16. Сухаревка

Виктор Еремин
Там, где сейчас проходит трасса Садового кольца, напротив современной больницы НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и выходов из станции метро Сухаревская, в первые годы царствования Петра I была построена высокая башня. Она охраняла парадный въезд в столицу. Служил там стрелецкий полк Лаврентия Сухарева. Потому башня получила название Сухарева, а вся местность вокруг неё стала называться Сухаревкой.

В 1812 г., когда Наполеон бежал из Москвы, сохранившееся в опустевших домах имущество было растащено выжившими москвичами. Губернатор города издал указ о том, что всё утащенное остаётся у того, кто его стащил. Если же кто хочет избавиться от украденного, то имеет право продать его на площади перед Сухаревой башней. С этого времени на Сухаревке начал работать самый большой в Москве вещевой рынок, где обворованный мог найти украденную у него вещь и дёшево выкупить её.

Сухаревка приобрела славу не только в городе, но и по всей стране, а Сухарева башня стала известна на всю Россию. Когда в советские годы московские власти решили построить ровное круглое Садовое кольцо, оказалось, что Сухарева башня преграждает путь. И башню снесли. Но историческое название района Сухаревка осталось.

Колдун из Сухаревой башни

У Петра I был верный соратник Яков Брюс. Это был высокоучёный муж, знаток математики и астрономии. Царь позволил ему использовать Сухареву башню для научных опытов. Простой люд сразу объявил Брюса колдуном, да не простым, а самым великим за всё время существования людей. О Брюсе сложили множество легенд. В главной легенде рассказывается, будто дьявол написал Чёрную книгу — главную книгу мировой нечисти. Бог отобрал эту книгу и забросил её на самое глубокое место в океане. Даже дьявол не мог достать её оттуда. А вот колдун Брюс сумел достать и замуровал книгу в подвалах Сухаревой башни. С тех пор вся нечисть мира стремится обосноваться в Москве, ближе к своей святыне. Рассказчики имели в виду жуликов Сухаревского рынка.

О Сухаревском рынке

Лозунг Сухаревки: «На грош пятаков!» Сюда одних гнала нужда, других — азарт наживы, а третьих — спорт, опять-таки с девизом «на грош пятаков». Один нёс последнее барахло из крайней нужды и отдавал за бесценок: окружат барышники, чуть не силой вырвут. И тут же на глазах перепродадут втридорога. Вор за бесценок — только бы продать поскорее — бросит тем же барышникам свою добычу. Покупатель необходимого являлся сюда с последним рублем, зная, что здесь можно дёшево купить, и в большинстве случаев его надували. Недаром говорили о платье, мебели и прочем: «Сухаревской работы!» Ходили сюда и московские богачи с тем же поиском «на грош пятаков».

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»