Трирский хитон Иисуса Христа

Анатолий Гурьевич Холодюк
Часть I.

Впервые в этом тысячелетии в германском Трире (федеральная земля Рейнланд-Пфальц) паломничество к одной из главных реликвий западного христианства – святому хитону Господа Иисуса Христа проходило с 13 апреля по 13 мая 2012 года.  Представим читателю экскурс в историю возникновения традиции этого паломничества, который дополняется подробным описанием места хранения святыни – Кафедрального собора Святого Петра в Трире, древнейшего на территории Германии.
Девизом «Великого паломничества» 2012 года к одной из главных реликвий западного христианства – святому одеянию Иисуса Христа (Heilig Rock. Wallfahrt – 2012 – Trier) стала заключительная строка из молитвы немецких паломников «…и соединить то, что разъединено» [2].

Трирское паломничество не случайно называют «великим»: в Западной Церкви различают «великое» паломничество – путешествие в Святую Землю, Рим, Сантьяго-де-Компостела, Лорето, Аахен и Трир, а также «малое» — посещение местных или отечественных святынь [3]. В 2012 году исполнилось 500 лет со времени начала паломничества к хитону Христа, который всего несколько раз в столетие выносят из часовни-хранилища и выставляют для поклонения. Начиная с 1512 года эта реликвия была представлена верующим для всеобщего обозрения и поклонения всего лишь 16 раз. В Епископском музее Трира организовали специализированную выставку «Святое одеяние. 500 лет паломничества в Трир», рассказывающую об истории появления в городе реликвии и иллюстрирующую события 1512 г., когда великую святыню впервые извлекли из укрытия, после чего и началось массовое паломничество христиан Западной Европы к хитону Иисуса Христа в город на Мозеле.
Трир, первоначальное название которого Treverorum Augusta («Город Августа в cтране Тревери»), с I века был древнеримской колонией, а начиная со II века – известным в Европе центром торговли. Treverorum Augusta был основан императором Августом еще задолго до Рождества Христова. «Ante Romam Treviris stetit annis mille trecentis» («До основания Рима Трир существовал уже 1300 лет»), – такая надпись существует на стене так называемого Красного дома, расположенного на Главной рыночной площади Трира [1, с. 10]. В конце III века город стал одной из столиц тетрархов и признавался «вторым Римом». В III и IV веках после раздела Римской империи на Восточную и Западную Трир, став главным городом Галлии, получил статус столицы римской провинции Белгика Первая (до 387 г.) и стал имперской резиденцией. Здесь с 306 по 316 год правил Константин Великий, даровавший христианам после ряда реформ свободу вероисповедания и утвердивший в своих владениях христианство.

Римский город посещала мать императора Константина равноапостольная царица  Елена, как известно, расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В Трире святая царица Елена считается «первой паломницей в Палестину» и «основательницей в городе Божьего дома», или «церкви Елены». Она доставила в Северный Рим несколько редчайших реликвий и подарила их местной христианской общине. Издавна Трирская кафедра считается древнейшей на территории современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра – святые Евхарий, Валерий и Матерн, а также святой Агреций. Еще cо времен Средневековья сохранилось предание о том, что в IV веке именно святой царицей Еленой, матерью св. императора Константина Великого, было привезено в город на Мозеле обретенное ею одеяние Спасителя – хитон, который был на Иисусе Христе непосредственно перед Распятием. Об этом предмете одежды повествуется в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Согласно преданию, царица Елена передала первому правящему в городе епископу Агрицию Трирскому (Agricius; † ок. 333) и часть своего дворца для использования его помещений под церковь для местных христиан. Примерно с IX века существует местное предание о том, что епископ Агриций, первое упоминание о котором относится в Трире к 314 году, был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноапостольной царицы Елены. По другой версии, будучи Патриархом Антиохийским, Агриций был приглашён в Трир Римским Папой Сильвестром I при содействии святой царицы Елены и привёз с собой в Трир мощи апостола Матфея и хитон Христов.

Археологические раскопки в Трире подтвердили, что под зданием нынешнего Кафедрального собора действительно находились жилые постройки. На их месте обнаружены многочисленные фрагменты фресок, покрывавших потолок площадью около 70 кв. м. Часть этих фресок и росписей были отреставрированы и в настоящее время находятся в  месном Епископском музее. Количество и качество уцелевших в Трире античных памятников не оставляют сомнений в том, что они представляют собой выдающееся свидетельство о древнеримской цивилизации [4].

Современный собор своей архитектурой и особенно разновысокими острыми башнями похож на громадный рыцарский замок. Документы свидетельствуют о том, что сохранилась лишь четвертая часть первоначального соборного здания, вмещавшего когда-то около 12 тысяч человек. Кафедральный (Домский) собор Св. Петра и церковь Богоматери в Трирe в 1986 году были внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО. История возведения кафедрального собора органично связана с историей святого одеяния Спасителя, для хранения которого и была построена в городе эта первая величественная базилика. По преданию, ее начали сооружать около 320 года по распоряжению самого римского императора Константина Великого. Это событие тесно связывают с именем епископа Агриция Трирского. Руины первой базилики находятся ныне под зданием информационного центра и соборного ларька – напротив входа в зданиe кафедрального собора. После смерти епископа Агриция его преемником становится Максимин Трирский († 346), известный в истории тем, что он предоставил в 336 г. пристанище находившемуся в ссылке в городе Афанасию Великому (ок. 298—373), осуждённому в 335 году по обвинению в причастности к убийству мелетианского епископа Арсения. Сосланный в Трир Афанасий Великий был возвращён из изгнания уже после смерти императора Константина, в 337 году. Под защитой Трирского епископа Максимина также находился и cв. Павел I Исповедник, Патриарх Константинопольский († 350). По преданию, хитону Спасителя поклонялись пребывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335—340 г.), святитель Мартин Милостивый (370—380), уроженец города Амвросий Медиоланский и участники Трирского Собора (386).

В 329—346 гг. епископ Максимин (329—346) перестраивает базилику в монументальное здание, состоящее уже из четырех базилик, баптистерия и многочисленных служебных помещений. Благодаря этому в IV веке Трирский собор становится одним из крупнейших церковных сооружений. Начиная с 340 г. ведется сооружение так называемого куба (40,5 м x 40,5 м x 40,5 м), внешние стороны которого и образовали строительное ядро собора. В первой половине V века он пережил серьезные разрушения вследствие беспорядков во время Великого переселения народов, когда в Европе происходили этнические перемещения с периферии Римской империи на её центральную территорию, сопровождаемые культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением.
В середине VI века епископ Ницетий († 566 или 569) пригласил итальянских строителей для восстановления «куба» и северной церкви. В 882 г. произошли разрушения собора вследствие нападения на город норманнских племен. В 989/90 гг. при архиепископе Эгберте (ок. 950—993) две северные колонны из четырех, формообразующих квадрат в центре собора, обкладываются камнем и приобретают форму креста. Полная реставрация собора, включая фасад и крипты, происходят уже при архиепископе Поппо фон Бабенберге (†1047) и его последователях. Освященные в 1016 г. позднероманские хоры и крипта встраиваются в восточную стену куба. После этой работы следует замена плоских сводов собора сводчатыми. В том же XI веке впервые встречается упоминание о святом хитоне, а в следующем веке находится подтверждение истории хитона: царица Елена, мать императора Константина, привезла это неделимое святое одеяние Христа в Трир. Позднее чтобы лучше сохранить святыню, ее обшили со всех сторон – в виде тканого ковчега.В смутные времена из-за опасений, что хитон Христов может погибнуть в пожаре или быть похищен, в период непрекращающихся войн и междоусобиц его не раз прятали в тайниках. 1 мая 1196 г. хитон был перенесен из западных хоров в новый алтарь восточных. По некоторым данным, реликвию замуровали в алтаре собора, где она находилась несколько столетий.

В 1235—1260 (1270) гг. поверх руин античной южной церкви возводится церковь Богородицы и в это же время сооружается крытая галерея вокруг внутреннегo двора собора. В следующем столетии в 1307—1345 гг. при архиепископе Балдуине (†1345) надстраиваются обе восточные башни собора. В средние века собор стал местом упокоения трирских епископов. По данным Епископского музея Трира, в 1356 г. кафедральный собор и горожане получили в подарок от короля Карла IV мощи (главу) святой царицы Елены, которые хранятся ныне в Восточной крипте (крипте Св. Елены).
Реликварий, где хранится честная глава святой Елены, был в 1990 г. украшен бюстом царицы работы скульптора Тео Хайерманна.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся знаменитую трирскую святыню, хитон Христов. Одна из них гласит, что это cобытие произошло в 1512 году по настоятельной просьбе короля Германии, а с февраля 1486 года – императорa Священной Римской империи Максимилиана I (1459—1519). Портрет этого известного реформатора государственных систем Германии и Австрии и одного из архитекторов многонациональной державы Габсбургов, распространившейся не только на половину территории Европы, но и на заморские колонии, в 1519 году написал Альбрехт Дюрер.

Во время правления императора Максимилиана, при архиепископе Рихарде фон Грайфенклау, в 1512 году состоялось первое паломничество к хитону Христа. Торжественное событие 1512 года нашло свое отражение на одной из старых гравюр на дереве. С 1512 по 1517 год паломничества в Трире, насчитывающем в те времена всего 8 тысяч жителей [1, c. 14], проходили ежегодно.

В 1515 году надстроили западную башню собора, а в 1524 году в городе прошло очередное паломничество. Далее поклонения святыне организовывались в 1531 и 1545 годах. По окончанию Тридцатилетней войны, в 1665 году, единственный раз в XVII cтолетии святое одеяние было вынесено на поклонение. Aрхиепископ Карл Каспар фон Лаен († 1676) перестроил западные хоры в стиле барокко, a в 1687—1699 гг. при архиепископе Иоганне Хьюго фон Орсбеке († 1711) сооружается фасад капеллы «Святого Хитона Христа». В 1702—1708 гг. в глубине восточных хоров сооружаeтся хранилище святого хитона, но паломничества имеют место только в следующем веке:в 1810, 1844 и 1891 годах. В XIX веке проводится реставрация собора, целью которой было восстановление утраченного средневекового интерьера. В XX веке осуществляется крупная реставрация собора, и проводятся три паломничества — в 1933, 1959 и 1996 годах. В 1960—1974 годах осуществляется перестройка алтаря, освященного 1 мая 1974 года. Cвятое oдеяние помещается в климатизированный стеклянный реликварий-саркофаг. Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешали верующим войти в часовню, где хранится хитон. Паломничество 1996 года положило начало так называемым «Дням Святого Хитона», когда верующие получали возможность лишь войти в часовню главного алтаря, но подойти совсем близко к ковчегу со святыней было невозможно — предлагалось только лишь обозревать ее с некоторого расстояния сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молились за решеткой у часовенного порога. Их взор останавливался на золотом кресте, висящем на фоне темно-синего как бы вечернего неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом находился обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прятались два других, вставленных друг в друга – серебряный и золотой. Под толстым бронированным стеклом горизонтально был расстелен хитон Иисуса Христа. В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса, и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

Литература:

1. Heinz S., Tacke A., Weiner A. Trier 1512 – Heiliger Rock 2012. IMHOF – Kulturgeschichte. – Petersberg, 2011.
2. Pilger Buch. 2012 – Trier: Paulin, 2012.
3. Schneider B., Wachendorf H., Nicolax M. Der Hl. Rock in Dom zu Trier. Und auf dem Weg zu Jakobus und Matthias. – 2012.
4. Ronis F. Dom zu Trier. – 2011.


Часть II.

Накануне 13 апреля 2012 года великая христианская святыня была извлечена из часовни-сокровищницы и в горизонтальном положении помещена в специально приготовленный реликварий из кедрового дерева, установленный перед главным алтарем кафедрального собора. Из Ватикана по случаю начала паломничества к священному хитону Господню Папа Римский Бенедикт XVI (ныне он на покое) направил специальное послание католическому епископу Трира Штефану Аккерманну. Текст начинается с воспоминания главного исторического события, произошедшего ровно пять столетий назад благодаря усилиям архиепископа Рихарда фон Грайфенклау, который воплотил желание императора Максимилиана I. Понтифик сообщил, что он мысленно присоединяется ко множеству паломников, которые будут прибывать для почитания святыни и преподал им свое благословение.

Само паломничество началось во второй половине дня с торжественного богослужения, возглавляемого префектом Конгрегации по делам Епископов кардиналом Марком Уэлле – специальным посланником Папы Римского Бенедикта XVI в Трире. В мессе принимали участие епископ Штефан Аккерман, апостольский нунций в Германии Жан-Клод Периссе, бывший епископ Трира, а ныне кардинал Рейнхард Маркс – архиепископ Мюнхена, и кардинал Иоахим Мейснер, архиепископ Кельна. Как известно, хитон Господа Иисуса Христа упоминается в Евангелии в контексте самых драматических моментов земной жизни Спасителя – Его распятия на Кресте. Во время богослужения под сводами собора зачитали текст евангелиста Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Эта христианская реликвия, отметил в своей проповеди кардинал Марк Уэлле, «позволяет нам смотреть с верой на Тайну спасения. Солдаты, делящие по римскому обычаю отобранные вещи, не разделяют между собой хитон Распятого, он был несшитым и остаётся целым. Отцы Церкви видят в этом символ единства Церкви, основанной как единственная и нераздельная община любви Христа. Священный Хитон стремится сделать таинственное видимым. Он, будучи несшитым, олицетворяет Церковь как творенье Божье, а не человеческое».

В германской прессе хранящееся в Трире святое одеяние называют хитоном и туникой. Слово «туника» – латинского происхождения; оно означает древнеримскую нижнюю одежду, сшитую на плечах и опоясываемую. Этот род рубахи носился обычно под тогой, но только римские граждане имели право надевать тогу (2, с. 227). В новозаветные времена мужчины и женщины носили одежду одинакового покроя, причем мужская одежда отличалась сдержанностью расцветки. Основными видами одежды были туника и плащ. Нижняя туника, поверх нее – полотняная или шерстяная накидка с бахромой. Туника как вид мужской одежды у древних греков называлась хитон – широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Греческая одежда была часто без рукавов, шире и свободнее. Если она и была с рукавом, то имела прорезь на сгибе руки, а на плечах застегивалась фибулами. При необходимости ее подворачивали и стягивали на талии поясом. В VIII–II вв. до Р.Х. в Древней Греции и во времена земной жизни Спасителя эта нижняя мужская одежда имела очень простой покрой: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Работая над цельным одеянием, ткач начинал работу с одного рукава и заканчивал другим, оставляя отверстие для головы (там же, с. 226). Если во время работы требовалась свобода движений, мужскую рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Драматические события прошлого Трира и неблагоприятные условия хранения святого одеяния в соборе привели к тому, что структура и состояние ткани очень сильно изменились, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки реставрации. Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно на многочисленных складках, ослабли или разошлись нити.
«На вопрос о достоверности хитона нельзя ответить однозначно», – писалось в распространяемых собором и организаторами паломничества информационных материалах. Верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры. Однако вопрос о подлинности трирского хитона неоднократно поднимался во время паломничества. Хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку.

Исследования, проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют о том, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета, и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Эти нити специально были доставлены в Трир для починки святыни. Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице. Радиоуглеродный анализ хитона до сегодняшнего дня не проводился. Для верующих трирская реликвия «символизирует антропогенез Христа, события Его земной жизни до распятия и смерти», подчеркивали в своих проповедях католические иерархи. «Неделимый и бесшовный хитон является знаком неделимости христианского мира и напоминает о соединяющей силе Господа, как это выражено в молитве паломника: “Иисус Христос, наш Спаситель и Избавитель, помилуй нас и весь мир. Помни о христианах всего мира и воссоедини то, что разобщено. Аминь”» [3].

Почитание христианских реликвий имеет древнее происхождение и ведет свое начало от самых первых веков христианской истории. В Западной Церкви такой объект религиозного почитания, как святые мощи, принято называть реликвиями (от лат. reliquiae). Во все времена верующими благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, а также соприкасавшиеся с их телом одежда, личные предметы, орудия мученичества, т. е. «контактные реликвии».
Косвенной иллюстрацией поклонения первых христиан святыням может служить и хранящийся в ризнице Кафедрального собора уникальный экспонат – пластина из слоновой кости (Византия, V или VI в.) с изображением процессии с реликварием. Вера христиан в то, что реликвии имеют силу, передаваемую людям от соприкосновения или близости к ним, возникла на германских землях в районе Трира еще в IV столетии. Наибольшего расцвета понимание того, что христианские реликвии являются носителями благодатных сил, которые могут через них подаваться Богом для верующих, достигло в XII и XIII столетиях, когда паломничества в Западной Европе стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили из Святой Земли ценные реликвии. Хождение верующих к святым местам на поклонение святыням известно ещё с глубокой древности, и его истоки отражены в текстах Священного Писания: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его…» (Ис. 2, 3). В немецком языке понятие «паломничество» обозначается словом «Wallfahrt» (лат. peregrinatio religiosa) и понимается как «волновое движение» пилигримов (пильгеров), устремленных к святыням, причем пешком, как это было в библейские времена.

«Молиться ногами», – издавна говорят немецкие паломники, предпочитающие по давней традиции последние 40 или 20 километров продвигаться к знаменитой святыне пешком. В наши дни многие молодые люди приезжают на велосипеде. Пожилые и люди более старшего возраста прибывают в Трир на поездах, автобусах или личных автомобилях.

Замечено что, если для европейских протестантов паломничества и реликвии не имеют религиозного значения, то для верующих Католической Церкви святое одеяние в Трире – «символ Спасителя», поклонение которому позволяет им почувствовать близость Бога.
Справа от алтаря Иоанна Крестителя находится лестница, ступени которой ведут паломника к капелле – хранилищу святого хитона и сокровищнице Кафедрального собора, построенной в 1450 г. и перестроенной в 1900 г. Здесь хранятся мощи св. апостола Матфия, мощи св. апостола Петра (зуб), два неполных звена цепи апостола Петра и древний ключ с вкрапленной в него частицей цепей апостола Петра. Среди других уникальных экспонатов ризницы – кадильница, изготовленная в Трире в 1100 г.

Шедевром церковного ювелирного искусства является переносной алтарь-реликвaрий св. апостола Андрея Первозванного, изготовленный мастерами под руководством архиепископа Эгберта между 977 и 993 гг. На алтаре – позолоченная правая стопа, которая в нескольких местах перетянута тонкими изящными ремешками, украшенными драгоценными камнями. Издали создается впечатление стопы, обутой в сандалию, но, присмотревшись, можно увидеть, что стопа перетянута лишь ремешками от сандалии, а подошва отсутствует. Этот переносной алтарь хранит не сандалию, а лишь часть ремешка от сандалии св. апостола Андрея. Сама сандалия хранилась замурованной в каменной стене, но время ее не сохранило: от нее осталась лишь часть ремешка. Этому же переносному алтарю принадлежат чехол от посоха св. апостола Петра и гвоздь-реликварий (выполнен в 993 г.), где хранится святой гвоздь.
По преданию, сандалию с правой ноги св. апостола Андрея Первозванного и другие хранящиеся в сокровищнице собора реликвии привезла в Трир святая царица Елена.
Ее лик (предполагаемо) изображен на поверхности обнаруженной археологами древней шкатулки с римскими украшениями (320 г.), которую они откопали под фундаментом собора. После реставрации на крышке шкатулки проявилось изображение увенчанной лавровым венком женской головы с нимбом над ней. По мнению трирских ученых, это прижизненный портрет самой царицы Елены. Ее лик можно рассмотреть и на камее из сардоникса, украшающей обложку так называемого «семейного императорского» Евангелия (Ada-Evangeliar), хранящегося ныне в сокровищнице Трирской городской библиотеки.

В современном Трире жива память о святой царице Елене – покровительнице Церкви, хранительницы христианских реликвий. В Трире ее имя окружено любовью и уважением всех христиан. В 1883 и 1908 гг. две трирские улицы получили ее имя – Helenenstrasse и St. Helena-Strasse [4]. В городе имеется действующая старинная церковь во имя святой Елены (Helena-Patrozinium). В самом центре города, на его площади Главный рынок, можно видеть старинное здание, украшенное скульптурными изображениями святой Елены. Большое скульптурное изображение царицы можно видеть в Епископском саду, а несколько трирских церквей имеют мозаичные панно и витражи, рассказывающие о житии святой Елены, доставившей в город святое одеяние Спасителя. Ежедневно христиане из разных стран приезжают поклониться этой реликвии и честной главе святой царицы Елены, «основательницы Божьего дома» в Трире.

Паломники не ограничиваются только пребыванием в кафедральном соборе и готической церкви Либфрауэнкирхе (1235–1260 гг.), но и осматривают памятники римского Трира времен царицы Елены, сохранившиеся здесь и по сей день: это монументальные городские ворота (Porta Nigra), тронный зал императора Константина Великого (Basilika, или Аула Палатина, 310 г.), императорские термы (Kaiserthermen, первая четверть IV в.), амфитеатр (около 100 г.), римский мост (71 г.) [1].

Во время изучения паломниками современного города не обходится и без казусов. Так, к началу массового паломничества в витрине одного трирского магазина, расположенного рядом с местным домом-музеем Карла Маркса, атеисты открыли провокационную выставку сомнительной «реликвии», якобы принадлежавшей основателю коммунизма. Художник Хельмут Швикерат разложил в окружении женских портретов на трехстворчатом средневековом алтаре желто-коричневое белье Карла Маркса. В интервью германским СМИ Швикерат объяснил смысл своего кощунства так: «Исподнее Маркса должно служить провоцирующим ответом на демонстрацию хитона Иисуса Христа». По словам автора кощунственной инсталляции, она представляет собой «триптих» из кальсон Маркса, размещенного слева от них портрета экономки автора «Капитала» Хелены Демут и выставленного справа портрета политика от левой партии Германии, ярого критика капитализма Сары Вагенкнехт. В 1996 г. подобная «антиреликвия» Маркса уже выставлялась в Трире, но заметного внимания к себе не привлекла, как, впрочем, и в нынешнем году.

13 мая 2012 года был последним воскресным днем «Великого паломничества» в Трир к святому одеянию. После вечернего богослужения католический епископ Трира Штефан Аккерман на встрече с журналистами сообщил, что паломничество завершилось. Великой реликвии поклонились верующие из Германии и соседних стран, а также из таких отдаленных государств, как Грузия, Бразилия, Боливия и др. Утром другого дня германские СМИ информировали, что в трирском паломничестве, проходившем с 13 апреля по 13 мая, участвовало около 550 тысяч человек. Святой хитон Спасителя перенесли на постоянное место его пребывания и хранения – в часовню-святилище Кафедрального собора.

Трир – Мюнхен

2012 и 2019 гг.

Литература:

1. Heinz S., Tacke A., Weiner A. Trier 1512 – Heiliger Rock 2012. IMHOF-Kulturgeschichte. - Petersberg, 2011.
2. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии. – Российское Библейское Общество, M., 1998.
3. Pilger Buch.2012. – Trier: «Paulin», 2012.
4. Kann H.-J. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. –Trier, 2007.