Духовный ключ

Ангелина Кныш
Нет ничего более притягательного и интересного, чем познавать Бога, изучая Священное Писание. Но чем более углубляешься в этот процесс, тем больше начинаешь понимать, что никак не получается выстроить четкую и понятную картину, как должен поступать человек, чтобы стать на максимально правильный путь спасения.

«Соблюдать  заповеди», – скажет кто-то, и будет прав, но не совсем. Соблюдал ли заповеди – данные, кстати, Богом еще библейскому Моисею, – правый разбойник? Наверняка не соблюдал, но, тем не менее, первым попал в рай.

В то же время, когда ко Христу обратился богатый юноша, СОБЛЮДАЮЩИЙ ЗАПОВЕДИ (это выяснилось в процессе разговора со Христом) и спросил, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Спаситель ответил: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим…и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21).

Все почему-то делают акцент в этой беседе на том, что юноша не смог отказаться от богатства, и в этом вся проблема, но не обращают внимания на последующие слова Христа, таящие глубокий смысл: «Следуй за Мной, взяв крест».

Что означает следовать за Христом, ведь о соблюдении заповедей уже шла речь в беседе? А означает это ИСПИТЬ СВОЮ ЧАШУ СТРАДАНИЙ в земной жизни, как испил ее Господь. Подтверждением тому является полная тягот жизнь и трагическая кончина апостолов, включая Павла. В Житиях святых находим жизнеописания множества мучеников за Христа, достигших святости. О таких же людях, а также о блаженных алчущих, жаждущих и т.д. идет речь в данных Христом заповедях блаженств. В притче о богаче и Лазаре прямо говорится, что Лазарь много пострадал в земной жизни, и теперь в раю получает воздаяние. Можно привести еще немало примеров из Священного Писания о роли страданий в спасении человека – женщина спасется чадородием и т.д. и т.п.

Аналогичная картина складывается с таким чрезвычайно важным положением Священного Писания, как воздаяние хвалы и славы Богу – нигде в нем на этом не делается однозначный акцент, как, например, в Коране, где Аллах прямо утверждает, что «Я сотворил джиннов (духов) и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Однако Священное Писание изобилует упоминаниями о необходимости славить Бога, а о царе Ироде, например, даже сказано, что он умер по причине невоздаяния славы Богу: «Но вдруг Ангел Господень поразил его (царя Ирода) за то, что он НЕ ВОЗДАЛ СЛАВЫ БОГУ; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Прославление Бога человеком настолько важно, что царю Давиду, например, Богом были прощены многие грехи (прелюбодеяние, убийства и т.д.) за то, что он прославил Бога в веках, сочинив свои бессмертные псалмы для Псалтыри.

Подобная ситуация отмечается и относительно ИЗБРАННЫХ Богом для спасения людей – в Священном Писании многократно фигурирует термин избранности, однако прямого акцента, что спасутся только эти избранные, нет.

Таким образом, можно много раз читать Евангелие, скользя поверхностным взглядом по его духовным перлам и не суметь собрать их во единый контекст с целью сделать однозначный вывод на основе бесценного дара рассудительности по причине отсутствия такового и помощи Святого Духа, разумеется.

В одной из телелекций для мирян в Сретенской духовной семинарии прозвучал термин ДУХОВНЫЙ КЛЮЧ. Этот ключ для постижения духовных истин дается человеку Богом по принципу, однозначно охарактеризовать который мы не можем. С большой вероятностью можно утверждать, что он был дан прославленным богословам, оставившим пережившее века печатное духовное наследие.

Вместе с тем, как следует из тех же лекций, для прочтения ВСЕГО печатного наследия духовных отцов понадобится 25 лет. К тому же, зачастую их творения написаны тяжелым для восприятия языком, поэтому этот путь кажется слишком затруднительным.

Думается, нужно САМОМУ ежедневно ВДУМЧИВО читать по три главы Евангелия, раз в неделю одну или несколько кафизм из Псалтыри и раз в несколько лет перечитывать Библию, а также слушать подобные вышеуказанным теле- или аудиолекции, сверяя собственные выводы с познаниями духовных профессионалов и подпитываясь от них духовным опытом святых отцов.

Вследствие таких регулярных занятий меняется восприятие окружающей действительности.

Все чаще ловишь себя на том, что хочется посмеяться над теми умниками, которые утверждают, что они ПРОЧЛИ Евангелие, и вполне «в теме».

Начинают вызывать непреходящее удивление люди, постоянно занимающиеся чем угодно, но только не самым главным для себя, воздавая Богу Богово.

Поражают также те люди, которые, не взирая на многократный собственный и чужой печальный опыт, продолжают искать СРЕДИ ЛЮДЕЙ любовь до гроба или некий идеал, становясь чьим-то ревностным почитателем или фанатом.

Ну, и самое главное, начинаешь все больше понимать бесконечную дистанцию между Богом и людьми, Его величие и непостижимость, что чрезвычайно важно для воспитания в себе смирения, а также склоняться к тому, что НАВЕРНЯКА спасутся только те, кого ЗАХОЧЕТ помиловать САМ БОГ: «Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим.9:18-24). По той простой причине, что Он – БОГ и СОЗДАТЕЛЬ, и этим все сказано.

Нам же остается попытаться в этой жизни ЗАСЛУЖИТЬ ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЕ, не только стараясь соблюдая заповеди, но и делая упор на искоренении прежде всего тех грехов, которые особенно противны Ему (превозношение себя, блудодейство, содомские грехи, поедание идоложертвенного (мяса) – именно на них делается акцент в Священном Писании.