Сила жизни

Дмитрий Гендин
«Сила жизни»

рецензия на книгу Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».

Книга Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», пожалуй, можно назвать феноменом нашего времени. Ясная, чистая проза. Завораживающий стиль, госпожа-автор обладает стилем классика. Простота и любовь к деталям, к вещам, у которых есть имя, название. Называя слово, рождаются вообразимые образы, даже если это татарский язык. Яхина знакома с темой быта, будь то домашнее патриархальное хозяйство, будь то лагерь ссыльных на Ангаре. Честный рассказ о жизни, без скуки и без патетики.
Автору удалось синтезировать тему национальности и её мифологии и ментальности, тему страхов сталинизма, тему тяжелой женской доли (нелюбимая мужем, презираемая свекровью-самодуркой; согрешившая с убийцей мужа, тихая татарская женщина, ощутившая блудную страсть) и правды материнства (безумно любившая живого сына мать, помнящая не выживших четырёх дочерей).
Сталинизм! Но нет, о страшном написано нестрашно. Госпожа-автор уходит от категорических суждений на тему истории. В романе нет Больших Идей. (Сцену раскулачивания полезно сравнить с «Поднятой целиной» Шолохова). Яхиной я отказываю в мрачности повествования. 

Во всякое время (мы понимаем в том числе и благодаря книге) есть место человеческим отношениям: дружбе и любви, мести и подхалимству, благородству и подвигу. Всякий человек нужен — вот ответ сталинской «философии». Важна каждая жизнь, каждая профессия, каждый человек. Книга-то о человечности во время попрания всего человеческого. Про жизнь, выживание, про жизнь, когда жить невозможно.

Мистика (появление Упырихи, например) и возникновение поселения людей среди огромной массы окружающей природы, жизнь людей, оторванная от большого мира, напоминает «Сто лет одиночества» Маркеса.

Боль России ХХ века исчерпана Яхиной, прожита ей. Но правда советских лет мы видим в самоотверженным труде поселенцев Семрука. Все работают в полную силу, сверх сил. Многие работают на совесть. Наша повседневная работа не идёт ни в какое сравнение трудом ссыльных. Им было намного сложнее. Но показана и бестолковость советской власти, когда нет порядка в  движении поездов и водного транспорта, неожиданные назначениях людей на должности и снятия с них, глупые смерти и тупая кровожадность по мелочам.   

Волга и Ангара, Казань, Москва и Сибирь. Всё скреплено в единство, которое называется Россия. Но книга об обычных людях, живших в тяжелые годы. А когда на Руси было хорошо жить? Но и адом Россию назвать нельзя. Наше многообразие показала нам Гузель Яхина своим романом, а её Зулейха открыла глаза на многие вещи.