Рассуждения о коммунистическом будущем

Аникеев Александр Борисович
     Предшественники Маркса и Энгельса, да и сами они в молодости видели конечную причину всех социальных зол в существовании частной собственности на средства производства, не учитывая, что если средства производства станут общественной или государственной собственностью, то это всё равно не позволит удовлетворять насущные потребности всех трудящихся производимыми средствами для жизни при их рыночном, товарном распределении. Ведь и дураку понятно, что в этом случае меняется только характер собственности средств производства, а способ распределения средств для жизни сохраняется прежний, товарно-рыночный, по зарплате, 

     Маркс писал в своих трудах, что деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения средств для жизни теми, у кого достаточно денег для такого присвоения в ущерб тем, у кого денег для этого недостаточно. Именно поэтому Маркс был убеждён, что говорить о социальной справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве.

     Маркс и Энгельс установили, что сама частная собственность является необходимым продуктом развития материального производства, что ее существование обусловлено определенным уровнем развития производительных сил, что только достаточно высокое развитие производительных сил, средств производства и орудий труда может позволить частичное уничтожение как частной собственности, так и товарно-рыночного производственно-распределительного механизма удовлетворения потребностей населения при соответствующих, более совершенных социально-экономических законах в обществе. Ведь понятно же, что право может быть только по закону, иначе на основании чего человек будет требовать справедливого вознаграждение за свой труд, ведь недовольные всегда найдутся…

     В будущем коммунистическом обществе, основанном на общей собственности производимых трудящимся населением средств для жизни для их распределения по количеству и квалификации труда возможно будет только при монополии закона о количественных нормах социальных гарантий на базовые средства для жизни от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество их потребления должно соответствовать результатам квалификации труда на рабочем месте в экономике страны!

     Вот тогда потребление и будет соответствовать развитию и производительных сил, и материальной основе высокоразвитого производства для удовлетворения потребностей населения по количеству и квалификации труда необходимого для развития экономики страны и для справедливого удовлетворения потребностей её населения!

     Ведь Маркс и Энгельс почти не разделяли социализм и коммунизм, считая социализм простой первоначальной фазой коммунистического устройства общества после революционных преобразований в экономике общества. Это уже потом, при развитии средств коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, стали считать необходимыми атрибутами коммунистического общества.

     К рассмотрению такого фундамента будущего коммунистического общества, как оно представлялось авторам «Капитала», мы теперь и переходим.

     Основой производства в коммунистическом обществе являются те же производительные силы, только как результат развития крупной промышленности с развитыми средствами производства и орудиями труда. Когда общественный производительный труд  со своим количеством и качеством будет соответствовать общественному характеру потребления по количеству и квалификации труда каждого, тогда каждый будет стремиться чему-то учиться для повышения своей квалификации и уровня как своей жизни, так и уровня развития всего общества.

     Освобожденные от оков товарного производства базовые средства для жизни производимые в обществе переходят в собственность каждого члена общества относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество жилья, приготовление блюд питания и изготовления одежды, как и конечных устройств средств коммуникации, либо по зарплате от результатов квалификации труда, либо по категориям от квалификации труда, чтобы всем видно было, каков работник. Вот тогда каждый и подумает, как ему работать и жить в этом обществе.

     Как известно, производство – основа существования общества. Поэтому производственная деятельность людей будет, как и прежде, основным видом их жизнедеятельности, но характер ее изменится коренным образом. Это изменение будет настолько глубоким, что в «Капитале» и других своих трудах Маркс и Энгельс постоянно говорят даже об уничтожении труда.

     Утверждение Маркса и Энгельса имеет вполне рациональный смысл, хотя оно и выражено в непривычной для России форме. В оригинале выражение «уничтожение труда» звучит по-немецки так: «Aufhebung der Arbeit». «Aufhebung» – термин гегелевской диалектики, который в философской литературе переводится искусственно изобретенным русским словом «снятие». Это понятие означает одновременно и уничтожение, и сохранение: уничтожение одних моментов и сохранение других. И сверх того оно означает возвышение, переход на более высокую ступень развития. Таким образом, строго говоря, Маркс и Энгельс говорят не об «уничтожении труда», а о «снятии угнетения». Если упростить мысль, то можно сказать, что речь идет о глубоком изменении самого характера общественно необходимого труда и об отношении к нему при уничтожении наёмного труда, когда с труда людей будет снята буржуазная эксплуатация и каждый будет трудиться как для своего блага, так и на благо общества без какой-либо эксплуатации и угнетения, кроме как от своих потребностей.

     Было бы нелепо полагать, будто авторы «Капитала» считают возможным уничтожить труд как производственную деятельность человека. Поэтому требование уничтожения труда скорее означает требование уничтожения трудовой повинности. Труд в социально справедливом обществе понимается скорее как деятельность по внутренним потребностям и по внешней необходимости для благополучной жизни и развития людей и общества. Да, в какой-то мере это деятельность навязана человеку под угрозой лишиться средств для благополучной жизни. Ведь в условиях буржуазного общества такой труд принимает форму наемного, эксплуатируемого труда. Так что непосредственный (и вместе с тем более узкий) смысл требования «уничтожения труда» сводится к требованию уничтожения НАЁМНОГО ТРУДА, чтобы труд был лишён товарной стоимости и не продавался, а обеспечивал человеку нормальные условия для жизни от его количества и квалификации.

     Резюмируя выводы, вытекающие из материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс среди четырех уже известных нам пунктов о необходимости коммунистической общественной революции формулируют и такой: «3) при всех прошлых революциях характер трудовой деятельности всегда оставался почти нетронутым, – всегда речь шла только об иной эксплуатации, об иной организации этой деятельности, о новом распределении труда и распределения средств для жизни между классами, тогда как коммунистическая революция выступает против существующего до сих пор характера деятельности, устраняет наёмный труд и уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами, сохраняя только потребность людей жить и трудиться для этого, имея от общей массы производимого по результатам труда!». *(т8,стр 50)

     Во что же превратится деятельность людей после уничтожения наёмного труда? Эту новую форму деятельности Маркс и Энгельс называют труд по внутреннему побуждению, что приводит к всестороннему развитию индивидов (т.6, 93).

     Коммунистическая революция уничтожает наёмный труд и привилегии управленцев по отношению к производителям, что уничтожает классы и отчуждение от результатов труда! Объединившись, индивиды начинают контролировать как свою совокупную деятельность, так и потребление, господствуя сообща лишь в установлении новых законов для соответствующей меры труда и меры потребления при изменении экономической ситуации в обществе! Но условием и основой такого господства может быть только необходимый контроль за этими мерами, что и является основой общественной деятельности в социально-экономических взаимоотношения граждан коммунистического общества! Вывод о необходимости такого контроля и делается в последних трудах Энгельса.

     О необходимости сознательного руководства материальным производством с монополией закона о социальных гарантиях по труду говорили и их предшественники, но лишь на основе материалистического понимания истории стала вполне ясной решающая роль этой стороны сознательной деятельности людей будущего коммунистического общества без буржуазного наёмного рабства формации монополии капитала.

     С коммунистическим регулированием производства люди подчиняют своей власти и способы своих взаимоотношений, очевидно не только производственные, но и вообще все общественные отношения. До сих пор развитие общества происходило стихийно, но в коммунистическом обществе оно приобретёт сознательный, планомерный характер.

     Вместе с универсальным характером производства будет развиваться и универсальный характер общения. Не только производственная, но и всякая вообще деятельность людей приобретёт с развитием крупной промышленности характер всесторонней взаимосвязи и зависимости.

      «Всесторонняя стихийно сложившаяся форма всемирно-исторической совместной деятельности индивидов превратится в контроль и сознательное господство над силами зла, когда произойдёт коммунистическая социальная революция!   Эти силы зла, которые были порождены угнетающим воздействием людей друг на друга, до сих пор являются совершенно чуждыми силами для людей честных и добросовестных, они в качестве таковых до сих пор господствует над ними. Но в коммунистическом обществе люди сообща будут контролировать условия существования всех членов общества для созидательной счастливой жизни. Предпосылкой этого является объединение класса, совершающего революцию. Революционные пролетарии, объединившись в свою могучую партию перестанут быть пролетариями и поставят под свой контроль как условия своего собственного существования, так и условия благополучной и счастливой жизни всех членов общества!  Совершая революцию народ ставит под свой контроль все условия свободного развития и движения индивидов, условия, которые до сих пор предоставлялись только власть и богатство имущим.


     Одна из отличительных черт будущего общества – сознательный контроль над всеми вообще условиями жизни общества. Само собой разумеется, что в свое время народ целиком всё возьмёт под свой контроль, как контроль над производством и всеми общественными отношениями, когда сознательная организация совместной деятельности людей приведёт к тому, что отныне развитие общества будет подчиняется общему плану свободно объединившихся людей для удовлетворения всех своих насущных потребностей на принципах гуманизма, равноправия и социальной справедливости!


     И здесь можно перейти к очень важному вопросу – о роли сознания в обществе.

     Все предшествующее развитие общества характеризуется как стихийное. В противоположность этому будущее общество отличается своей сознательностью, которая проявляется в контроле, регулировании, господстве общества над всеми условиями своего существования, в планомерном характере своего развития. Одним словом, роль общественного сознания в коммунистическом обществе становится качественно иной и в известном смысле определяющей новый характер сознания людей.

     На первый взгляд тут нет ничего нового. Ведь и предшественники Маркса и Энгельса постоянно говорили о разумном характере будущего общества, а апелляция к разуму была типичным аргументом и, если угодно, одним из главных методологических приёмов при построении социально справедливого общества. В работах Энгельса мы уже также неоднократно встречали некоторый аргумент разума, характеристику будущего общества как разумно устроенного.

     И все-таки в поздних социально-философских трудах Энгельса появляется нечто новое после формулировки важнейшего материалистического положения: бытие определяет сознание. В сочетании с ним мысль об изменении роли сознания в будущем означает не что иное, как предпосылку для вывода о диалектически развивающемся характере взаимодействия между общественным бытием и общественным сознанием.

     Одну из предпосылок для такого вывода составляет характеристика будущего общества как подлинно человеческого. Эта характеристика встречается уже в ранних работах Энгельса и особенно у Маркса – в «Экономическо-философских рукописях» и в «Тезисах о Фейербахе». Главным, определяющим признаком человека Маркс и Энгельс считают со времени «Немецкой идеологии» производство. Но они не отрицают и позже, что сознание, точнее мышление, также является специфической особенностью только человека. Отсюда следует, что когда общество станет подлинно человеческим, когда в человеке победит разумная сущность над животной, то роль сознания в нем должна существенно измениться.

     Именно поэтому бытие и определяет сознание!  А какое сознание, такое и бытие!  Разве кто- то со своим сознанием может изменить бытие нашего общества?  Получается, что если не меняется бытие, то не меняется и сознание большинства. Разве при советской власти было у всех сознание, как сейчас?  А изменилось бытие, изменилось и сознание!  А когда у большинства будет общее сознание для изменения бытия и они объединятся, то бытие обязательно изменится!

     В этом вся диалектика! При достижении пороговых велечин количественные изменения обязательно приведут к качественному изменению системы определяющей бытие, а это в свою очередь изменит сознание остальных!


     Ведь когда люди будут любить, дружит и общаться друг с другом исключительно посредством внутренних качеств, которые раскрываются очень быстро, то не будет иметь смысла «пускать пыль в глаза». Вся система будет выстроена так, чтобы не провоцировать людей на нечестность, ведь если человек не справляется с заданием, ему нужно дать задание квалификацией пониже и так до того уровня, на котором человек справляется, но и зарплата у него должна быть того же уровня, а вот количество базовых средств для жизни в будущем обществе социальной справедливости, то есть в социалкоммунистическом, должна сохраняться для всех одинаковым по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда!

     Но если у человека есть лучшие способности в другой профессии, то надо предоставить ему  по возможности условия проявить себя в ней. А если нет такой возможности и люди «работают в команде»,  когда у каждого часть общего поручения, то чтобы работа коллектива не пошла насмарку, все вынуждены вносить свою лепту честно, не отлынивая. Получается, что в таких условиях лентяям будет трудно, но это не означает,  что он всё равно получит наравне со всеми. Никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ принятого большинством общества. Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он будет только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека как на созидательный труд, так и на справедливое вознаграждение за него по количеству и квалификации труда! Честность должна быть во всём, в том числе и в наказании нарушителей закона, поэтому к мукам совести будет прибавляться и страх разоблачения, ведь он обманывает своих сослуживцев, своих товарищей!  А кара обманутого коллектива и товарищеского суда может быть пострашнее сегодняшней налоговой инспекции.

     Маркс и Энгельс в своих трудах дали и ряд других  характеристик и примеров развития общественного сознания при коммунизме. Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Сознание есть не что иное, как «осознание существующей практики», а не только способность реагировать на действительность . Естественно, что с изменением бытия людей изменится и их сознание. Вместе с преобразованием экономической основы общества преобразуется и все общество в целом, в том числе и формы общественного сознания.

     В чем же будут заключаться изменения общественного сознания при переходе к коммунизму?

     Сознание людей станет богаче, будет всесторонне развито. «Действительное духовное богатство индивида всецело будет зависеть от богатства его действительных отношений» (6, 49). В условиях, когда общество разделяется на труд эксплуататора и на труд эксплуатируемого появляется и рабское сознание, когда человек превращается в односторонне развитого урода с одной стороны рабовладельца, с другой стороны раба, поэтому и отношения между людьми становятся односторонне ограниченными и сводятся в конечном счете к отношению условий для купли-продажи. Именно этим условиям будет соответствовать и состояние сознания люде. С уничтожением разделения труда на эксплуататоров и эксплуатируемых исчезнут и классы, деятельность людей и их жизнь станет разнообразней, а значит более разносторонним и более развитым станет и его сознание!

     Изменится, так сказать, «состав» общественного сознания. Например, исчезнет такая его форма, как раболепие, заискивание, лицемерие и прочие негативные формы сознания. Весьма глубокие изменения произойдут в сфере морали. Критикуя мелкобуржуазные воззрения Штирнера, Маркс и Энгельс предвидят исчезновение в будущем многих негативных сторон сознания, которые присущи буржуазной морали в капиталистическом обществе.

     Известно, что эгоизм и самоотверженность диалектически взаимосвязаны, между ними существует не только противоположность, но они и взаимно обусловливают друг друга, одна сторона противоположности не может существовать без другой и поскольку эти качества более психологические, чем экономические, то они не исчезнут совсем, но изменится их количественная характеристика в проявлении этих качеств.

     Конечная цель коммунистического преобразования общества – освобождение человека от капиталистической эксплуатации и его всестороннее развитие. Эта цель была поставлена ещё предшественниками научного коммунизма. Маркс и Энгельс дали материалистическое и диалектическое её обоснование, определили условия и пути ее достижения.

     Одной из проблем является соотношение индивида и общества, личности и коллектива. Только в дружном коллективе честных людей существуют для каждого человека средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе честных и дружных людей возможна личная свобода и моральное удовоетворение!

     Таким образом, условиями действительного освобождения людей являются: 1) достаточно высокое развитие материального производства, которое обеспечивает возможность удовлетворения базовых социально-бытовых потребностей человека – в пище, жилище и одежде, и 2) действительное честное и дружное объединение людей, когда они ставят под свой контроль как развитие производительных сил, так и все общественные отношения. Подлинная свобода от какого-либо угнетения возможна только на определенной материальной основе и в условиях общественного единства.

     Изменение обстоятельств есть вместе с тем и изменение самих людей. Осуществление указанных условий совпадает с созданием предпосылок для действительно свободного развития людей. Эта действительная свобода означает «возможность всестороннего развития всех своих благородных способностей и задатков. Человек становится всесторонне развитым и целеустремлённым!» (6, 95).

     С созданием необходимых материальных условий изменятся сами потребности людей. Новые условия позволят нормально и без угнетающего труда удовлетворять все свои насущные потребности, делают возможной разностороннюю деятельность и тем самым полное развитие всех наших способностей и задатков. А такая возможность свободного развития неизбежно изменит и сами потребности.

     «Коммунистическая организация действует двойственным образом на желания, вызываемые в индивиде буржуазного общества. Одна часть этих желаний, а именно те, которые существуют при всяких отношениях и лишь по своей форме и направлению изменяются различными общественными отношениями, которые при этом подвергаются изменению с изменением общественной формы, поскольку им доставляются средства для нормального развития; другая же часть, а именно те желания, которые обязаны своим происхождением лишь определенной общественной форме, определенным условиям производства и общения, совершенно лишаются необходимых для них условий существования. Какие именно влечения при коммунистической организации подвергаются лишь изменению, а какие упраздняются, – можно решить только практическим путем, посредством изменения действительных, практических влечений, а не посредством сравнений с прежними историческими отношениями». Коммунисты и не помышляют об уничтожении действительных потребностей, «они стремятся только к такой организации производства и общения, которая сделала бы для них возможным нормальное, т.е. ограниченное лишь самими потребностями, удовлетворение всех потребностей» (3, 144).  Разумеется, и в будущем удовлетворение их будет вести к порождению новых потребностей. Это будет стимулировать развитие средств их удовлетворения, а значит и развитие социально-экономических взаимоотношений.

     Та же концепция лежит в основе прогноза относительно «служб развлечения» в будущем, где не должно быть места ни для морали рабов, ни для морали господ, ибо в коммунистическом обществе будет достигнуто нормальное удовлетворение всех насущных экономических потребностей человека, а сами наслаждения утратят прежний ограниченный характер подавления интересов других людей и все отношения должны строиться на взаимоуважении и добросердечии, будут органически связаны с подлинным содержанием жизнедеятельности людей на основе справедливых законов при действенной работе служб обеспечения законности. Конечно, преступления против личности психически неуравновешенных людей вполне возможны и в коммунистическом обществе, но строгие наказания за преступления и изоляция будут сдерживать людей нормальных от правонарушений, воспитывая честность и добросовестность, взаимоуважение и толерантность.

      
     Возвращаясь к исходной мысли об условиях действительного освобождения людей от какой-либо эксплуатации, высказанной на первой странице рукописи, Маркс и Энгельс развивают ее в конце первого тома «Немецкой идеологии»: «Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их социальными идеалами, а существующими социальными условиями.

     Стоит заметить, что в основе всех происходивших до сих пор стремлениях завоевать свободу лежало ограничение развития производительных сил и именно этим обусловлено недостаточное для всего общества производство средств для жизни. Именно это делало возможным развитие лишь в том виде, что одни лица удовлетворяли свои потребности за счёт других, и поэтому одни – меньшинство – получали условия для необходимого развития, другие же – большинство – вследствие постоянной борьбы за удовлетворение необходимых потребностей были лишены возможности какого бы то ни было развития.
Таким образом, общество развивалось до сих пор всегда в рамках классовых противоположностей. Эти рамки в древности была противоположностью между свободными и рабами, в средние века – между дворянством и крепостными, в настоящее время – между буржуазией и наёмными трудящимися» (3, 133).

     Резюмируя всю концепцию коммунистического преобразования общества можно сказать, что социальная революция для освобождения людей от эксплуатации должна уничтожить классовое разделение труда и товарное производство базовых средств для жизни с монополией капитала при внедрении монополии закона о социальных гарантиях по труду, ибо классовая противоположность, особенно в России, уже достигла своих крайних пределов. Общим условием свободного развития индивидов является социальная революция. Она неизбежна и только в условиях социально справедливого общества свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех!


     *Ф.Энгельс. Полное собрание сочинений.