Адидасочки

Александр Щербаков 5
Этот небольшое рассказ вернет нас в далекие 80-е годы, в то время, когда импортные вещи у нас были большим дефицитом, а носить их очень хотелось, особенно когда ты молод и симпатичен. 

Кто в наше время не знает немецкую фирму спортивной одежды и обуви «Адидас»?  Думаю, таких найдется не очень много.  Поделюсь некоторыми сведениями об этой фирме.
Adidas AG ( «адида;с», от имени Ади (Адольфа) Дасслера) — немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске и продаже спортивной обуви, одежды и инвентаря под торговыми марками adidas и Reebok. Название компании, как и торговой марки, принято писать со строчной буквы — adidas.

Вскоре после Первой мировой войны, в начале 1920-х годов, Дасслеры на семейном совете решили организовать семейное дело — пошив обуви. Первой продукцией семьи Дасслер были домашние тапочки и ортопедическая обувь для тренировок спортсменов-инвалидов (которых было много после войны). Материалом для них служило списанное военное обмундирование, а подошвы вырезали из старых автомобильных покрышек. Основную роль в этом семейном предприятии играли братья Адольф (Ади) и Рудольф (Руди) Дасслеры, в 1924 году они официально зарегистрировали «Обувную фабрику братьев Дасслер». Два брата с противоположными характерами дополняли друг друга — Адольф — спокойный и уравновешенный производитель, в то время, как Рудольф — активный и коммуникабельный продавец.

В 1925 году Адольф изобрёл и сшил первые в мире футбольные бутсы с шипами. Футбольная модель оказалась удобной и вместе с гимнастическими тапочками стала основной продукцией Дасслеров. Спрос на их обувь был столь велик, что в 1926 году они смогли построить фабрику, на которой работало 25 человек, и которая выпускала до 100 пар обуви в день. В 1928 году шиповки братьев, разработанные вместе с Джозефом Вайтцером, получают патент немецкого бюро. На летних олимпийских играх 1928 года в Амстердаме обувь братьев впервые появляется на крупных спортивных соревнованиях. На Олимпиаде 1932 года в Лос-Анжелесе немец Артур Йонат, выступая в обуви «Дасслер», стал третьим в беге на 100 метров. Это стало первым серьёзным успехом рекламной кампании, основанной на сотрудничестве со спортсменами.

17 марта 1934 года Адольф женился на Катрине Меритц, дочери дизайнера обуви Франца Меритца. В течение нескольких лет рождаются будущие наследники — Хорст, Инге и Катрин. На Олимпийских играх 1936 года в Берлине американский бегун Джесси Оуэнс в обуви «Дасслер» завоевал четыре золотые медали и установил пять мировых рекордов. На обуви Оуэнса впервые появился фирменный знак Дасслеров, две полоски. В конце 1930-х годов продажи «Фабрики братьев Дасслер» превысили 400 000 немецких марок, в 1938 году открывается вторая фабрика Дасслеров в Херцогенаурахе. Всего их предприятие производит ежедневно 1000 пар обуви.

После начала Второй мировой войны, несмотря на то, что оба брата Дасслер были убеждёнными членами нацистской партии, фабрики Дасслеров подверглись конфискации нацистами, а сами братья отправились на фронт. На одной из фабрик нацисты попытались наладить производство ручных противотанковых гранатомётов, однако фабричное оборудование было не приспособлено для такого производства, поэтому Адольфа вернули из армии через год — производить тренировочную обувь для немецких солдат.

Баварский городок Херцогенаурах попал в американскую зону оккупации. Рудольф попал в лагерь для военнопленных, фабрика Дасслеров поставляет в Соединённые Штаты 1000 хоккейных коньков по условиям контрибуции. В качестве компенсации за коньки она получает списанную амуницию армии США — палатки, старые бейсбольные перчатки и т. д. В 1946 году оккупация закончилась, Рудольф вернулся из лагеря для военнопленных. Семейное дело братьям пришлось поднимать почти с нуля. Обувь «Дасслер» опять производилась из остатков военной амуниции, а 47 наёмных работников получали зарплату товаром (дровами, пряжей и т. п.).

Весной 1948 года, вскоре после смерти отца, братья расстались вследствие ссоры. Рудольф забрал себе новую фабрику, а Адольф — старую. Они условились не использовать название и символику семейного предприятия. Ади назвал свою фирму Addas, а Руди свою — Ruda. Но уже через несколько месяцев Addas превратился в adidas сокращение от Ади Дасслер), а Ruda — в Puma. Так прекратил существование всемирно известный в то время бренд — Dassler.

Сами братья до конца своих дней хранили молчание о причинах ссоры. Возможно, Руди так и не смог простить Ади, что после войны тот не попытался вызволить его из лагеря для военнопленных, используя знакомство с американскими офицерами. А может быть, они просто не смогли разделить наследство отца. В любом случае после развала семейного предприятия братья друг с другом не разговаривали (кроме как в суде), а Puma и adidas стали самыми ожесточёнными конкурентами. 18 августа 1949 года Адольф взял две полосы с эмблемы Dassler, пририсовал к ним третью и запатентовал получившиеся как символ adidas.

Период с начала 1950-х до конца 1970-х годов стал периодом быстрого роста компании adidas, чему способствовал ряд инноваций в спортивной обуви, разработанных Ади Дасслером. Одной из наиболее значимых из них стало начало использования резиновых шипов на нейлоновой основе вместо стальных на кожаной основе — такие бутсы были намного легче. Также компания создала футбольные бутсы, приспособленные для игры в футбол в неблагоприятных погодных условиях: на снегу и на мерзлой земле. С 1952 года компания начинает выпускать и другие товары под маркой Adidas. Первой пробой диверсификации стало производство спортивных сумок. И хотя обувь остаётся основной продукцией, Адольф искал партнёра, который взял бы на себя производство одежды. Им стал хозяин текстильной фабрики Вилли Зельтенрайхом, которому Ади заказал тысячу спортивных костюмов с тремя полосками вдоль рукавов. Товар пошёл хорошо, а партнёры так понравились друг другу, что скоро Зельтенрайх стал шить только для «Адидас».

На Олимпийских играх 1952 года Эмиль Затопек в спортивной обуви adidas завоевал три золотые медали, победив в дистанциях 5000 метров, 10 000 метров и в марафоне (Это достижение, не превзойдённое и по сей день). Жена Затопека тем временем победила в соревновании по метанию копья. На чемпионате мира по футболу 1954 года в Берне обутая в Adidas сборная Германии по футболу впервые стала чемпионом мира; этому способствовала ещё одна инновация от adidas, съёмные шипы на бутсах. Вскоре после этой победы продажи бутс adidas выросли с 800 пар до 2000 пар в день.

В 1956 году компания adidas подписала соглашение с МОК о рекламе «Адидас» на Олимпийских играх 1956 года. Также в этом году adidas подписал первое лицензионное соглашение с норвежской фабрикой в Гьорвике, вскоре adidas начинают производить и во Франции. В конце 1950-х годов компания adidas вышла на рынок США, воспользовавшись ростом популярности спорта и отсутствием серьёзных конкурентов (её примеру последовала Puma, но с меньшим успехом). К концу 1970-х годов компании принадлежало 24 фабрики в 17 странах, она продавала около 200 тысяч пар обуви в день, а также одежду, мячи и сумки.

В 1970 году мяч Adidas Telstar становится официальным мячом чемпионата мира по футболу, проводимого в Мексике. В 1972 году «Адидас» становится титульным спонсором Олимпийских игр в Мюнхене, а сборная ФРГ становится Чемпионом Европы по футболу. В этом году появился знаменитый «трилистник» компании (Три листа обозначают присутствие компании на трёх континентах мира). В 1974 году обутые в бутсы «Адидас» немецкие футболисты второй раз становятся чемпионами мира. В 1975 году Адольф Дасслер становится почётным членом «Американской ассоциации спортивных товаров» — первым среди неамериканцев. В 1976 году на Олимпийских играх спортсмены, экипированные в «Адидас», выиграли 75 золотых, 86 серебряных и 88 бронзовых медалей (Данный рекорд не побит до сих пор).

Как видите, к этому времени компания покорила весь мир, а в СССР её товары были большим дефицитом. И хотя сборные команды страны по многим видам спорта экипировались в одежду  и обувь Адидас,  рядовым спортсменам это было недоступно.  А очень хотелось. Поэтому когда во время соревнований в Волгограде, куда я поехал в составе сборной команды краевого общества «Буревестник»  по легкой атлетике, мне один ставший знакомым член сборной команды Вооруженных Сил предложил свои не совсем новые кроссовки Адидас за 50 рублей, я не раздумывал, и купил их. Мне завидовали парни из сборной команды, а я считал каждую копейку, пока мы не доехали да Хабаровска на поезде, питался в основном пирожками, купленными на платформах железнодорожных вокзалов.

А по приезду в Хабаровск чуть не пережил инфаркт из-за этих кроссовок. Однажды, приехав в гости к бабушке с дедушкой в пригород Хабаровска, застал там родную сестру дедушки, тоже приехавшую в гости из Забайкалья.  Та увидела мои темно-синие кроссовки с тремя белыми полосами, сунула в них свои ноги и заявила, что она возьмет их себе, потому что они легкие и удобные.  У меня все в груди похолодело. Вроде как приехавшую впервые на Дальний Восток сестру дедушки нельзя обидеть, но отдавать за бесценок такую дорогую для меня обувь я не собирался.  В конце концов, общими усилиями мы отговорили старушку от конфискации моей спортивной обуви, и я долгие годы проносил эти кроссовки.

В 1984 году я был в командировке в Москве, когда там проходили большие международные соревнования, устроенные для спортсменов социалистических стран, не поехавших на Олимпийские игры в США.   Как и во время Московской Олимпиады,  многих жителей столицы попросили уехать из города, что те и сделали. А в это время в магазины города завезли много всевозможных дефицитных товаров, чтобы пустить пыль в глаза иностранным участникам соревнований и туристам.  Именно тогда я купил себе отличные лезвия для бритья «Шик», и еще три пары кожаных бутс Адидас с пластмассовыми шипами – для себя и двух сыновей. И хотя никто из нас в футбол не играл, но я уже тогда решил из бутс сделать что-то наподобие кроссовок. Сточить на наждаке пластмассовые бутсы, и получится отличная кожаная обувь с пластмассовой  подошвой. Что я и сделал по приезду в Хабаровск, и мои сыновья, да и я, много лет ходили в этой практически неубиваемой обуви.  Позднее я наклеил на свои бутсы  подошву  от рваных кроссовок, подаренным много лет назад тетей, которая жила в Алжире вместе с мужем. Причем тогда испытал клей «Момент», который оказался выше всяких похвал.

Ну, а теперь расскажу об адидасочках. Так прозвали женскую сборную команду нашей больницы по волейболу, состоящую из сотрудниц рентгеновского отделения, которое я возглавлял.  За профсоюзные деньги были закуплены для экипировки сборной больницы обычные белые майки. И я решил на них нанести маркировку фирмы Адидас. Вырезал трафареты, и приступил к покраске. Пульвелизатор в данном случае не подходил, пришлось красить кусочками поролона. На груди были изображены красной краской трилистник Адидас и  синей краской номера, а на коротких рукавах майки три полоски красного цвет, фирменный знак Адидас.  И когда молодые женщины одели эти майки и вышли на площадку во время соревнований на первенство медработников, все стали звать их адидасочками. До сих пор у меня перед глазами стоит сборная больницы в составе Гали Шабуровой, Ларисы Полуротовой, Вали Морозовой, Кати Уминовой, Гали Мочаловой и Гали Старковой. Хотя хорошо умели играть в волейбол только три первых в этом списке, остальные исполняли роль статистов, но этого хватило, чтобы выиграть это первенство.

А потом трое первых вошли в состав сборной команды медицинских работников на первенство краевого совета ДСО «Спартак».  И снова адидасочки (девчонки захотели выступать именно в этой форме), победили, уже вместе с девушками из других больниц города. А я выступал в сборной команде и больницы, где играл нападающим, а потом и в сборной медработников на первенство «Спартака», где уже был пасующим.  В нашей команде был один врач с периферии, который учился на курсах повышения квалификации, высокий, техничный, для него важным было получить хороший пас под удар, и он забьет, несмотря на блок.  И я наступил на горло собственной песни, впервые стал пасовать, и мы выиграли те соревнования, хотя нам противостояла сильная и сыгранная команда авиаторов, да и другие команды были очень неплохие.  А потом обе команды устроили банкет в честь победы, и девчонки меня благодарили за майки, в которых они выглядели красивее всех.  Жаль, я не смог найти фотографию той сборной больницы в этих майках под Адидас, вы бы оценили мою работу и красоту обладательниц этих маек.