Самый желанный салют

Сергей Геннадьевич Новиков
4 ноября 1971 года на площади Ленина высоко в небо ударил столб такой долгожданной «большой воды».

Как мы уже знаем, 1 января 1970 года началось строительство водопровода Троицкая – Новороссийск. Строителям магистрали предстояло уложить 67 километров труб большого диаметра. Самый сложный объект на трассе – тоннель, протяженностью 738 метров. Его строительство было поручено Ташкентскому тоннельному отряду №2 Метростроя. Сметная стоимость работ – 20 миллионов рублей.

Благодаря всеобщему энтузиазму строительство началось без промедления и раскачки. Уже 13 апреля 1970 года первый секретарь горкома партии Яков Швыдков запишет в своем рабочем дневнике: «По цементу, трубам, лесоматериалам – все вопросы решены. 23 км труб – сварены в плети.  14 км – вывезены на трассу, в нитку сварено около 8 км, подготовлены переходы через железнодорожные полотна, оросительные каналы. Финансирование обеспечено полностью».

К концу года стало очевидным, что завершить строительство водовода можно не в 1972 году, а на год раньше. Для решения этой задачи нужна была помощь горожан. Новороссийцы, давно мечтавшие о воде «не только по праздникам», откликнулись на призыв руководителей города. В ходе субботников и воскресников они безвозмездно отдали строительству 50 тысяч человеко-дней, участвуя в рытье траншеи для магистральной трубы на улицах города.
И вот он настал тот памятный день, когда «большая вода» пришла в Новороссийск. 4 ноября 1971 года на площади Ленина при огромном стечении ликующего народа был открыт вентиль. Столб воды взметнулся в пасмурное небо. Счастливые люди рванулись ловить кружками и чашками ниспадающие струи пока еще грязной и ржавой, но такой живительной влаги…

Память об этом событии вскоре нашла свое отражение  в уникальном скульптурном образе – единственном в России памятнике «большой воде». «Дарящая воду» – так назвали свою железобетонную композицию скульптор Валод Чилингарян и новороссийский архитектор Гурген Наджарян. К сожалению, металл и бетон не выдержали испытание временем. Они разрушились к тому моменту, когда город в очередной раз ощутил «большую жажду». И, осознав, что рано расставаться с символом своей великой надежды, горожане восстановили «Дарящую воду» руками скульптора Александра Суворова в оптимистичной и призывной пластике нержавеющей стали.