Невелички из архива - часть 7я

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2019 07 07
Фото автора - вологодская осень 2021

Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".




  Лидия Кузьмина-Сапогова


       «НЕВЕЛИЧКИ» из архива –
                часть 7я


                Предисловие из предыдущих частей
(с небольшой коррекцией) –
                для тех, кто не читал.


*** Просматривая свой архив,
всегда обнаруживаю «позабытое-позаброшенное» -
когда-то записанное, да так и не взятое в тексты (по разным причинам).
Понимаю, что львиная доля и не будет взята... Не доберусь.

Есть удивившее, страшное, грустное, смешное, «на раздумье», просто интересное – всякое (по истокам, объёму, значимости - далее).

На пробу опубликую пока несколько – из мелочей,
потому назову «невеличками». На миниатюры не тянут (а рубрику эту ставить придётся).

Хотелось бы иначе… чтобы стали органичными частями  большого… Если по старой формуле, сказать можно так:

                Хорошо – романом бы в тысячу листов!
                Можно «невеличками», но уже не то.

Ну – хоть так, а то будет никак.

… Из личного,
из услышанного,
из прочитанного.

Планировала зарыться в архивы глубоко – первым делом достать, что постарее. В итоге выходит: что подвернулось. Пусть.
Не судите строго – «поток сознания». Начала про одно, вспомнила другое, свернула к третьему – т.д.
К тем, кто такую манеру изложения не приемлет – отношусь с пониманием.
Осознаю, что инет-данные могут быть не вполне достоверны. За возможные ошибки приношу извинения. ***

                Седьмая пятёрка.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 1

*Недавно говорила по телефону с одноклассницей, спросила – помнит ли. Не помнит!
В ранней молодости приехала я в город, где выросла – навестить родителей.
Пересеклись с ней. Галя тогда встречалась с будущим мужем – он хотел поступить в медицинский, сразу не вышло, пока готовился и работал санитаром в морге. Нуу…. нуужная профессия, что ж…. Но страшновато стало…
Договорились на днях встретиться и почирикать за кофе.
Поливаю себе цветы на лоджии – вижу, идёт моя Галя. Рукой машет и кричит (громко так – я ж на 4м этаже):
- К Серёже иду, пошли со мной – кофе пить!
- Куда? – спрашиваю.
- В морг!

Помню глаза соседки на смежной лоджии… Ладно, ей-то потом объяснила.

… Что уж народ во дворе подумал…


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 2

*Нашла текст.

          Александр Галич
написал
                «Еще раз о чёрте»

полвека назад – в 69м.

Кто не читал – отыщите, стоит.
Тема вечна.
А на литсайте просто злободневнейшая.
Приведу заключительное.


             «И что душа? - Прошлогодний снег!
А глядишь - пронесёт и так!
В наш атомный век, в наш каменный век,
На совесть цена пятак!

И кому оно нужно, это добро,
Если всем дорога - в золу...
Так давай же, бери, старина, перо
И вот здесь распишись, в углу!

Тут черт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон...
И я спросил его: - Это кровь?
- Чернила, - ответил он...

     Аллилуя, аллилуя
     - Чернила, - ответил он».


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 3

*Роман Анатоля Франса
«Преступление Сильвестра Боннара»
вышел в 1881.
(«Le Crime de Sylvestre Bonnard», а в переводах часто Бонар. Кстати, на украинском - недавно увидела - «Злочин Сільвестра Бонара».)

О романе и Боннаре пишут (с) два раза):
 «сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью».
«Он не борец и не обличитель социальной неправды, но он и не примиряется с нею. Выражением этой непримиримости служат многочисленные парадоксы Бонара, переливающиеся всеми оттенками иронии. Сильвестр Бонар сам признается в своем пристрастии к парадоксам, когда, вспоминая подслушанный им случайно разговор двух студентов в Люксембургском саду, отмечает в своих записках: «Поднявшись до умозрительных высот, они играли словами и говорили глупости, свойственные умным людям, иными словами — глупости ужасные. Нет нужды добавлять, что они изрекали самые чудовищные парадоксы. И в добрый час! Не люблю молодых людей чрезмерно рассудительных».

_____________ Франс очень интересен, особенно «Остров пингвинов», но это другое.
Именно «роман про Боннара» мне мил неизъяснимо – при всей простоте, «непервичности» сюжета и проч.
Старенькую книгу (ещё родительскую) берегу, изредка читаю отрывки – как успокоительное или, скорее, умиротворяющее.

______________ Вот – небольшой отрывок.

«7 мая 1863 года. Зиму провел я в духе мудрецов – in angello cum libello, и ласточки с набережной Малакэ по возвращении своем вновь обретают меня почти таким же, каким оставили. Кто мало живет, мало меняется; а тратить дни свои на старые тексты – это еще не жизнь. Однако сегодня, как никогда, я чувствую себя проникнутым той смутной грустью, какою веет сама жизнь. Равновесие моего ума (не смею в том признаться и самому себе) нарушено со знаменательного часа, когда мне открылось, что существует рукопись Жана Тумуйе. Странно, из-за нескольких листков старого пергамента я утратил покой; но это истинная правда. Бедняк, не знающий желаний, владеет величайшим из сокровищ: он обладает самим собою. Богач, желающий все большего,– жалкий раб. Таким рабом являюсь я. Самые приятные удовольствия – беседа с человеком тонкого и уравновешенного ума или обед с другом – не могут изгнать из моей памяти рукопись, отсутствие которой я чувствую с той минуты, как узнал, что она есть. Мне не хватает ее ни днем, ни ночью; мне не хватает ее ни в радости, ни в горе; не хватает ни в труде, пи в отдохновении».


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 4

*Для кого как.

Сейчас авто в семье– дело обычное. Когда-то «купить машину» было событием.
Из тех времён. Разговор в женском кружке.
Одна дама рассказала: недавно угнали новёхонькую машину. Чтобы её приобрести, муж долго-много работал, пропадал в командировках – и вот…
- Я обнаружила. Звоню ему со слезами. Не знаю, как сказать. Он столько в неё вложил. Понимаю – удар сильнейший. Он: что случилось? Узнал и кричит: слава Богу! Я опешила. А он говорит: я уж подумал, с тобой что или детьми. Успокойся. Заработаем и другую купим.
- Есть поговорка: спасибо, Господи, что взял деньгами, - вспомнила вторая.
- Это ж надо, - после молчания грустно сказала третья. – Мой бы в такое состояние впал… Год бы терзался, метался, всё проклинал и всех вокруг замучил…

Мужа первой дамы я знала шапочно, ничем не отметила бы. Надо сказать (не вдаваясь в подробности) -  это серьёзно поменяло моё о нём мнение в лучшую сторону.
Признак настоящего мужчины – не «брутальность» же. Думаю, вот такая реакция на проблемы - в частности.


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 5 

*Разобрала свои каракули:
спешно записала, смотря «фильм о фильме» - про наш сериал по Дойлу (реж. Масленникова) с Ливановым, Соломиным и другими «ах, какими актёрами».
Там (1980-86) играла и «ах, какая»
Рина Зелёная –
Екатери;на Васи;льевна Зелёная
(1901 г.р., фамилия подлинная –
к слову, у Веры Холодной – тоже, что удивило больше).

Не помню, кто в фильме рассказал?
Возраст Рины в то время – солидный, недуги терзали, но была всегда «в форме», радовала группу юмором – и мимоходом, и в самых непростых ситуациях.
Ехали в киношном микроавтобусе, что-то на дороге, резкое торможение. Кто тогда был пристёгнут? Все посыпались, крики, визг…
Рина пролетает полсалона, плюхается на руки… кому-то.
Безмятежно смотрит на перепуганные лица - и произносит в фирменной манере:
«Спокуха, я с вами».
… Чем грозят переломы в этом возрасте – известно всем…
Великолепная Рина.
Ушла в 91м.

______________ Это от неё. Не устарело.

«Сейчас очень в моде слово "поиск". Но всё-таки главное - это найти».

«Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества».

«Вот тоже, между прочим, интересно: некоторые люди, осваивая новейшую технику, почти фантастическую, приобретая новые современные профессии, долго остаются до странности неинтеллигентными».

«Воспоминания - это очень условно» .


_____________ Решила сюда же добавить
 и обнаруженные попутно высказывания «прошловечных» зарубежных актрис. А то как их объединить-то, потеряю опять. Случайно узнанные, но интересные, по-моему.
Часть цитат – не буквально, суть.

___ Джейн Фонда.
Слишком долго считала: хочешь быть любимой – будь совершенной. И трудно избавлялась от «болезненного желания угождать»
(в оригинале    disease to please).

___ Рэкел Уэлч.
Для женской красоты всего полезнее устроенная жизнь и спокойная любовь.

___ Софи Лорен.
«Прическа влияет на то, как складывается день, а в итоге и жизнь».

___ Катрин Денёв.
«Флирт — как таблетка, побочные последствия непредсказуемы».

___ Анни Жирардо
«Теперь для меня имеет значение только сегодняшний день, настоящая минута. Ни завтра, ни послезавтра для меня уже не существуют. Завтра — вещь ненадёжная. Настоящая минута — это единственное, что ещё мне принадлежит. Я хочу, чтобы остаток моей жизни состоял из настоящих минут. Я одинока, я свободна, могу ещё играть в театре, могу опять сниматься в кино, ведь я рождена для этого. Пока я ещё способна на это. Пока у меня ещё сохранилась вера, убеждённость. На сцене и на экране я часто выступала в защиту благородных идей. Но я не хочу предлагать себя, я хочу, чтобы меня просили, как просят в жёны девушку».

___ Грета Гарбо.
«Чтобы показать свои достоинства, нужно гораздо больше ума, чем для того, чтобы скрыть свои недостатки». 

___ Орнелла Мути
«Я – феминистка, которая любит мужчин».


=================================================== 07 07 2019