Лабиринт хаса

Вячеслав Лагунов 2
Фильм Хаса — загадка. Лабиринт в лабиринте. Прежде всего — это двойственный фильм. Кто его главный герой. Формально Альфонс ванн Ворден. Но -как же тогда тот офицер читающий книгу в первой сцене фильма. Может быть он и есть герой.? Подсказку дает название фильма-Рукопись, найденная в Сарагосе. Название — спойлер. По сути все заключено в нем. Приключение без приключения, ибо герои никуда не движутся и все время возвращаются в исходную точку фильма, некую точку Алеф, в которой сконцентрирован мир. Подобная структура уже была заложена в романе Потоцкого, романе который сравнивали с чем угодно, только не с тем на что он похож. «Дон Кихот» Сервантеса. Сервантес задолго до Потоцкого писал пародию на рыцарский роман, а в итоге получил структуру мира, роман в романе, у которого не может быть конца и который все время возвращается в исходную точку в которой сконцентрирована Вселенная. Хас в своем фильма отказывается играть с зеркалами, за основу он берет не канонический текст «14 дней из жизни Альфонса ванн Вордена»(отчасти пародирующий романтизм),а дополняющие его рассказы. Плутовской фильм Хаса опирается на вселенную Потоцкого, но на ее основе создает новое произведение(произведения!). После повторного просмотра я предположил, что подобная структура свойственна фильмам Рауля Руиса. И не ошибся. Руис подступался к Потоцкому в своём фильме Путешествие вокруг руки.(Прелестное название для приключенческого романа),являющееся экранизацией одной главы из романа. Как постмодернист при отсутствии денег вместо большого приключения(фильм Хаса длится 3 часа) Руис сконцентрировал все в одной точке-идее: воплощает представление о мире как гигантском человеческом теле, внутри которого живут люди. И рассказал об этом за неполные полчаса.

Фильм Хаса как нельзя лучше иллюстрирует идею Роб-Грийе о предметности мира. Вещи у него — это вещи в себе на которые смотрят не герои повествования, а зрители. Их интересно рассматривать в отрыве от человека. Фильм «Рукопись, найденная в Сарагосе- это тоже вещь в себе.

Андре Бретон во Втором манифесте сюрреализма предположил что в душе человека есть некая точка, в которой жизнь и смерть, реальное и вымышленное более не существуют как противоположности. Фильм Хаса и о природе двойственности-где двойники не противоположны, а составляют одно «зазеркальное целое».