Но где же прошлогодний снег?

Вячеслав Лагунов 2
Поэты быстро теряют иллюзии. Певец послевоенного поколения польский писатель Богдан Чешко, автор романа Поколение и сценария одноименного фильма Вайды всего через семь лет в сценарии «Золото» окончательно убеждается, «что прекрасная эпоха не наступила» и погружает зрителя в бездну и отправляет на край света. Общество нагнало человека, и застала его в исподнем. В первых кадрах главного героя фильма, молодой человек в кожаной куртке незаметно забирается в грузовик и едет в никуда. Высаженный суровым водителем возле какого то карьера, где до горизонта виднеются рваные раны земли, он спросит: Что это здесь вообще? — Конец света! — усмехнется водитель.

Здесь на краю света, возле энергетического комбината беглец, несостоявшийся вор и мнимый убийца Казик, согласно законам социалистического реализма должен был бы под влиянием мудрого геолога Петра пересмотреть свои взгляды на жизнь и стать полноценным членом социалистического общества, но режиссер Войцех Хас поступает согласно законам реализма поэтического. На библейский призыв «Лазарь, встань и иди» герой ответит молчанием. Ему явно не по пути со всеми этими людьми, копающимися в земле. Время словно застыло здесь. И прошлое, то и дело напоминает о себе, то в мелодии тромбониста, которую он исполнял еще до войны, то в выкриках похмельного рабочего- Послушайте, щенки! Я работал в Освенциме! На «Канаде»! Через эти ручищи прошло десятки килограмм жидовского золота! Лучше он будет пить в местном баре, чем жить по законам этих людей. И лишь один человек геолог Петр «друг животных, женщин и бродяг», хранящий ключи от рая, способен понять и принять бродягу с душой поэта, этакого Франсуа Вийона эпохи апатии.

О Принц, с бегущим веком ссора -
Напрасна, жалок человек;
И пусть вам не туманит взора:
«Но где же прошлогодний снег!»

Войцех Хас впервые в этом фильме, полном библейских аллюзий, нащупал свою поэтику «на грани реальности и мистификации», которая в полной мере расцветет в его фильме «Рукопись, найденная в Сарагосе».