Девятое мая в тропиках

Евгения Регер
Девятое мая. Привычно вспомнила обоих прадедов. Обняла, поблагодарила. Вспомнила, что у Юрки день рождения. Написала в чат, поздравила.

Ничто не предвещало.

На завтраке двое крайне патриотичных сидели с георгиевскими ленточками на футболках.

Мозг усиленно заработал в направлении мыслей этих людей. Как это происходило в их головах? Чисто с точки зрения психиатрии.

Сбор чемоданов. Уложены шлёпки и крем от солнца spf 50+. Кипятильник и старая простынь для пляжа (чтоб не покупать циновку) ждут отбытия в аэропорт.

— Коля! Девятого мая нас не будет в городе. Нужно непременно ленточки захватить! Попразднуем на месте.

— Да, дорогая! Идея на миллион! Я ещё песен на флешку запишу. Будем по полной гордиться.

Мелькнула мысль: «А у нас и дома, к слову, ленточек нет». Прихожу на пляж.

Что вы думаете приколото к зонту у очередных крайне патриотичных?

Флаги. На прищепках. Озаботились люди, ничего не скажешь. Сидят, изо всех сил гордятся победой, бросая мусор на чужой песок.

Через десять минут мимо прошествовала пара. Мужчина в сувенирной вьетнамской кепке с красной звездой. И женщина. Женщина в зелёной пилотке.

В Нячанге. На набережной. Средь кукурузы, бесплатных фотосессий и мороженщика с песнями Юры Шатунова.

Это ли апогей, спросите вы?

Нет, конечно.

Ещё спустя час мимо прошествовали гордые российские отпускники под «Прощание славянки» с флагами России, намотанными на плечи и спины. Победа победой, а солнце в обед никого не щадит, патамушта. А ещё через полчаса — «бессмертный полк» прошёл обратно и весьма увеличился.

Девушка по соседству рассказала, что в прошлом году в Турции в этот день был праздник, фейерверк и бесплатное шампанское.

Дальше, более мелкими группами, ходили вдв-шники с пехотинцами. Были и другие занимательные комбинации. Голь начала быть хитра на выдумки.

Шествие замыкал нетрезвый патриот в капюшоне из российского флага.

На этом я сперва хотела закончить. А потом ещё одна мысль (да, бывает, что и по две за день!): может, это я — дура неблагодарная? А остальные, ошибочно мною принятые за маразматиков и клоунов — истинные граждане своей страны?

А! Сгорел сарай гори и хата.

Даже с учётом, что «каждый горюет по-своему», вопрос у меня, как и у Серёжи: «Дядя Петя, ты дурак?». Лишённый напрочь злости, но полный искреннего удивления и непонимания. Зачем, бля, тебе во Вьетнаме (в отпуске!!!) ленточка и пилотка? Флаг? Шествие маскарадное? Вот чтобы что? Чтобы никто не подумал, что ты вдруг забыл, что у тебя дед воевал?

Маски-шоу, блин. Для меня это как говорить на похоронах: «Вы мало плачете. Горше надо! Душевнее! А то как будто и не умер никто. Скучно!» А если серьёзно, думаю, это просто повод. Нет, не вспомнить, погордиться и сказать, спасибо небу за мир.

Это повод повыёбываться. Некое «поколение Инстаграм», жажда перфомансов, когда из всего, даже из трагедий, можно сделать #гордостипост. Это ж не карнавал в Рио, ребят. Вы чего?

А ещё, знаете, есть в этом во всём какая-то детскость. И, если с возрастом не прошло, то, может, и недолюбленность? Но это я уже куда-то не туда.

«А у нас в квартире газ, а у вас?» — «А мы сегодня — патриоты, чтили память победы — намотали флаги на манер парео и дефилировали во Вьетнаме под «смуглянку»!» У меня оба прадеда воевали. Я знаю и помню. Не ради лент, нарочитой гордости и не только в мае. Это никак не связано ни с какими внешними атрибутами. Но сейчас модно выделяться. Чем есть.

СпрОсите, какое мне дело? Ну веселится народ, и хер бы с ним? Наверное, так и следовало реагировать. Но я не смогла. От ограниченности и тупости мне всегда не по себе. Патриотизм размытый невежеством. Да, какие-то вещи я понимаю, а какие-то нет. Извините.

Тридцатого апреля, за неделю до, во Вьетнаме был собственный День Победы и, знаете, ничего. В городе, конечно, был праздник. Но никто в партизанов не играл и по импровизированным тоннелям не ползал. Американцев тоже, вроде, не били.

И ещё, я не помню, как наши хабаровские вьетнамцы в апреле наряжались в пробковые шлемы и жгли Американские флаги во дворах.

Надо затариться ромом. Отсидимся у себя на крыше. Чувствую, вечером здесь будут бить морды немцам.

Всё. Acta est fabula! Я это сказала. Можете бросать. Что там у вас сегодня?

(май 2019)