Справедливость как элемент нравственности

Вячеслав Тихомиров
Человек на протяжении всей своей жизни постоянно, если не ежеминутно, осознанно или неосознанно, употребляет термин «справедливость», примеряя к этому понятию свои поступки, поступки окружающих, явления и события окружающего мира.
Справедливость – явление общественно – социальное, справедливость существует как проявление отношений в человеческом обществе между людьми. С момента, когда человек стал осознавать себя личностью, а это осознание могло возникнуть только в среде себе подбных, вопрос справедливости стал для человека критерием позиционирования себя в окружающем мире – как мир относится к нему, человеку, не нарушает ли его права личности и если нарушает, то почему.
Любому нормальному человеку очень важно понимать, как к нему относятся, как воспринимают его другие люди, общество.
Справедливость является одним из главных критериев, который человек использует как инструмент для критического осмысления мира, себя и иных людей, отношений среди людей.
Жизнь на Земле существует до тех пор, пока существует реализация принципов справедливости в борьбе между злом и добром, вообще борьба зла и добра – это борьба за существование и торжество принципов справедливости.
Исчезнет справедливость- значит победило зло и жизнь на Земле прекратится.
Википедия определяет «Справедли;вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
Является одной из основных категорий этики. Как черта характера считается добродетелью.»
Справедливость является составной частью нравственности. Кризис нравственности неразрывно связан с кризисом справедливости, как индивидуальной, так и общественной.
По Википедии «Нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.»
Нарушение принципов справедливости свидетельствует о нарушении принципов нравственности.
В мире все материально.
Нарушение принципов справедливости у конкретного человека вызывается, как правило, нарушением в организме человека механизма, отвечающего за адекватное восприятие мира и происходящих в нем явлений, что отражается в химических реакциях, вырабатывающих сложные химические вещества, отвечающие за поведение человека.
Человек перестает контролировать себя как социальную личность, то есть личность, которая живет в обществе и за счет общества, начинает считать себя исключительным, особенным, забывая о наличии многочисленных общественных и социальных связях, за счет которых человек живет как личность и достойно реализует себя, достиг тех или иных высот.
Сейчас не будем исследовать механизм и причины, которые повреждают в человеке ту часть, которая отвечает за сохранение правильного функционирования механизма социальной ответственности человека перед обществом и людьми и который реализует в человеке на уровне динамического стереотипа поведение в вопросах соблюдения справедливости.
Нужно отметить одно, что даже люди, воспитанные в духе социальной справедливости, могут быть подвержены деформации, которая превращает их в эгоистов, забывших, что все, что они имеют, они имеют именно благодаря реализации принципов справедливости – когда -то они получили образование, доступ к власти именно на основе принципа справедливости – учись, развивайся и займи место в жизни, достойное твоим знаниям и способностям.
Согласно Википедии – «Эгоизм, Самолюбие — поведение, целиком определяемое мыслью человека о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.»
Фактически эгоизм – это отрицание принципов социальной справедливости, когда человек живет, полностью исключив из своего жизненного оборота термин «справедливость» в истинном его понимании.
Конечно, попадая в тюрьму за хищение, за получение взяток, злоупотребление властью такие люди начинают часто говорить о несправедливом к ним отношении, требуют от власти «справедливости».
Но это, как правило, речь о том, что другие, такие же, как они, совершают подобные действия и не отвечают за них по закону конфискацией имущества, заключением под стражу, и это - несправедливо.
Государство на всех этапах существования является органом, призванным в первую очередь обеспечивать соблюдение в обществе принципов справедливости, именно для этого государство и создается, для сохранения и обеспечения принципов справедливости между людьми, справедливости между органами власти и людьми.
Какие бы не были экономические, технологические и иные новшества в обществе, если государство не обеспечивает сохранение принципа справедливости между своими гражданами, органами государства – такое государство обречено, оно либо будет разрушено революционными процессами, которые будут по определению стремиться восстановить в обществе принципы справедливости, либо погибнет в результате действий извне, так как собственные граждане не будут готовы защищать государство, которое не признает за ними главное право личности – право на справедливость.
Все нормативные акты государства, начиная от Конституции, все судебные решения, принимаемые от имени государства – все должно быть посвящено только одному – установлению главенства принципа справедливости.
Понятно, что каждый нормальный человек, в силу индивидуального, особенного восприятия мира по разному понимает отдельные вопросы справедливости, иногда добросовестно заблуждаясь, иногда – лукавя в силу своих слабостей или сложившихся жизненных обстоятельств.
Каждый человек, обоснованно считая себя особенным, хочет к себе особого отношения.
Это – нормальное явление, иначе у человека не было бы мотивации развиваться.
Человек стремится стать лучше, добиться большего за счет знаний, своего труда, своих затрат – это справедливо если в результате он получит заслуженную награду.
Но соразмерность награды качествам человека и его труду в современном мире вызывает иногда сомнения.
Все революции и войны происходили и будут происходить как отражение борьбы за истинную или надуманную справедливость.
Развивающийся современный мировой экономический кризис несет в себе отражение кризиса нравственности и борьбу за истинную и надуманную справедливость.
Подменяя понятия, олигархи фактически ведут мировую борьбу за перераспределение прибыли, правильными словами пытаясь прикрыть сущность своих действий.
В целях укрыть и завуалировать явления несправедливости, идет расцвет примитивной культуры и примитивного искусства, так называемого шоу – бизнеса, направленного на деградацию интеллекта большинства членов общества.
Примитивизм – вот главное зло в вопросах справедливости.
Чем примитивнее будет человек, чем меньше человек будет воспринимать себя как личность, тем меньше он будет понимать несправедливость происходящего с ним и вокруг него.
Когда говорят о современных технологиях и цифровизации, как спасении мира, нужно понимать, что речь идет о будущем снижении интеллектуального уровня основной массы людей – зачем учить людей думать, когда за все будут думать машины и небольшая группа людей, которая будет управлять машинами.
Логопеды в последние 10-15 лет отмечают проблемы с речью и мышлением детей, зараженных компьютерными играми и Интернетом, примитивными мультфильмами, не развивающими образное мышление в сочетании с речью.
Очевидно, что такими людьми будет легче управлять и ставить им задачи, не ориентируясь на сохранение принципов справедливости.
Правда, есть еще один вариант – уже озвучен прогноз, что к 2050 году население Европы, России и других стран сократится в три раза.
Государство обязано обеспечить соблюдение принципов справедливости в отношении всех своих граждан не зависимо от социального статуса, врожденных качеств и способностей, если государство понимает свою ответственность и государством управляют люди, разделяющие принципы справедливости.