемке Агриппина Васильевна: - Держала я у себя ее ключик от избы. Дала она мне его в свое время, на всякий случай. Так вот и не пригодился. Хоть сейчас для доброго дела послужит. Пока Олюшка твоя чай пьет, сходи в Марусин дом, навести его.
- Спасибо вам, Агриппина Васильевна, - расчувствовался я, принимая заветный ключ: - Вот так подарок на прощание вы мне устроили. Весь отпуск на дом из вашего окна любовался, а теперь и посетить его смогу.
- Ступай, Артемка, - благодушно кивнула мне старушка: - Не задерживайся только. Ольга волноваться станет.
- Я быстро, - уже направляясь к дороге, пообещал я.
- Иди, иди, - махнула мне рукой в след Агриппина Васильевна.
Словно во сне я пересек пыльную асфальтированную дорогу, и поднявшись по крыльцу, выкрашенному в синюю краску, начавшуюся облупаться, с первого раза открыл замок, висящий на железных петлях.
Потянув за старенькую веревочку я осторожно отворил дверь и вошел в сени.
В полутемном помещении стояла оглушительная тишина.
Дверь я закрывать не стал, а наоборот, отворив ее так, чтобы в сенях было больше света сделал шаг вперед и осмотрелся по сторонам.
Казалось, что с моего последнего посещения дома здесь ничего не изменилось. Только алюминиевое ведро, в котором я носил воду стояло на столе абсолютно пустое. Холодильник был выключен и не работал, а в остальном никаких изменений я не заметил. Вот только на деревянном диванчике, стоявшем в углу я заметил незнакомую мне вещь. Готов был поклясться, чем угодно, что раньше я ее в доме никогда не видел.
Приблизившись к дивану я осмотрел то, что привлекло мое внимание. Среди пустых тазиков и коробок затесалась длинная изящная деревянная палочка с намотанной на нее белоснежной нитью.
Я взял предмет привлекший мое внимание в руки и осторожно потянул за край нитки. Разумеется я догадался, что держу в руках веретено, хотя до этого видел его только на картинках. Странным мне показалось то, что несмотря на любовь бабушки Маруси к рукоделию, я никогда не видел, чтобы она использовала в быту старинный прядильный инструмент. Еще раз осмотрев находку, я вернул ее на место и продолжил экскурсию по дому.
В комнате, где мы с хозяйкой выпили не один литр чая все осталось на своих местах. Вот только на диванных ручках и поверхности стола был заметен толстый слой пыли.
Напоследок я вышел на дворовое крыльцо. Из-под неплотно подогнанных друг к другу досок пробивались сорняки, а пространство, где прежде гуляли куры заросло крапивой. Дом и двор без хозяйской руки постепенно приходили в упадок. Где-то в груди я ощутил горькое чувство сожаления.

Спустя минут пятнадцать я вернул Агриппине Васильевне ключ от дома бабушки Маруси и мы с Ольгой, попрощавшись со старушкой отправились в обратный путь. До большака мы добрались без особых приключений, но как только автомобиль вырулил на трассу раздался громкий хлопок и машина резко просела на одну сторону.
Я затормозил и аккуратно припарковался прямо на обочине.
- Что случилось? – запереживала Оля.
- Похоже мы пробили колесо, - ответил я ей: - Ничего, у меня есть запаска. Сейчас поменяю и мы продолжим поездку.
- Ну, вот, - вздохнула Ольга: - Надо же, какая неприятность.
- Я быстро, - пообещал я и открыв дверь, выбрался из машины.
Почему-то вокруг было темно, и только у меня из-за спины струился яркий свет. Я не сразу понял где нахожусь, а тем более как я сюда попал. Несколько секунд ушло у меня на то, чтобы сориентироваться на местности. Как бы это ни странно звучало, но я стоял в сенях дома бабушки Маруси. Мой взгляд задержался на пустом алюминиевом ведре. Помотав головой, я постарался сбросить с себя наваждение, но оно никуда не пропало. Выключенный холодильник, три двери по сторонам и деревянный диван в углу взирали на меня с безмолвным молчанием.
- Что происходит? – негромко спросил я сам себя.
Конечно же, мне никто не ответил. Я огляделся по сторонам и вновь обратил внимание на веретено, лежавшее на диванчике. Я подошел к дивану и взял в руки старинный предмет. Покрутив его в руках, я вернул веретено на прежнее место, и прошел в комнату. В помещении стояла гнетущая тишина, а с портрета на стене на меня смотрели молодые хозяева дома.
Я бросил взгляд на наручные часы и обнаружил, что сейчас половина девятого, то самое время, когда я совершал экскурсию по дому бабушки Маруси.
- Как это может быть? – не сдержавшись пробормотал я себе под нос.
Закрыв дом на замок я поспешил обратно.

Агриппина Васильевна приняла у меня ключ, и мы с Ольгой попрощавшись со старушкой отправились в обратный путь.
Перед этим я предусмотрительно поменял колесо, которое должно было лопнуть по дороге.
Голова шла кругом, и я никак не мог понять, что же именно со мной произошло.
- Послушай, Оля, давай заедем на кладбище. Попрощаюсь с бабушкой Марусей, - неожиданно предложил я жене: - Кто знает, когда мы еще окажемся в этих краях?
- Конечно же, - искренне улыбнулась Ольга: - Я не против.
Вместо того, чтобы свернуть на перекрестке налево, я развернул машину в противоположную сторону, и мы покатили к деревенским посадкам.

Погост встретил нас тишиной и полным безветрием. Довольно скоро я обнаружил нужную могилку. Мы подошли к двойному захоронению и остановились рядом с металлической оградой. Ольга нежно взяла меня за руку и положила голову на плечо.
Я глубоко вздохнул и посмотрел на два деревянных креста, с которых на меня безмолвно смотрели бабушка Маруся и ее муж Алексей.
В следующую секунду изображения на портретах резко помолодели, слились в один снимок и переместили куда-то вверх.
У меня захватило дух, когда я понял, что стою на пороге комнаты в доме бабушки Маруси и смотрю на портрет четы Смирновых, висевший на стене над стареньким телевизором.
- Да, что же это такое? – в сердцах бросил я. Ни на секунду не сомневаясь, что снова вернулся на некоторое время назад в тот самый момент, когда осматривал дом бабушки Маруси, я бросил взгляд на свои часы. Так и есть, стрелки показывали половину девятого. Я развернулся, вышел в сени и пройдя мимо стола, на котором стояло пустое ведро, решительно направился к распахнутой входной двери.
Звук падающего предмета донесся до моего слуха в тот самый момент, когда до крыльца мне оставалось сделать не больше двух шагов.
Я оглянулся на звук.
Веретено, про которое я уже успел забыть, лежало на полу рядом с деревянным диваном. Инстинктивно я подошел к нему, поднял и положил на прежнее место.
Выйдя из дома, я закрыл замок и поспешил перейти дорогу, где уже ждала меня Ольга, сидевшая в машине и Агриппина Васильевна, стоявшая неподалеку от автомобиля.
- Вот ключ, - протянул я старушке ключик на тесемке: - Спасибо вам большое. Только вот…, - не зная как продолжить свою мысль, я замолчал на полуслове.
- А чаво стряслося? – засуетилась Агриппина Васильевна, принимая у меня ключ: - Что-то ты, Артемка сам на себя не похож. Чего ты там в избе увидал?
- Странно все это, - предупредил я собеседницу.
- Никак не возьму в толк, о чем ты толкуешь, - пряча ключик в карман, произнесла старушка.
- Я как будто уже три раза ходил в дом к бабушке Марусе, - сумбурно объяснил я: - А потом мы с Ольгой уезжали, и я снова оказывался в избе. И так по кругу несколько раз.
- Ишь ты, напасть какая, - сочувственно, но без признаков удивления, сказала Агриппина Васильевна: - А ты тама ничего не трогал? В руки ничего не брал?
- Да вроде бы нет, - отрицательно покачал я головой: - А если и брал, так обратно потом на место положил.
- Брал значит, - безапелляционно заявила старушка, сверля меня взглядом: - А чего хватал-то?
- Веретено, - признался я: - Там на диванчике в сенях лежало.
- Отродяся у Маруськи веретеньев не было, - констатировала Агриппина Васильевна: - Не ейная это вещь.
- А чья же тогда? – искренне удивился я: - Как чужой предмет мог в закрытый дом попасть.
- Веретенник это балуется, - поведала мне собеседница, смотря куда-то в даль.
- Это что за зверь? – уточнил я: - Никогда о таком не слышал.
- Да я и сама о нем только раз от Маруськи слыхала, - призналась мне старушка: - А вот запомнила, почитай на всю жизнь. Говорила она мне, что как только дом хозяева покидают за ними следом все духи уходят, кто в избе до того жил. Ну домовые там, дворовые всякие. А вот на смену им в пустое жилье Веретенник наведывается. Забота его закружить человека, что случайно или по умыслу в дом пустой наведается. Веретенник-то его своим тепереча считает, а жить ему одному тама скучно, вот он и подкидывает свое веретенце на видное место. Как только чужак хватается за его нитку, так его судьба с веретеном и переплетается, и крутит ей Веретенник как хочет, да все норовит обратно путника в дом воротить, чтобы тот ему кампанию составил.
- А как же мне теперь от этого наваждения избавиться? Есть какой-нибудь способ? – с надеждой в голосе поинтересовался я.
- Сказывала Маруська, что покуда Веретенник игрушку свою не прибрал, человек должен обратно воротиться, нитку с веретена расплести, да с собой забрать. Тогда и нечем станет Веретеннику крутить, и власть его над гостем навсегда пропадет.
- Агриппина Васильевна, верните мне ключик, - попросил я: - А-то так я ведь с вами никогда не распрощаюсь.
- Бери, милок, бери, - вытащила ключ из кармана старушка и протянула его мне обратно: - Да поторопись, пока он веретено себе не прибрал.
- Спасибо, - бросил я и поторопился обратно к дому бабушки Маруси.
- Артем, ты куда? – выбравшись из машины, поинтересовалась у меня ничего не понимающая Ольга.
- Я быстро! – пообещал я на бегу: - Потом все объясню.

Взбежав на крыльцо я торопливо открыл замок и отворил дверь. Оказавшись в сенях, я бросил взгляд на деревянный диванчик и с облегчением обнаружил, что веретено лежит на прежнем месте, вот только нитка с него была распущена и свисала почти до самого пола. Я схватил деревянную палочку и быстро смотал с нее белую нить. Засунув ее в карман, я облегченно вздохнул и пробормотал себе под ном: - Вот теперь прощай, бабушка Маруся.

Вернувшись обратно я передал ключ Агриппине Васильевне и принялся за замену колеса.
Ничего не понимающей Ольге я в общих чертах рассказал о том, что со мной произошло. Весело рассмеявшись она попыталась убедить меня в том, что все это мне просто приснилось. В игры Веретенника она не поверила.
Наконец, окончательно и бесповоротно собравшись в путь мы распрощались с Агриппиной Васильевной и покатили по дороге в сторону выезда из села.
Машина выехала на большак и легко покатила по бетонированной двухполосной дороге. До города мы добрались без приключений.