Тренинг Псих. портрет. Новогодний подарок

Анна Кашина 2
   Обычный суматошный рабочий день в магазине накануне Нового года. Покупатели с утра дружным потоком: вопрос–ответ, покупка, чек, деньги и на повтор. Изредка слышатся поздравления удаляющихся, довольных покупками людей, спешащих готовиться к празднику. Магазин переполнен ёлками, светящимися оленями, мигающими музыкальными шарами. И нам недавно тоже завезли товар, а среди прочего – игрушки на радиоуправлении: машинки, квадрокоптеры, катера, вертолёты. Их быстро разбирают, к вечеру остались  только машинки и катера. Моя последняя смена в этом году. Завтра выходной. А потом праздники.
Вдруг в толкучке, сквозь голоса семейной пары, тщательно выбирающей новогодние украшения, прорвался голос женщины:
– Я принесла вертолёт. Вчера покупала. Он не работает.
– Подождите минуточку, я отпущу людей и займусь Вами. – На голос обернулась я, обвешенная гирляндами, предчувствуя неприятный разговор.
Муж и жена, так долго определяющиеся с выбором «шторы» на окно или «фонариков» на ёлку, стали ещё громче определяться, заслоняя меня от  обладательницы неработающего вертолёта. Женщина в пуховике, невысокая, полная,  слегка растрёпанная и, видно, что уставшая к концу дня, терпеливо ждала моего внимания. Когда дошла очередь до вертолёта, – и я, и она говорили сначала тихо.
– Вы понимаете,  он не работает, а я под ёлку  хотела его положить. У меня ребёнок очень просил такую игрушку. Как теперь быть? Верните мне деньги! Я куплю ему другой подарок. Вот чек! – Сказала она уже настойчиво, протягивая помятый чек.
– Я Вас понимаю, праздник близко. Только давайте спокойно разберёмся. Сначала надо определить, что он не работает. – Включила я вертолёт.
– Вот видите, он не заводится. – Продолжала она.
– Вижу. Присядьте.
– Я не буду сидеть, мне некогда! Отдайте мне деньги, меня такси ждёт!
– Я не могу отдать Вам деньги, потому что неизвестно, может, Вы его сломали и просто хотите вернуть деньги. – Сказала я серьёзно.
– Да Вы что? Как Вы смеете? Я сломала? – Закричала краснеющая лицом женщина.
– Завтра придет мастер, который занимается у нас ремонтом телефонов, посмотрит Ваш вертолёт, я напишу ему записку. Или отправим вертолёт на экспертизу, результат будет только в течение 45 суток.  Потом можете заехать, узнать после праздников. А сегодня ничем помочь не могу. Мастера нет, он уже ушёл. – Сообщила я обычным тоном.
– Я приехала из деревни на такси. Я торопилась успеть до закрытия. Я заплатила уже 500 рублей, обратно поеду – ещё 500 заплачу, если не больше. Вы что издеваетесь? Я так все деньги проезжу! А у меня дома дети, муж. Я им говорила, что быстро съезжу в город и привезу деньги или другой подарок. Теперь муж меня убьёт!  И без денег, и без подарка? – зарыдала она. – Как мне быть? Вы что не понимаете, Новый год послезавтра!
Я посмотрела на часы, дописывая записку, отнесла коробку с вертолётом в коморку мастера и села за стол считать кассу. Первый раз присела за весь день. А она стояла, плакала и причитала рядом, слёзы крупными горошинами катились по красным, вспотевшим щекам, она вытирала  их ладонями и жалобно посматривала на меня время от времени. Все покупатели ушли.
– Почему Вы не проверили, работает ли вертолёт, когда покупали? – Спохватилась я.
– Вчера здесь было очень много народу, и продавец мне сказала, что у неё нет времени проверять. – Всхлипывая, сказала женщина.
– Ясно! Таня у нас новенькая.  Я заканчиваю работу через полчаса. Сходите, купите другой подарок ребёнку, и я Вас отвезу домой. Я на машине. В какой деревне Вы живёте?  – Вдруг предложила я.
– В Угреньге. Это 70 километров отсюда. – Выпучив зарёванные глаза, сказала женщина. – Да мне неудобно так. Спасибо, конечно, но я даже не знаю, что сказать… И Вы готовы потратить своё время на меня? Я тогда пойду, куплю Дениске подарок. Я быстро.
Она ушла, а я задумалась о своих словах и о том, что если она вернётся сейчас, – мне придется её везти в деревню, какая там дорога – неизвестно, недавно выпало много снега. И что домой я попаду только через 2 часа.  А дома меня потеряют, пропущу ужин, и продукты не куплены к Новогоднему столу, свёклу хотела сварить заранее для салата, и язык, и прочее. Гирлянду тоже надо повесить, обещала детям, что сегодня, и постельное для гостей приготовить, завтра же Антоновы приедут на неделю.
– Вот, чёрт! – Шёпотом ругнулась я, считая деньги. Надо было сказать, что директор будет после праздников и все вопросы по возврату – к нему, или пусть она пишет заявление в общество потребителей… А я решила сделать доброе дело для постороннего человека. Вот чудачка! Ну и пускай! Взяв в руки телефон, и точно не зная, кому именно позвонить, то ли директору, то ли мужу, я знала только то, что хочу сказать. Машинально набрала номер мастера и сказала:
– Алексей, привет! Я понимаю, что ты уже дома, но выслушай меня, пожалуйста!
– Да, Марина, привет ещё раз! Что случилось? – Удивился он.
– Вчера Таня продала вертолёт, сегодня его принесли обратно.
– Так выпиши квитанцию, как обычно и пусть ждут экспертизы.
– Понимаешь, женщина приехала на такси, на последние деньги. Я ей всё объяснила, как всегда в таких случаях, но мне хочется ей как-то помочь.
– Марина, если каждого жалеть, никогда денег не заработать. Объясни ещё раз, что у нас правила такие, и не ты их придумала. Стой на своём. Они вечно унесут домой, потом сами сломают или их дети, и приносят обратно. У меня знаешь сколько таких телефонов? Они клянутся, что телефон не был в воде, а я разбираю, смотрю, а там вода на контактах. Не верь никому!
– Лёша, а если он бракованный. Таня не проверяла его, когда продавала. Народу много было, она разрывалась между всеми. Может, ты завтра посмотришь его? Вдруг это наша вина? – Сказала я сомневаясь в своих словах.
– А что за тётка? Угрожала или что?
– Нет, она ревела, что денег нет на другой подарок. А живет она в Угреньге. Короче, я думаю, она не врёт. Давай ей поможем? Праздник же!
– Марина, ты конечно, сама решай… Ну хочешь, я посмотрю завтра…
– О, Лёша, спасибо! Ты золотой человек!
– Да ладно.
Говорить ему, что я повезу её сегодня вечером домой, я не стала. Точно решит, что уработалась или дура.
Когда я закончила работу, оделась и закрывала секцию, в коридоре показалась торопящаяся фигура героини этого вечера. Я подумала, что она на меня рассчитывает, и подождала её.
– Я купила пазлы. – Кричала женщина, с нетерпением и радостью, подбегая ко мне.
– Ну что? Поехали? – Сказала я, направляясь к выходу.
– Нет. Мне не удобно перед Вами, очень неудобно. Я истерику закатила. Просто, знаете, всё навалилось. У меня хватит денег на такси. – Довольно бодро сказала она.
– Оставьте свой номер. Я Вам завтра позвоню, скажу, что сказал мастер. Если это брак, то, мы Вам заменим на что-то другое. Только Вам придётся завтра снова приехать или знакомых попросите, кто из ваших может заехать сюда. – Предложила я.
– У меня завтра смена, я работаю в садике нянечкой. Я точно не смогу. А мужу скажу, что Вы мне деньги отдали, а то опять побьёт. Он у меня такой, но я терплю из-за детей, Алёшка у нас инвалид. – Призналась шёпотом женщина, когда мы уже вышли на улицу.
– Меня зовут Валентина. – Продиктовав номер, сказала она. – Спасибо Вам!
– Очень приятно, я Марина. Я Вам завтра позвоню, не волнуйтесь. – Прощаясь у машины, пообещала я.
Приехав домой, я всё ещё думала о её ситуации и о том, что лучше бы этот вертолёт вдруг полетел. И что перед праздниками все нервные, все хотят счастья. И что я чуть не совершила чудо, предложив отвезти её домой. От этой мысли мне было удивительно приятно. У меня появился секрет, который никто не знает, ни муж, ни дети, ни директор, даже мастеру не сказала, не поймут. Неужели она меня разжалобила? Или я снова начала верить людям? Или её слёзы были такими искренними, что поразили меня больше чем крики и угрозы предыдущей покупательницы с возвратом радио, что не ловит почему-то религиозный канал, которую я просто выгнала из секции.
Но в домашних хлопотах и разговорах я отвлеклась от работы, потом повесила гирлянду и устроилась у мужа на плече смотреть любимый фильм, под мерцающие новогодние огоньки. На экране всё мелькали кадры фильма, а я думала, как она там, эта бедолага, удалось ли ей обмануть мужа, не побил ли он её?
Не выдержав напора своих мыслей, я позвонила сестре уже из кухни. Рассказала этот случай. Она долго и громко смеялась.
– Маринка, у тебя что нет своих проблем? Ты решила делать добрые дела? А тебе кто их делает? Кто-нибудь хоть раз тебе просто так помог?
– Да. Меня в очереди иногда пропускают вперёд в магазине, если у меня мало продуктов. Кстати, я забыла купить свёклу и язык.
– Так это мужики, и только потому, что ты красивая. Не занимайся ерундой! Отдыхай. Ты заслужила праздник! Целую, пока!
– Пока. А ребёнок заслужил подарок. – Прошептала я уже сама себе.
   Утром я не могла дождаться, когда все уйдут, чтобы позвонить на работу. Набрала номер мастера и заговорщическим голосом сказала:
– Лёша, привет! Ну что? Ты посмотрел вертолёт?
– Да, Марина, привет! Посмотрел. У него аккумулятор севший. Какой-то умник положил в коробку неродное зарядное. Так мы с Таней нашли на складе другое. Зарядили. Он работает.
– О, слава Богу! Спасибо! Тане привет! Так здорово! Я сейчас позвоню этой Валентине, пусть забирает.
– Ок!
Обрадованная, я позвонила по номеру, что дала Валентина, это был номер детского сада, её подозвали к телефону. Я сообщила ей хорошую новость, что вертолёт можно забрать в любое время и что по ошибке в коробке было не то зарядное. Извинилась. Но напомнила, что в следующий раз настаивать надо на проверке товара!
– Марина, спасибо!  Я поняла. Я о Вас рассказала на работе. Мне никто не верит, что бывают такие добрые продавцы. 
– Валентина, поздравьте своих коллег с Новым годом от меня, и пусть у Вас всё будет хорошо! Приезжайте к нам. – Довольно улыбаясь и  почувствовав себя счастливее, сказала я.
– Да, я обязательно приеду, с Новым годом!