Выбор

Ярослав Гавриленко
ВЫБОР
Если бы мне кто-то рассказал эту историю, то я ему точно не поверил.
У меня есть одно странное, я бы даже сказал не очень нормальное увлечение или скорее всего призвание - я люблю ходить по старым кладбищам. Только не удивляйтесь. Зачем я это делаю, честно сказать - сам не знаю. Что я там ищу, что высматриваю, о чём думаю, что хочу понять или узнать, и вообще, что это за странное время припровождение, я тоже объяснить не могу. Видимо ответы на эти вопросы сидят на столько глубоко в моей душе и в моём подсознании, что достать его не представляеться возможным. И это уже длится годами.
Сейчас я зажгу свою толстую желтую свечу и начну рассказывать Вам эту любопытную и поучительную историю. Присаживайтесь по удобнее.
А началось всё 10 лет назад.
По натуре своей, я человек творческий. Мне  интересно всё красивое, загадочное, мистическое и необычное. Я обожаю старинные вещи, старинные картины и книги, старинную архитектуру и вообще старину. Люблю старые дома и места, где жили и творили писатели и художники. Я обожаю старые дворики, от них веет глубокой историей, романтизмом, а иногда и неразгаданными, а порой даже жуткими тайнами. Обожаю читать о мрачном средневековье, о замках с глубокими подземельями, о призраках, о вампирах и всякое прочее чтиво на подобные темы. Это особо питает мою тонкую натуру, придает ей определенное настроение, расширяет мировосприятие в некоторой степени и дарит моей душе незабываемое удовольствие и необыкновенное особое внутреннее наслаждение.
Кроме этого, у меня, в то время было ещё ряд других увлечений, такие например, как вино и женщины. От них я также получал определенное удовольствие, но совсем другого толка.
Однажды, в одно пригожее, теплое, весеннее воскресенье, в самый канун праздника Пасхи я загулялся в одном историческом месте своего города. Посетив там все художественные выставки, просмотрев десятки или даже сотни картин, заглянув во все мастерские, познакомившись и поболтав с художниками, посетив и домик Булгакова, и музей одной улицы, заглянув в каждый дворик и каждый закаулок я и не заметил, как стали спускаться сумерки. Мне казалось, я везде побывал и всем насытился. Я был уверен в этом и собирался уже топать домой. Но моё искушенное подсознание говорило мне, что я что-то забыл, где-то я точно сегодня ещё не побывал, чего-то необычного и неординарного точно не видел.
- А не сходить ли тебе на кладбище, на экскурсию? Почему бы и нет. Что тут такого? Получишь массу адреналина, - говорил мне мой внутренний голос.
- Поздно уже, я лучше домой пойду.
- А что дома?! Домой ты всегда успеешь. Квартирку ты свою и так знаешь. А тут кладбище, романтика, новые впечатления, красота, - не унимался мой внутренний голос, - сходи, посмоотри, не убудет.
- Ну, хорошо, сходим, посмотрим, - ответил я ему мысленно.
Глядя на купола Андреевской церкви, которая возвышалась высоко на большом холме я подумал:
- Если есть церковь, то значит где-то тут рядом должно быть и кладбище, обязательно. Но где?
Расспросив парочку бородатых художников, спешно пакующих свои полотна, мне удалось подробно выяснить место нахождение такого кладбища. Но художники, отнеслись к моим расспросам настороженно.
Один из них вообще угрюмо молчал, только удивлённо смотрел на меня, зато второй бородач тихо мне сказал:
- Лучше туда не ходи, парень, - это гиблое место, точно. Там чёрт знает что твориться. Мишка, наш пейзажист, решил три года назад, с горы этой пейзажи нарисовать. Взял холсты, краски и ушел утром на гору. А вернулся он от туда только через год, весь худой, седой и заросший, словно демон. Неделю слова не мог сказать, молчал, как немой, словно свихнулся. Сейчас он уже два года, как в монастыре живет, в келье, на улицу вообще не выходит, всё в постах да в молитвах пребывает. А три недели назад туда ушел дворник с этого вот дома, за новой метлой. Ушел и тоже пропал. Так его до сих пор ищут. Странное это место, лучше домой иди.
Он бысторо развернулся спиной и покатил свою тележку вниз, догоняя напарника.
- Какой домой?! А как же романтика?! - снова настоятельно возопил голос внутри меня.
- Спасибо, учту, очень любопытно, - ответил я ему в догонку.
А что этот Мишка делал там на кладбище целый год без еды? Странно. Ну да ладно.
- А у художников этих очень бурная фантазия, между прочим! Не дрейфь! Вперёд на кладбище! -  настоятельно отозвалось внутри меня.
Такое предосторежение художника несколько взволновало меня. Но настойчивость моего внутреннего Я, брала верх над здравым разумом.
Старинная брусчатая улица быстро пустела, художники, резчики по дереву, ремесленникми всех мастей и продавцы, упаковав свои произведения быстро расходились по домам. Часы на моей руке показывали 7 часов вечера.
Да, несколько позновато для прогулок по кладбищу, мысленно засомнивался я.
- Да не бойся ты! Сколько той жизни?! Будет что вспомнить! - уже орал мне в мозг мой внутренний голос.
Иногда этот мой внутренний голос, искушенный вином и женскими компаниями такое придумает, хоть бери да пляши!
- Думаю, за сорок минут управлюсь. Посмотрю одним глазком что там и к чему, похожу немного и домой, как раз к девяти часам буду - приму душ, перекушу и буду смотреть фильмы. Обожаю фильмы, особенно о мистике, призраках, оборотнях - так наивно думал я про себя, никак не догадываясь, что на самом деле ждёт меня там, на этом кладбище.
Мне нужно было всего-то отыскать лестницу, ведущую на гору, подняться по ней, потом спуститься, но с другой стороны и снова взобраться на другой холм, найти там большой дуб, а за ним сразу же находится и это старое кладбище - так мне объяснили.
Лестница оказалась на этой же улице, но в самом неприметном месте - в узком проёме между двумя трёхэтажными домами. Сразу её так просто и не увидишь. Большие, колючие, густые кусты закрывали её от посторонних взглядов. Она была деревянная, очень старая и с шатающимися перилами. Лестница круто шла в гору и имела три поворота. Взбираться по ней нужно было с большой осторожностью. Там было много прогнивших ступенек и  можно было запросто провалиться в колючие кусты. Для меня это было во истину рискованное восхождение. Нужно было проверять каждую ступеньку, расчитывать куда ставить ногу и за что потом хвататься рукой. Перила её тоже на ладан дышали. Это напомнило мне игру в шахматы - один не верный ход и всё, пропал. Взбирался я по ней словно каскадёр-скалолаз минут двадцать.
Вот я и на горе. Вид с неё конечно потрясающий. Я видел силуэт замка Ричарда, постоеного в прошлом веке, видел, как в окнах старых домов поочерёдно загорался свет, видел также и Днепр, и мост через него и нужное мне большое дерево на краю соседнего холма. Было ощутимо выдно, как вся эта местность медленно погружаеться в ночь, во мрак и готовится ко сну. А я вот не готовился. Я одиноко стоял на горе и наслаждался видом вечернего города. А круглая Луна на вечернем небе тоже наблюдала за городом, но по-своему.
Полюбовавшись видами, спустившись по тропинке, по крутому спуску вниз с горы и взобравшись на соседний холм я вышел к старинному дубу. Ствол его был метров пять в обхвате, крона раскидистая и густая. Это сколько же ему лет? Точно больше ста. Он, словно немой часовой, стоит, и как мне показалось, сам решает кого впускать, а кого нет. От дуба и впрямь стелилась еле заметная в сумерках извилистая дорожка. Вдохнув по-больше воздуха я ступил под крону этого дерева.
Вот я и на старинном кладбище. Иду, надомной висят густые ветки деревьев. Прохладно. С первых шагов я вижу старые оградки, внутри которых стоят каменные и металлические кресты с проржавевшими табличками. Всматриваясь в них, я даже смог прочитать имена усопших и даты их жизни. Некоторым захоронениям было больше ста лет.
Эта местность вообще очень старая. Первые людские поселения появились тут за долго до Рождества Христова. Существует даже такое предание, что тут был и ученик Иисуса Апостол Андрей, в честь которого и названа церковь. Правда это или просто легенда, кто знает. Но во все времена этим местам приписывали удивительные, божественные и даже мистические проявления и свойства.
Ступив на кладбище, я приметил, что могилки не просто раскиданы а имеют свой определённый геометрический порядок.
Стояла воистину гробовая тишина, ничто не шелохнётся. Тут небыло слышно городского шума, тут небыло суеты и мирской беготни. Кладбище спало. Спал старый порт человеческих душ уже долго. Я шел по этой земле и всматриваясь в оградки и кресты постепенно приближался к одиноко стоящему склепу. На нём не осталось никаких надписей, двери были сорваны, внутри абсолютно пусто. Кто и когда сдесь был похоронен - неизвестно.
Дорожка вела меня дальше. Вот я различаю разбросанные надгробные камни в виде стволов деревьев со спиленными ветками. Это массоны тут лежат. Рядышком и надгробные плиты с их узнаваемой символикой. Фонарика у меня не было, по этому я чаще видел сами очертания предметов в свете полной Луны. Луна была большая, я её приметил ещё когда взбирался по лестнице.
Иду я значит, молчу и думаю:
- И зачем я тут? Что я тут забыл? Не видно ведь ничего. Уже давно был бы дома и смотрел какое-нибудь кино. А живу-то я всего в нескольких кварталах от этого места, тоже мне романтика, - так думал я про себя, молча ступая вперёд в бездонную темноту кладбища. Мой внутренний голос в эту минуту молчал.
Идти было не сложно, травы практически не было в основном опавшие листья, зато сухих веток над головой было много. Многие напоминали костлявые человеческие руки. Казалось они вот-вот зацепятся за мою одежду и подвесят меня.
Пройдя ещё метров 50 я услышал, буквально совсем рядом, примерно в 10 метрах справа за густыми деревьями какое-то странное, монотонное щёлканье. Я замер, прислушался. Да, действительно, где-то раздавалось равномерное щелканье или цоканье какого-то механизма. Вокруг темно, практически ничего не видно. Но я тихонько, шаг за шагом подбираюсь к тому месту на звук. Кто или что может щёлкать ночью на старом кладбище?
Ступаю тихо и осторожно, как могу. Опускаю перед собой ветку дерева и вижу на небольшой поляне слабое мерцание света. Мне было видно невысокий холмик свежевыкопанной земли. Приближаюсь ближе. Под холмиком этим вырыта акуратная яма. Рядом с этой горой, у самой кромки ямы ровно стоит большая черная коробка. Она-то и издавала эти странные звуки. Тихонько подхожу ещё ближе и вижу, что это не просто какая-то коробка и даже не трансформотор. Это были большие, массивные, метра два в высоту, старинные, напольные часы с белым циферблатом, желтым маятником и толстыми деревянными стенками. По бокам, я едва заметил вырезанные на стенках узоры, и дверцу с целым стеклом, сверху имелся декоративный бортик, выполненный в античном стиле. По виду этим часам было ох, как много лет, таких сейчас не делают. Маятник в этих часах чётко ходил в обе стороны и часы эти тикали! В метре от них торчала в земле и лопата. Рядом в литровой банке стояла толстая, желтая, горящая свеча! Именно она-то слегка и освещала всю эту странную обстановку. Сверху на этих часах, на бортике сидел огромный черный ворон.
- Мистика какая-то. Ночь, луна, кладбище, часы, ворон, свечка. Да-а-а, всё в точности, как у Эдгара По, - подумал я по себя, вспомнив некоторые произведения своего любимого автора.
Мне стало как-то немного жутковато. Очень странное зрелище - огромные часы на столетнем кладбище. Что они отмеряют, для кого отбивают время? Поди, сюда десятилетиями никто не наведовался. Я многое видел, но такое - впервые. Может это флэшмоб такой - рядом ведь живут художники. Но кто, зачем и как мог втащить сюда такую громадину? В них точно весу больше ста килограмм. Даже в троём или в четвером это очень сложно сделать, если учесть дряблость лесницы и необычный ландшафт этой местности. Безумие какое-то. Кто притащил сюда эти часы? Зачем? Когда? И кто зажег свечу и выкопал лопатой эту яму? Земля-то свежая! Быть может он, услышав меня убежал и спрятался меж крестов в темноте?
Вдруг что-то в этих часах резко щёлкнуло. Черный ворон зловеще каркнув в мою сторону, взлетел и бысторо скрылся в темном  ночном небе. Темные стрелки этих часов, на фоне белого циферблата показывали ровно 12. Я обомлел.
- Как двенадцать?! Ведь только что было семь! Я что добирался сюда 5 часов?! Не может быть! - думал в  растерянности и удивлении.
Нужно проверить. Я медленно поднял свою левую руку с часами прямо к лицу. Благо мои часы были с фосфоными стрелками. Японский городовой! Двенадцать часов! Как?!
Через секунду в пространстве раздался душераздирающий бой. Кровь застыла у меня в жилах, я почувствовал, как волосы у меня на голове встали дыбом. В горле пересохло, меня всего затрясло и кожа покрылась мурашками. Повеяло холодом. Звенело жутко. Каждый удар, ассоциировался у меня с гвоздем, вбиваемым в крышку гроба.
Я стоял в оцепенении, слушая, как эти часы монотонно и так невыносимо жутко отбили 12 раз. Потом, абсолютно неожиданно, пренебрегая всеми законами физики маятник остановился, а дверца в этих часах сама по себе медленно, со скрипом открылась.
Я стоял словно завороженный, не в силах пошевелиться. А то, что происходило дальше в моей голове вообще не укладывалось. Рассказывать кому-то об этом просто нет смысла - не поверят, или меня попросту сочтут ненормальным.
Но всё таки послушайте и представьте. Большой тяжелый маятник каким-то образом сам отцепился от основного механизма и стукнувшись о нижнюю доску часов стал наклоняться и падать аккурат в эту яму. Раздался слабый стук о землю. Затем, сразу же за ним, таким же невероятным образом свалился в яму и сам большой циферблат. За ними следом, чуть пошатнувшись в стороны упала и двухметровая деревянная коробка часов. Она упала в яму, тютелька в тютельку, словно именно для неё, точно под размер эту самую яму и копали.
Я обалдел! Такие чудеса могут быть только в кино! Дальше было ещё интереснее!
Лопата, стоявшая в метре, тут же сама пришла в движение. Она сама стала копать! Я видел это и не верил своим  глазам! Словно какая-то невидимая нога нажимала на неё, а невидимые руки держали её и бросали землю, засыпая часы. В свете свечи, я отчётливо видел, как движется древко лопаты, как летят брызги земли с желтой глиной, засыпающие яму. Я слышал также и звук падающего грунта на деревянную коробку. Такого просто не может быть! Я стоял и смотрел на всё это, молча и не в силах пошевелиться. Земли постепенно становилось всё меньше. А мыслей в голове у меня становилось всё больше. Но какая-то неведомая сила не позволяла мне произнести ни звука.
Законив свою работу, невидимые руки стали медленно волочь её куда-то в темноту.
- Что вообще тут происходит? Кто это всё придумал, Что всё это значит? Зачем закапывать такие часы в землю, да ещё и в полночь? Что это за похорошы такие? - интересовался я про себя.
-Эй, кто здесь?! - крикнул я в след удаляющейся лопате, так на всякий случай, даже не надеясь на ответ.
- Никто-о-о-о. Спокойной ночи, - раздался чей-то хриплый утробный голос.
У меня резко подкосились коленки и серце моё замерло.
Свечка, горевшая в банке, в миг потухла так и не догорев до конца. И стало совсем темно.
- Чей это был голос? Мне не могло показаться, у меня идеальный слух, - думал я.
-Эй! Эй! Постойте! Где вы?! Кто вы?! - крикнул я.
Но в ответ только тишина. Мрак, прохлада, сырость, страх - вот что меня окружало. К горлу подступил комок, захотелось вырвать. Дыхание моё участилось. Темнота была такой гнетущей, что сдавливала виски. Невыносымая подавленность и упадок духа быстро овладели мною. Я стоял один в кромешной темноте на кладбище перед могилой, в которой на моих глазах похоронили часы. Бред какой-то. Неужели это не сон. А если и сон, то скорее бы проснуться.
Прислушиваясь к тишине я стал по немногу слышать некое отдалённое потрескивание. Что может так трещать на кладбище? Сухие ветки, листья? Нет, не похоже. Трещало, нет скорее всего хрустело что-то твёрдое. Кто-то что-то грыз! Точно! Грыз и рычал. Что это за существа?! Что тут на старам кладбище можно грызть? Железные оградки, кресты, каменные надгробья? А звук постепенно только усиливался. Через минуту точно такое потрескивание стало слышно совсем рядом, метрах в пяти от меня. Потом он стал раздаваться и за моей спиной, потом справа и слева от меня. Воздух постепенно становился смрадным. Серддце моё заколотилось, словно загнанная птица. Дыхание ещё больше участилось, в висках уже больно стучало. Я стоял в темноте и отчётливо слышал, как вокруг меня кто-то усердно, с жадностью, похрюкивая грыз кости. Кости! Поразительый ужас переполнял всё моё естество. Слышать этот наростающий хруст мне уже становилось просто невыносимо.
Я попотался было бежать, но не тут-то было. Конечности мои дрожащие, были словно скованы невидимыми верёвками. И в голове мелькнула мысль, что это моё адское оцепенение может длиться очень долго.
- Я не хочу оставаться здесь, в этом аду вечно! Я хочу жить! - кричало что-то во мне.
Неужели так хрустят кости усопших?! Да! Кто их так жадно грызёт и так сопит при этом?! Пропавший дворник? Или кладбищенские животные: коты, собаки, крысы? Может бомжи или кто-то ещё?! Что меня так сковало?
- Кто вообще тут обитает?! - воплем вырвалось у меня в подсознании.
И тут я с ужасом для себя осознал - это... смерть так дышит и сопит. Именно она, кто же еще? Это её дыхание наполнено ужасом, смрадом  и напоминанием о бренности, распутстве и пустоте моей жизни.
Мне просто хотелось бежать или просто взлететь и перенестись в другое место, светлое, чистое, сухое. Мне хотелось увидеть людей, их лица, услышать человеческую речь. Но я стоял, как заколдованый истукан, не в силах пошевелиться. Меня плотно сковали невидимые цепи и с каждой минутой стягивают моё тело всё сильне и сильнее.
Но самое главное, что меня тревожило - это то, как же мне вернуться назад. Тучи закрыли Луну и вокруг настала настоящая кромешная тьма. Эта безисходность, эти ужасные звуки, эта тьма сдавливали и угнетали моё воображение и рассудок. Они сковали и мой разум, не давая мне ни логически, ни интуитивно сообразить в каком направлении мне сейчас двигаться. Казалось, что это вовсе не темнота, а глухая, толстая, черная стена до самого неба, в которой нет ни окна, ни трещенки, вообще ни-че-го.
Так, стоя в этом кромешном мраке, стреди жуткого хруста костей я всеми силами пытаясь сконцентрировать свои мысли, думая лишь ободном - как выбраться из этого кошмарного места.
Не помню сколько я так простоял вглядываясь в темноту и пытаясь найти хоть какой-то ориентир. Мне эти минуты показались вечностью. Должен же быть хоть какой-то выход, ведь он есть в любой ситуации, пусть даже в самой безвыходной.
- Кто?! Кто мне сейчас может помочь? О Господи, напрасно я не послушал этого бородатого художника, он ведь меня предупреждал и советовал не ходить на эту гору, - думал я с сожалением.
Вопрос казался  мне неразрешимым. Это всё лежало за пределами моего понимания.
- Что обычно люди делают в подобных ситуациях? - пытался мыслить я, перебирая в голове различные варианты.
Все мои умственные потуги сводились к одному - нужно только молиться, молиться и уповать на Господа или на чудо.
Так, стоя, как столб на том же месте, слушая душераздирающий хруст, в полном мраке, я вздохнув по глубже и прочитал молитву "Отче наш" три раза и три раза перекрестился, возведши глаза к небу. Говорят, эта молитва сильно помогает, даже изгоняет бесов.
Было по-прежнему тихо. Небо было черное и молчаливое. Ни Луны, ни звезд.
- Ну хоть бы что нибудь пролетело, - подумал я в отчаянии, глядя в  черную высь.
Через минуту, словно по моему желанию на небе действительно что-то показалось - тоненькая полоска чего-то светящегося. Но это был не спутник, уж слишком быстро оно двигалось. Это падала зведа, но летела она дольше обычного, секунд тридцать, потом потухла. Я даже успел проследить за ней взглядом, с трудом развернув своё тело и голову на 90 градусов. Она исчезла так же неожиданно, как и появилась. Но именно в таком, новом положении, я увидел нечто необъяснимое: это был свет. Да, да именно свет идущий где-то недалеко снизу, из-за холма прямо в небо! И мне показалось, что до него рукой подать. Я видел как несколько лучей из одного места уходили в ночное небо. Что это могло быть? Где же сам источник этого света?
Определивши приблизительно место, от куда бъет этот свет, я сделал попытку шагнуть. Суставы не слушались. Кости словно окаменели.
Стоп. Внезапно, словно гром среди ясного неба, в моей голове быстро мелькнули три волшебных слова: свеча, банка, огонь! Ну конечно же! Свеча! Да, именно свеча! Она же только что горела!
Я с неимоверным трудом стал сгибать свои колени. Присел. Потом стал на четвереньки и медленно, переставляя руки и ноги пополз таким собачьим образом к месту, где стояла банка со свечкой. Пошарив руками по земле я нашел и заветную банку и толстую свечку. Зажигалка была у меня в кармане.
Получив хоть какое-то освещение я облегчённо вздохнул. Уже хоть что-то.
Так со свечкой, на четвереньках я пополз в сторону лучей. Сначала это было больно и очень медленно. Я словно разрывал на себе невидимые верёвки. Ноги и руки почти не слушались меня. Потом, отдаляясь от могилы с часами мои движения постепенно становились немного увереннее. Я полз, переставляя банку с горящей свечёй по земле. Метр, два, три... Запах земли и старых листьев неприятно бил в нос. Сухие ветки больно кололи ладони и колени. Мне казалось, что этому не буде конца. Через какое-то время я уткнулся в тот самый дуб. С помощью дуба я смог подняться в полный рост. Спина и суставы мои ныли, но теперь я уже точно знал куда двигаться дальше. Этого ужасного хруста и треска разгрызаемых костей я больше не слышал. А свет продолжал струится вверх. Поднявшись на холм, на который я взбирался по лестнице, предомной открылась воистину божественная картина: золотые купола Андреевской церкви и её бело-голубые стены были объяты светом мощных прожекторов, вмонтированных в пощадку вокрух самой церкви. Они-то и светили в небо освещая собой здание.
- Спасибо тебе, Господи, что услышал меня.
Я смотрел на церковь, на свет прожекторов и на мои глаза потоком навернулись слёзы. Я просто рыдал, то ли от счастья, толи от такого божественного и спасительного вмешательства.
Как я спустился по гнилой лестнице - уже не помню, мне казалось я её просто пролетел по воздуху не касаясь прогнивших ступенек.
Уже проходя мимо Андреевской церкви я услышал сладкозвучное песнопение - сегодня ведь Пасха.
На глаза снова хлынули слёзы. Я стоял, прислонившись к сене рукой, смотрел и истово крестился. И мне тогда казалось, что всё закончилось.
- Вот мне куда было нужно зайти!
Внутренний голос мой стыдливо отозвался:
- Прости.
- Прощаю.
Я зашел в церковь и обойдя по кругу все иконы, тихо молился за здравие всех тех, кто ходил на эту гору, и за художников и за всех остальных людей также.
С тех пор жизнь моя изменилась. Я больше не интересуюсь ни вином, ни женщинами, ни приведениями, ни какими другими мирскими порочными соблазнами. Я стал больше думать о своей душе, о Боге, о смысле жизни и о том, что вера и молитва - это во истину огромная сила.
Литровая банка с большой желтой свечкой до сих пор храниться у меня, как напоминание о том, что перед тем, как сделать выбор нужно как следует подумать и помолиться.
Как я уже упоминал в самом начале, с тех пор прошло 10 лет. И на мои вопросы:  Что же происходило на том кладбище в действительности? Кто же всё таки хоронил работающие часы и зачем он это делал, я только сейчас стал находить ответы. Они поразительны.
Конец.
30.06.2019
__________________