Удар молнии

Вячеслав Лагунов 2
При всех своих технических нововведениях и необычном способе кадрирования фильм Карлоса Рейгадоса`Post Tenebras Lux» вопиюще несовременен. Если рассматривать фильм в контексте магического реализма латиноамериканской прозы, где социальное неразрывно связано с магическим, то Рейгадос не из тех режиссеров, которые умеют рассказывать истории. Эффект «рыбьего глаза», где камера это глаз, в контексте фильма глаз животного, например собаки, которую жестоко избивает главный герой Хуан, а героев как «пораженных молнией» и по этому приобретающих «искаженное зрение», опровергается самим режиссером. « А зачем снимать фильм, в котором все понятно?». Фильм Рейгадоса, собранный из кирпичей-штампов медленного кино, этакий артхаузный блокбастер. Флешфорвардсы и флешбеки, шоковые эпизоды с отрыванием головы и сцены на грани порнографии все это производит впечатление хаоса, с которым режиссер просто не смог совладать. Лишь единожды фильм пытается приобрести новое измерение в сцене музицирования Наталии, жены Хуана. Песня Нила Янга которую Наталья исполняет по просьбе полупарализованного Хуана отсылает зрителя к фильму Мертвец Джима Джармуша и Хуан предстает перед нами «мертвецом». Покинув Европу Хуан и Наталья не только убежали от богемных тусовок, где псевдоинтелектуалы рассуждают о Толстом и Достоевском, а мечтают об сексуальных экспериментах, но они переместились в другое мир, по ту сторону. Мексика — не лучшее место для рая. Это скорее Ад, не об этом ли говорят анимационные вставки с красным чертом, бродящим по дому героев с чемоданчиком. Включить все органы чувств не удается ни героям, ни зрителю. Любовь- это удар молнией. Это Свет после мрака. В фильме «Молния» Мануэлы Морген, молния и сперма — сходные материи. Фильм Рейгадоса открывается сценой пробега маленькой девочки, плода любви Хуана и Наталии среди животных. Начинается гроза, молния бьет в землю, оплодотворяя ее. Возникает титр, название фильма, разложенный на три слова. Эта подсказка режиссера, как и другая подсказка с цитированием Толстого так и повисает в воздухе и кажутся необязательным дополнением к истории, которая так и не случилась. Не считать же историей набивший оскомину рассказ о том, Хуан и Наталия-классическая пара из Латинской Америки с двумя чудесными маленькими детьми. как покидают Европу, оставляя в прошлом богемные тусовки, эротические эксперименты и привычный им социум -ради тихой и спокойной семейной жизни на родине, в Мексике, в их уединенном доме в горах. Рейгадос не смог оплодотворить свой фильм, он словно побоявшись прослыть «классиком», плеснул на уже готовый холст краску из стакана, тем самым смазав «карту будней».