Жизнь и искусство

Валерий Протасов
   Во все эпохи, конечно, существовали люди, считавшие, что жизнь и искусство ; одно и то же и если в жизни есть безобразное, то оно должно быть и в искусстве. Но люди эти, как правило, были малообразованы и доступа к печати своих мнений не имели, да и не ощущали потребности их выразить. Теперь же в эпоху Интернета выражаются все, по любому поводу, ничем не стесняясь. Более того, пишут рассказы  с самым приземлённым содержанием, копирующим «сырую правду» жизни. Произошло преступление с самыми ужасающими подробностями, тащи его на экран компа или на страницы самиздата. Рассказ схематичный, зато бьёт по нервам. «Вот как смело! Вот она, правда жизни!» - скажут об авторе  люди доверчивые, но без природного художественного чувства.
В жизни, конечно, бывает всякое. Но между натурализмом жизни и искусством есть некая разница. История несчастного случая на дороге, напоминающая о страшных последствиях превышения скорости, - одно. А судьба человека - другое. Цель искусства: вызвать катарсис, очищение и просветление духа даже через потрясение. А если бить читателя в лоб, по сердцу и по печени, то это больше похоже на пытку, чем на просветление, ибо сердце может не выдержать. Все трагические истории в искусстве, от "Ромео и Джульетты" до "Тихого Дона" вызывают чувство очищения и подъём духа через красоту, а не безысходность. «Чёрное солнце» над головой Григория Мелехова скажет больше о том, что произошло в душе этого человека, чем тысячи подробностей. Сцена смерти Анны Карениной потрясает, но не натуралистическими подробностями, а тем, что стоит за этим и как это написано. Небо Аустерлица в «Войне и мире» охватывает душу ледяным холодом, в котором бьётся горячее сердце человека. В этом и разница между натурализмом жизни,  его копированием - и искусством. А красота не только в приятном для глаза образе, но и в самом звучании слова, в тональности. Так трагически красива музыка Л. Бетховена, П. Чайковского, Д. Шостаковича.