Граната в руке...

Валерий Павлович Гаврилов
                “ Я вспоминаю ту давнюю пору.
                Когда еще молод , с гранатой в руке…”
         
   Это слова из популярной песенки Профессора Лебединского.  Помните? Профессор Лебединский, группа  “ Русский размер”. Лихие 90-е. Песенка “Я убью тебя, лодочник”. Этакий сгусток иронии и специфического юмора.

   Но сейчас не о песенке. А о той давней поре,  когда я был еще молод, и с взведенной гранатой в руке.

    В моей руке тогда впервые в жизни оказалась боевая граната. С выдернутой чекой.

    Это случилось  легально и на законных основаниях.  Никакого криминала. Перед присягой курсанты проходили курс боевой подготовки. Стрелковое оружие. Метание боевой гранаты.
    Разумеется, перед тем как нам доверили настоящие гранаты, мы  упражнялись с муляжами. Привыкали. Чтобы не учудить чего.
    И вот, наконец, настал день и час. Мы выехали на полигон. Разместились в укрытии. Подошла моя очередь по порядку.

   Я надел каску и бегом двинулся к рубежу, представлявшему собой  неглубокий окоп с фрагментом кирпичной стены.
- Товарищ капитан! Курсант  к выполнению упражнения готов! – как положено, доложил я.

    Капитан поднял обветренное лицо, оценивающе взглянул  на меня и кивнул:
- Давай! Все помнишь? Не засуетишься?
- Так точно! В смысле, никак нет!

   Капитан хмыкнул и указал на боеприпас.
В следующий момент в моей руке оказалась боевая граната РГД.
- К бою! – скомандовал капитан, внимательно следя за мной. Не собираюсь ли я фортель какой выкинуть.

 - Есть к бою! – я приготовился выдернуть чеку.
Капитан смотрел на меня, пытаясь угадать, что у меня в голове. А там  не было ничего. Я специально там все файлы зачистил. Дефрагментацию произвел. Это то, что надо.

- Боевой гранатой – огонь! – рявкнул офицер.
   Я дернул чеку. Чека осталась  в левой руке. А в правой…

   По спине пробежал холодок, а пустая голова вдруг наполнилась.  Мыслями. Осознанием факта. Ощущениями.

  Да это ведь уже не граната вовсе! А сама Смерть! Через 3 – 4 секунды Костлявая  вырвется из своего потустороннего мира и заберет с собой всех, кто ненароком окажется неподалеку. Ухмыльнется криво да как махнет косой своей заточенной! И скроется, довольная собой, в своем надежном загробном укрытии. За призрачным бруствером.

    Миг назад я держал  лишь кусок взрывчатки в металлической оболочке. Грозный, но безопасный. И вот, выдернув чеку, я выпустил на волю Смерть. Слепую и беспощадную. И неотвратимую, ибо работу запала гранаты вспять не повернешь! Как и время. И есть только миг между прошлым и будущим! И три – четыре секунды после него происходящее будет  называться Жизнь! А после – как Судьбе угодно будет.

     Наверное, читатель скажет:
- Вот глупец! Держит в руке гранату без чеки, смотрит на нее как благородный Гамлет на череп бедного Йорика и начинает философствовать!
- А у самого пара секунд всего!
- А у капитана, наверное, глаза на лоб полезли! 
               
      Да нет. Не совсем так все было! На гранату я действительно взглянул. Как на череп Йорика. Картинка зафиксировалась, возникшие мысли тут же архивировались в скрытые файлы в отдаленные ячейки памяти мозга. До лучших времен.

     Рука моя сделала добрый замах и швырнула опасный предмет в сторону воображаемого противника.

    Через пару секунд грохнул глухой взрыв. Настоящий. Не от взрывпакета. То, что взрыв “всамделишный”, стало понятно, когда я слишком торопливо стал вставать, желая посмотреть результат. По каске что-то забарабанило.
 
    Капитан резко дернул меня вниз:

- Да не торопись ты! Успеешь посмотреть!

- Товарищ капитан, это что – осколки по каске? – спросил я.

– Да нет! Камушки. Песочек. Взрывом подняло. У осколков радиус разлета меньше! – успокоил офицер.

- Хотя если бросить недалеко, то и осколки могут.  Было у меня, боец прямо за бруствер уронил гранату. Хорошо успели пригнуться – добавил оптимизма мой наставник.

- Но вставать не торопись никогда! – поучительно резюмировал после паузы он.

    А файлы с мыслями распаковались вечером, после отбоя. До того момента, как сон одолел, была возможность поразмышлять о Жизни и Смерти. Потом файлы снова ушли в архив до лучших времен.

   Если бы размышлять стал с гранатой в руке, случилось бы как в той же песне Лебединского:

- Гранату отняли,  вернули домой!

   Если успели бы отнять. Капитан рассказывал, был у него случай. Окаменел боец. Еле вырвали гранату из рук и успели метнуть. И в каждой воинской части бывало подобное. Ведь ежегодно тысячи юношей проходили через это испытание. Шутка ли – секунду держать в руке верную Смерть!  Случалось, Костлявой удавалось зацепить кого-то своей беспощадной косой.

    А сохраненные файлы памяти распаковались недавно снова.

    Когда сообщили, что наш боец в Сирии подорвал себя гранатой, дабы не оказаться в плену у боевиков. Он также держал в руке Смерть с вынутой чекой. Только не отбросил ее от себя. А позволил Костлявой взять себя с собой. Лучше с нею, чем к глумливым боевикам!

    Я спросил себя:
- А Ты так смог бы? Как тот боец? Как деды наши в Отечественную?

    В ответ – тишина. Не ответил я себе. Может и боец тот когда-то не дал ответ себе на этот вопрос? А пришел час, и выбора не было.

   Говорят, когда человек умирает, Душа его медленно и торжественно покидает тело и улетает в неведомые светлые миры.

   А если человек умирает вот так, мгновенно, от нескольких сотен граммов тротила в руке?  Успевает ли Душа собраться в путь и улететь? Или, застигнутая врасплох, застревает где-то в безвременье?
    
                2019 год.
                А граната в руке – конец восьмидесятых.

Коллаж автора.