Симулякр

Вячеслав Лагунов 2
В фильме Орсона Уэллса две истории. Каждая может оказаться правдой или… фальшивкой. Первую рассказывает безымянный герой Фернандо Рея. И она повествует о богаче, приехавшем в Макао, разорившем и тем самым убившим своего компаньона по бизнесу. У компаньона осталась дочь, мечтающая отомстить. Вторую (историю в истории) Элишаме Левински слуга богатого старика по имени Клей. И она повествует о богатом безымянном старике, который не хочет умирать бездетным, поэтому покупает за пять гиней в порту молодого матроса и приводит его в спальню к своей жене. Скоро две истории переплетутся.

Старика играет сам Орсон Уэллс и его персонаж в дальнейшем перекочует в другую историю, рассказанную другим автором, Гарри Кюмелем. Та история будет называться « Мальпертюи» и поведает об олимпийских богах доживающих свой век на земле. Уэллсу в ней отведено место Зевса. А пока в «Бессмертной истории» он просто богатый старик, вообразивший себя богом. Он берет на себя функции бога и хочет превратить вымысел (историю про старика и матроса) в реальность. Но реальность сопротивляется и не позволяет войти Клею в бессмертие. Бессмертна история, но не ее создатель. В этом коротком снятом для французского телевидения фильме Уэллс на стороне фантазии. Клей не встающий со своего кресла слушает, как Левински читает ему бухгалтерские книги. Но есть и другие книги, Клей знает о них, но никогда не читал. Он терпеть не может вымысел и пророков. В отличие от Уэллса.

И еще: Отказавшись от малейшей эффектности в съемках Уэллс пытается доказать постфактум критику Полин Каэл, считавшей подлинным автором « Гражданина Кейна» оператора Грега Толанда, что он, Орсон Уэллс, единственный и неповторимый Автор. Бог. И тогда вся история может быть прочитана по- иному. Она о художнике и его творении, о режиссере которому ничего не остается, как превращать на экране «сопротивляющуюся» реальность в симулякр.