Наступает время ясности, и критики моего проекта великого собрания народных преданий должны понять цель моего литературного труда.
Учитель мой и предшественник сам Павел Бажов. Без огромного труда и творчества его я не имел бы опоры и основания в опыте прошлого периода сказительства.
Я вырос в его мире, возлюбил его уральских героев. Но он позволил мне вырасти и над ним. Сказительство моего направления уже не стремится к напускной вычурной стилизации.
Эпоха Бажова и его судьба была слишком полна тревог и приключений, слишком коротка была его земная жизнь. Он лишь успел основать своё направление, дать пример, но процветать и богатеть в созданном им мире не успел.
Другие скажут, что каждая личность со всеми прекрасными мелочами и особенностями неповторима и выше критики. Но у меня другая задача, цель-вырасти, подняться на основаниях наследия опыта Бажова в будущее жанра.
А литература это не вспышка, а долгий и сильный огонь в печи старого мастера.
Иногда сегодня,в двадцать первом веке, читая Бажова я ощущал тесноту его диалекта, сегодня уходящего из реального народного языка.
Естественно, что редкие и местные слова важны для узнавания и красота их есть черта присущая и вечная. Но надо уметь вплести это украшение в повествование естественно и мудро.
Читателя может отпугнуть незнакомая и непонятная речь, не позволяющая ощутить читателю своё единение с героем сказания! В местный и архаичный язык из великорусского он должен войти вратами общерусского наречия и не чувствовать себя посторонним в местной языковой среде.
Она должна радовать, сиять украшением, а не отягчающим понимание и сопереживание странным архаизмом.
Сегодня с высоты пройденного пути я вижу своё призвание в том, чтобы дать окружающему миру увидеть богатства Сибири и её удивительного народного наследия в устном творчестве.Надо связать древний мир с новым современным, ведь культура есть прежде всего связь между мирами.
Мне нужно вернуть нашей современной культуре древних героев. Вернуть веру в великий край и его историю.
Без прошлого новые поколения утрачивают свою естественную связь с родиной. Но человек это не только тело и душа, это природа, это окружающий нас мир, который мы, как наследники великих предков, мастеров, богатырей, сказителей и святых, должны обустраивать и украшать своими достижениями.
И помогут нам в этом собранные опыты наших предшественников.
Мешают культурной связи архаичные формы, которые я мечтаю успеть сменить на современные. Многие великие эпосы, такие как Манас, нуждаются в правильной обработке в современном, уже прозаическом переложении. Мечтаю, чтобы Манас зазвучал современно и для этого необходимо услышать его заново,
Мой метод отношения к древнему источнику состоит в исследовательском и творческом сочетании знания и поэзии, в стремлении через вечность человека угадать и через себя снова запеть древний напев.
Конечно, мне знакомы современные национальные авторы, переписчики Манасчи. Но читая их творения вдруг чувствуешь, что это узкое, местечковое и провинциальное понимание Манасчи.
А эпоха наша требует высокого полёта над земным и взгляда из эпической вечности. Поэтому я взялся за переложение в прозе с ясным пониманием такой трактовки и её преимуществ над любыми стихами.
Особое отношение есть у меня и к современной науке, фольклористике. Я считаю, что она зашла в тупик и как многие гуманитарные дисциплины в 20 веке оторвалась от прикладной, полевой работы, в то время как сила науки именно в приложении к земным проблемам и насущным вопросам. Я склонен вообще признавать наукой лишь добытые практикой знания и с недоверием смотрю на далёкие выводы из конкретных опытов жизни.
Выстраивание обращенных в прошлое теорий вообще создаёт такой ядовитый туман, что практика становится не нужна таким теоретиками от науки. Чтобы развиваться, а тем более развиваться бесконечно, молодая наука должна питаться из бесконечных источников живой практической исследовательской работы, остерегаясь абстракций и теорий, как связывающих ноги идущего исследователя веревок.
Наука настоящая вечно будет идти за жизнью и не в праве жизни что либо диктовать из нажитых теорий.
Напишу здесь и о трагедии Братьев Гримм.
Удивитесь, но сами братья не считали себя сказочниками, а гордились своими научными трудами и в частности даже посвятили свои жизни составлению словаря самого проблемного из евро языков -немецкого языка.
В итоге они , потратив десятки лет, умерли, но дошли только до буквы g ,так как в этом языке десятки диалектов и других трудностей. Злополучный полный словарь не составлен до сих пор.
А то, что прославили бы их на весь мир и их страну, было ими пренебрегаемо, заброшено в стол и десятки лет не находило издателя.
Но и это не все роковые ошибки братьев Гримм.
Сами сказания они, будучи на первый взгляд учёными филологами, собирали древние сказки крайне небрежно. И, вовсе не позаботились придать каждой сказке источники, имена и даты жизни рассказчиков, точное обозначение местности обитания сказания или хотябы где оно было ими записано в Германии.
В итоге их работа потеряла половину влияния на умы и сердца молодого поколения немцев и людей всего мира.
Я стараюсь не повторить их ошибки. Сказы собираю со всеми подробностями происхождения и источниками, и если не указывают их, то лишь по отсутствию у меня сведений...
Я стремлюсь издавать, распространять собранные сказы, как народное достояние, противостоять глупцам, отделяющим сказы от обработавшего их автора писателя, и тем унижающих его уникальную роль в истории литературы России.
Я настаиваю на своём естественном праве называться сказителем Сибири и считаю что их могло бы быть много.
Вы же называеге ювелира автором и ювелиром, и художником за то, что он делает из "сырого" золота прекрасные авторские изделия.
И вы не посмеете сказать о нем, что его изделия принадлежат природе, рождающей золото и их можно рассматривать и копировать без соблюдения авторских прав...
Однако в отношении сказителя подобные дикие заявления ещё звучат.
В периоды деспотизма сказительство не приветствуется, ведь как и литература и культура, оно дает землякам и читателям свободу знать прошлое, а значит дает патриотическое в лучшем значении образование и воспитание, возможность творить новое на крепком основании всего прошлого, дает свободу узнать, понять и продолжить традиции, причаститься им и нести их в будущее.
Вернуть творчески понятые традиции и есть главная проблема России, способная решить тьму менее значимых. Проклятие нетрадиционности во всех сферах лишает силы все начинания, приводит к бесплодию и утрате смыслов.
Можно добавить к древним заповедям - Чти предания отцов своих и будешь успешен и долголетен на своей земле...
Продолжение следует...