Дело случая

Любовь Матвеева-Поротикова
          

          «Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит»,
          «Будет и нам пора ехать со двора» (русск. пог.),
          «Больному и золотая кровать не поможет» (каз. пог.)

           - Какая вы бледная и худая! Железа вам не хватает! Признайтесь - гемоглобин низкий? И мужа довели – ишь, какой доходяга! Вы что, оба плохо питаетесь? – допрашиваю я скромную маленькую пожилую казашку. Мы сидим с ней в коридоре поликлиники и ждём приёма у фельдшера – врачей не хватает. Её муж, похожий на скелет, мотается между кабинетами. Иногда подходит: кожа обтягивает череп, глазницы и щёки провалились... Туберкулёзник, что ли?..
          - Да нет, хорошо питаемся, особенно муж – он и за стол не сядет, если ему мяса не подадут уже с утра, три раза в день мясо ест! Врачи говорят – у него длинный кишечник, надо сократить, предлагают операцию, но я не соглашаюсь, – объясняет мне соседка.
          - А что, разве такое бывает – длинный кишечник?.. Первый раз слышу! И правильно делаете, что не соглашаетесь на операцию! Хирурги такие энтузиасты – что надо и не надо в два счёта отрежут! Мне – давно ещё – сказали, что у меня большая миома матки, надо вырезать, а то лопнет. Я впервые легла на операцию – как врачам не верить? А очнулась после наркоза – говорят, ничего не было, никакой миомы. Вырезали аппендикс, просто так – для профилактики…
         - Мне тоже предложили сделать операцию, когда  ещё восемнадцати лет не было. Сделали наркоз, и я вижу сон, будто сижу в окружении близких родственников, и среди них отец мой сидит. Такой приветливый, родной, и протягивает мне пиалку с кумысом. Я  взяла чашку из его рук,  собираюсь выпить кумыс, и вдруг понимаю: а ведь вокруг меня сидят умершие уже родственники, да и отца недавно не стало!.. Но я всё равно рада всех видеть, подношу пиалу к губам, и вдруг слышу: меня кто-то громко зовёт по имени, по щекам бьёт, да больно! Стараюсь выпить – кумыс расплёскивается, обидно!.. А  отец продолжает приветливо кивать: "Пей!.."
         Наконец, прихожу в себя, просыпаюсь. Оказывается, от наркоза я начала умирать, и меня едва-едва привели в чувство. Операцию не успели начать, и делать не стали – побоялись. Так с тех пор и живу, вот уже шестьдесят шесть лет прожила... Потом мне сказали: если бы я во сне выпила кумыс – умерла бы…
          - Да, могло быть и так. Бывают мистические случаи и врачебные ошибки, даже у самого лучшего врача может неудача случиться и в диагнозе, и в ходе операции… - поддакиваю я собеседнице.
         - Вы правы… Вот у меня были знакомые, сыну их надо было удалить аппендикс - они жили здесь, в Петропавловске. Говорят: «Нет, здесь мы делать не будем, поедем в столицу, в Астану, у самого лучшего профессора сделаем! Не пожалеем денег – у нас сын один!»
         Поехали, сделали… Уж на что был знаменитый и опытный доктор, а операция получилась неудачной. Резали после неё парня, резали, уже швы стали делать грубые, как у покойников, когда их вскрывают – ничего не помогает, воспаление продолжается, всё гноится, парень умирает! Всё-таки откачали… Потом родители его долго лечили, целый год - в Корее. Ничего – теперь живёт, дети уже выросли! А в Петропавловске, может, любой интерн бы ему сделал хорошо операцию – ничего неизвестно...
         Я вспоминаю и рассказываю о случае, когда из Петропавловска поехали в Астану сделать операцию по удалению грыжи позвоночника одной женщине. У столичных врачей... Приехала назад - всё хорошо, спина не болит. И вдруг через месяц умирает! Дочь настояла на вскрытии - оказалось, у неё почку через спину украли - свежеотрезанная почка! А другая почка, видно, не справилась... Так что всё - дело случая: любовь, семья, дети, все обстоятельства жизни... Как и сама  наша жизнь - ДЕЛО СЛУЧАЯ…

            Тут пришла моя очередь заходить к врачу, и мы расстались…