Крещатик. Объединение КЛАО. Творческие вечера

Влад Каганов
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ВЕЧЕРА

        В программах, которые организовывало Общество, были сообщения и доклады, лекции на научные и научно-популярные темы, но, прежде всего, литературные, музыкальные и литературно-музыкальные вечера посвященные творчеству русских композиторов: Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Алексея Николаевича Верстовского, Александра Порфирьевича Бородина, Антона Григорьвича Рубинштейна;
           немецкого композитора и пианиста Иоганнеса Брамса; немецкого композитора, органиста, капельмейстера, музыкального педагога Иоганна Себастьяна Баха (вечер к 150-летию со дня смерти); австрийского композитора Франца Шуберта, психологическим мотивам творчества польского композитора Фредерика Шопена;
            русским писателелям и поэтам: Виссариону Григорьвичу Белинскому как театральному критику; Федору Михайловичу Достоевскому, Семену Яковлевичу Надсону, Николаю Алексеевичу Некрасову, памяти Алексея Константиновича Толстого;   немецким поэтам Иоганну Вольфгангу Гете, Генриху Гейне; немецкому беллетристу и драматургу Герману Зудерману(1857-1929);
             польским поэтам: Адаму Мицкевичу, и поэту и драматургу Юлиушу Словацкому;
             французскому писателю, публицисту и общественному деятелю Эмилю Золя;
             украинским писателям и поэтам: автору популярных песнен «Помню, я ещё молодушкой была» и «Очи Чёрные» - Евгению Павловичу Гребинке; украинскому баснописцу Леониду Ивановичу Глибову; писателю и поэту, фольклористу и этнографу, переводчику и критику, редактору и историку, одному из крупнейших деятелей украинского просвещения- Пантелеймону Александровичу Кулишу(1819-1897);
              польскому художнику, автору батальных и исторических полотен- Яну Матейко;
             педагогу, основоположнику научной педагогики в России Константину Дмитриевичу Ушинскому;
             хирургу и анатому, естествоиспытателю и педагогу, создателю первого атласа топографической анатомии, основоположнику русской военно-полевой хирургии, основателю русской школы анестезии- Николаю Ивановичу Пирогову.

           Общество дважды проводило вечера, посвященные АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ПУШКИНУ. Так, в 1899 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта, в роли Пимена в отрывке из «Бориса Годунова» выступал Марко Кропивницкий, а музыкальной частью руководили Н. В. Лысенко и Н. А. Тутковский.

          В зале Общества каждое воскресенье проходили концерты, которые посвящались Михаилу Глинке, Петру Чайковскому, Александру Бородину, Феликсу Мендельсону, Францу Шуберту, Фредерику Шопену и другим выдающимся композиторам.
Так, 5 декабря 1898 года, в театре Соловцова (помещение
современного театра им. И. Франко) под руководством Николая Лысенко, Николая Тутковского и Марка Черняховского состоялся 1-й симфонический концерт, на котором были исполнены произведения Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Ференца Листа, Камиля Сен-Санса, Антонина Дворжака.
Газеты дали высокую оценку этому событию в культурной жизни города, отмечали аккомпаниатора Н.А. Тутковского, первую скрипку К. А.Пятигоровича,
«Оркестровый аккомпанемент по своей точности и соответствию главной партии под палочкой господина М. И. Черняховского делает большую честь его дирижерскому опыту», - читаем в одном из отзывов.

          Необходимо отметить, что почти во всех мероприятиях Общества вместе выступали российские и украинские деятели. Так, в литературном вечере, посвященном Н.В. Гоголю, принимали участие Михаил Старицкий и русский писатель, драматург, журналист, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, мемуарист, переводчик ПЁТР ДМИТРИЕВИЧ БОБОРЫКИН(1836-1921)

В литературно- музыкальных вечерах и концертах, которые организовывало Общество, участвовали ИЗВЕСТНЫЕ КИЕВСКИЕ МУЗЫКАНТЫ:
       ЕВГЕНИЙ АВГУСТОВИЧ РЫБ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ХИМИЧЕНКО, МАРК ИСАЕВИЧ ЧЕРНЯХОВСКИЙ; пианисты и композиторы братья ФЕЛИКС МИХАЙЛОВИЧ(1863-1931) и СИГИЗМУНД МИХАЙЛОВИЧ БЛУМЕНФЕЛЬДЫ (1852-1920); НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ ТУТКОВСКИЙ; МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СИКАРДА; КАЗИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЯТИГОРОВИЧ; ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ (ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ) ФОН МУЛЕРТ(1859-1924); пианист, композитор, профессор Киевской консерватории ГЕНРИХ АНТОНОВИЧ БОБИНСКИЙ (1861-1914); пианистка, профессор Киевской консерватории АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА ШТОСС-ПЕТРОВА(1880-?); пианистка и педагог, руководитель музыкально-драматического училища - МАРИЯ КАЕТАНОВНА ЛЕСНЕВИЧ-НОСОВА(1865-?);

ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРНЫЕ АРТИСТЫ:
        ФЛОР ТОДОСОВИЧ ВЛОДЕК(1879- около 1930);  ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ ВНУКОВСКИЙ; МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗОТОВА (1861– 1913); ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА МУСАТОВА-КУЛЬЖЕНКО;ОСКАР ИСАЕВИЧ (ИСАКОВИЧ) КАМИОНСКИЙ; артист оперы (бас) и оперетты, камерный певец, режиссёр, педагог, Заслуженный артист Республики(1925)- ВЛАДИМИР АПОЛЛОНОВИЧ ЛОССКИЙ(1874- 1946);  МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ; артист оперы (драматический тенор),  обладатель феноменально гибкого, сильного и звонкого голоса обширного диапазона (легко брал верхнее РЕ и МИ-БЕМОЛЬ)- ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ (настоящая Калгин ; 1842-1919);  АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА.

В ноябре 1900 года, во время гастролей в Киеве труппы Харьковской оперы князя АЛЕКСЕЯ АКАКИЕВИЧА ЦЕРЕТЕЛИ(1864-1942 ), в концертах Общества принимали участие: оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано,меццо-сопрано), вокальный педагог - ЕЛЕНА ИОСИФОВНА ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА (настоящее имя Эгинэ Овсеповна Терьян-Корганян; 1864 -1937); оперный певец (бас-баритон, позже - драматический тенор), композитор и вокальный педагог АНТОН ПЕТРОВИЧ БОНАЧИЧ(1878- 1933) и другие.

В 1899 году КЛАО организовало концерт чешского квартета, а также концерты лауреата венской консерватории скрипача-виртуоза, профессора- МАУРИЦИЯ ВОЛЬФСТАЛЯ (M. Wolfstahl) (1855-1938); примадонны Венской королевской оперы АННЫ НОВАК (колоратурное сопрано) и др.

          В следующем году с успехом прошли концерты артиста оперного театра (баритон) РУДОЛЬФА ФЕДОРОВИЧА БЕРНАРДИ(настоящая Бернгардт; 1865-?); артистки итальянской оперы ЭЛЕОНОРЫ ВЕРНЕ с участием русского артиста (бас) СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ИВАНОВА (1872-1923), концерты артистов парижских и варшавских театров, выступления венской оперетты и другие.

          Ежегодно, при огромном стечении киевлян и гостей,
Общество проводило ДНИ ПАМЯТИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

Фактически КЛАО впервые легализировало дни памяти поэта, вывело их из подполья и придало им характер общегородских торжеств. В этих вечерах принимал участие цвет украинской и русской интеллигенции, а залы всегда были переполнены. Конечно, на них «не принято» было говорить о политических аспектах творчества Шевченко, но зато о нем говорили как о великом поэте, духовном вожде украинского народа. Для того времени этого было не так уж и мало.
22 марта 1898 года вечер проходил в помещении Общества на Рогнидинской 1. Выступали: Олена Пчилка (Косач), актер и антрепренер Михаил Федорович Торор- Багро;в. Зал восторженно встречал: Михаила Старицкого, Людмилу Старицкую- Черняховскую, Николая Садовского, и замечательный хор под управлением Николая Лысенко.
         Вот как описывала торжественный вечер, который проходил 18 марта 1900 года в зале КЛАО, газета «Киевская старина»: «После краткого вступительного слова о поэте, сделанного г-жой О. Косач, исполнены были многие произведения Шевченко». В литературном отделении принимали участие: Михаил Старицкий, Мария Старицкая; писатель, переводчик, поэт, режиссер, актер, общественно-политический деятель, театровед - Николай Кондратьевич Вороной (1871 1938); в музыкально-вокальном; артистка оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог - Мария Васильевна Зотова; артист оперы (драматический тенор) Дмитрий Александрович Орлов. Хор под руководством Н. В. Лысенко прекрасно исполнил «Хмара встає з-за лиману», «О, милый Боже Украины!», «Иван Гус» и др. Интересной новинкой явилось талантливое исполнение, прибывшим из Харькова бандуристом Гнатом Галайдой, нескольких номеров из эпического творчества, как, например, историческая дума «Буря на Черном море» и некоторых народных песен.
О следующем творческом вечере, который состоялся 21 марта 1901года и был посвящен 40-летию смерти Кобзаря, написал в заметке «Шевченковские годовщины в Киеве» публицист, один из творцов украинской журналистики, общественно-политический и государственный деятель, литературный критик, историк литературы, академик Украинской Академии Наук (с1919), вице-президент ВУАН (с 1922), действительный член Научного Общества им.Т.Шевченко во Львове - СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕФРЕМОВ (1876-1939):
         «Как и в предыдущие годы, праздничный вечер состоялся благодаря усилиям местного литературно-артистического общества. Вечер прошел в большом зале «Купеческого собрания», который не мог вместить всех желающих. Мероприятие выделялось безукоризненной вокальной и музыкальной частью. Большое впечатление произвел хор, прекрасно организованный композитором Н.В.Лысенко. Все номера исполнялось на «Бис»!».
          26 февраля 1903 года вечер, посвященный Т.Г.Шевченко, Общество проводило в большом зале Народной аудитории на улице Бульварно-Кудрявской 26, но, не смотря на то, что посетителей собралось около 900, он не смог вместить и половины желающих. Несколько часов присутствовавшие на вечере, слушали стихотворения, песни, романсы - в исполнении хора и солистов на слова «великого певца Украины, действительно народного поэта, выразителя народного горя», как назвал Кобзаря в докладе Владимир Павлович Науменко.

         ЮБИЛЕЙ «ЭНЕИДЫ» ИВАНА ПЕТРОВИЧА КОТЛЯРЕВСКОГО(1769-1838)

Одним из значительных событий в культурной жизни Общества стало, празднование в ноябре 1898 года 100-летия выхода в свет переложения на украинский язык «Энеиды» - эпического произведения древнеримского поэта Вергилия, рассказываюшей о легендарном троянском герое Энее.
        Переложеная одним из крупнейших украинских писателей, поэтов, переводчиков, просветителей и театральных деятелей начала 19 века- ИВАНОМ ПЕТРОВИЧЕМ КОТЛЯРЕВСКИМ- поэма стала  первым в истории художественным произведением, написанным на живом разговорном украинском языке и озноменовала становление новой украинской литературы.
        Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия, Котляревский в традициях украинского бурлеска создал свое оригинальное художественное произведение, в котором воспроизвел разные стороны жизни украинского общества второй половины 18 века.
К празднику начали готовиться задолго до назначенного дня. Главное, после длительных и настойчивых уговоров и просьб, из Петербурга было получено от министра внутренних дел: «Разрешить литературное собрание в память Котляревского под наблюдением местной администрации».
          Вечер был устроен в большом зале Литературно-артистического общества. Владимир Науменко прочитал доклад о творчестве И.Котляревского. Среди выступавших был и русский драматический актер из труппы Соловцова- Михаил Федорович Багро;в, который читал отрывки из «Энеиды». Актер Николай Садовский прочел стихотворение Тараса Шевченко «На вечную память Котляревскому».
          После доклада и приветственных выступлений, хор под управлением Николая Лысенко открыл концертную программу.
           Михаил Старицкий сначала прочел свое стихотворение, затем огласил более 20 приветственных телеграмм из Москвы, Петербурга, Харькова, Кишинева. Но центральным событием вечера стало стихотворение Леси Украинки, имевшее подчернуто символическое название «На столетний юбилей украинской литературы», которое прочитал Михаил Старицкий. Не смотря на то, что сама поэтесса сидела рядом, она считала, что у нее слишком тихий голос для такой аудитории, и к тому же ей нездоровилось.
          Когда Михаил Старицкий закончил чтение, зал на какое-то мгновение замер, а потом взорвался громом аплодисментов. Затем из разных концов зала послышались выкрики: «Автора, автора!.. Лесю Украинку!..»
         Старицкий сошел с эстрады и представил поэтессу публике. Высокий, крепкий, с длинными седыми усами, рядом с тоненькой девушкой он был словно дуб в паре с хрупкой березкой. А зал с восторгом скандировал: « Слава! Слава Лесе Украинке!»»
          Людмила Старицкая-Черняховская так описала этот момент: «Зал был забит публикой сверх меры. Стихи Лесины встретили обильными аплодисментами. Тогда мой папа спустился с эстрады и, взяв Лесю за руку, вывел ее пред глаза публики. Это была хорошая минута, хорошая группа! Отец мой был высок, имел хорошее телосложение, и когда он, уже старый поэт и старик с длинными седыми усами, вывел на эстраду молодую бледную девушку, известную уже всем по своим произведениям, ; загремели аплодисменты... Это приветствовала молодежь свою милую писательницу и высказывала ей чувство своего уважения и любви».
«Стихотворение Леси Украинки произвело глубокое впечатление на присутствующих. Строки о судьбе угнетенного народа и его поэтов:
Да, в каждой стране есть преданье о рае, И нет его только в родном моем крае… А были ж певцы и у нас, Чьи песни бессмертной исполнены силы, А как имена их? И где их могилы — Чтоб славу воздать хоть сейчас?!

         ЮБИЛЕЙ ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ КОСАЧ (ОЛЕНЫ ПЧИЛКИ) В феврале 1901 года КЛАО организовало празднование 25-летия литературной деятельности Олены Пчилки.
         Людмила Старицкая-Черняховская прочитала реферат о жизни и творчестве писательницы, в котором отметила ее заслуги на литературной, общественной и педагогической ниве, а Михаил Старицкий за её активное участие в деятельности Общества, вручил ей «Золотой жетон», которым отмечались наиболее активные члены Общества.
Затем Н.Лысенко и М.Старицкий около двух часов зачитывали поздравительные телеграммы, которые пришли в её адрес из разных городов тогдашней России.
Юбилярша, в свою очередь, выразила веру в будущее Литературно-артистического общества, которое стало «центром, вокруг которого группировались представители интеллигенции всех народностей, которые проживают в Киеве и имеют одну общую, дорогую всем цель- распространение гуманных просветительских идей среди широких масс общества».

          ЮБИЛЕЙ НИКОЛАЯ ВИТАЛЬЕВИЧА ЛЫСЕНКО
          В декабре 1903 года КЛАО и творческая общественность Украины широко отметила 35-летие творческой деятельности НИКОЛАЯ ВИТАЛЬЕВИЧА ЛЫСЕНКО. Празднования в Киеве началось 19 декабря. Первыми поздравили юбиляра украинские актеры. В театре Бергонье труппа Николая Садовского и Пана;са Саксаганского поставила первую украинскую оперетту «Черноморцы» (1872), с которой Н. Лысенко начинал свой путь, как театральный композитор. После спектакля хор, солисты, оркестр исполнили кантату юбиляра «Бьют пороги».(1878). Потом начались приветствия, по залу катилось «Слава! Слава! Слава!»
          На следующий день, в зале Купеческого собрания был устроен грандиозный торжественный вечер, где выступали с приветствиями многочисленные делегации, вручившие юбиляру более 100 адресов. Казалось, не будет конца адресам, приветственным телеграммам из Петербурга, Москвы, Праги, Софии, Берлина, Варшавы. Студенты и актеры, научные работники и писатели, музыканты и художники (россияне, украинцы, евреи, чехи, поляки, грузины) - несли певцу Украины свою любовь. В приветствии Михаила Коцюбинского были такие строки: «Пусть еще долго звучит душа Ваша вместе с народной, пусть еще долго живет и после смерти не умрет наш славный Боян — Николай Лысенко!».
         Среди них, приветствия от украинских народных хоров под руководством неутомимых собирателей народного песенного творчества- композиторов и дирижеров: Порфирия Даниловича Демуцкого, Якова Михайловича Яциневича и Кирилла Григорьевича Стеценко.
21 декабря большой концерт в честь Н. В. Лысенко в Киевской опере устроила Олена Пчилка. Произведения Лысенко исполнялись лучшими певцами (три объединенных хора, 120 певцов в сопровождении двух оркестров), а вечером состоялась, организованная общественностью, постановка оперы Лысенко «Різдвяна нiчь»(«Рождественская ночь»).
Во время празднования, друзья Николая Лысенко организовали сбор средств и преподнесли ему скромный дар - 5000 рублей, но знаменателен он был тем, что собран по подписке журналом «Киевская старина» мелкими суммами в самых широких кругах населения Украины - на издание произведений композитора и покупку для него и детей дома. Однако Николай Виталиевич сказал: «Прожил я 60 лет без собственной хаты и еще проживу, а вот без школы нам не обойтись» и использовал все средства на организацию Музыкально-драматической школы, которая начала работать осенью в 1904 году и стала первым украинским учебным заведением, которое предоставляло высшее музыкальное образование по программе консерватории.

         19 декабря 1904 года, в помещении Общества 500 гостей отмечали 35-летний юбилей литературной деятельности украинского писателя, публициста, драматурга, литературного критика, лингвиста, этнографа, педагога, автора повестей «Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» и многих других- ИВАНА СЕМЕНОВИЧА НЕЧУЯ-ЛЕВИЦКОГО (1838-1918).
          Поздравляли писателя деятели культуры не только со всех концов Украины, но и Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга, Дерпта. От КЛАО приветствовал юбиляра Владимир Науменко, а Олена Пчилка выступила с докладом о писателе и подарила ему портрет Т.Шевченко.
Однако, не обошлось, в этот раз, без курьёза. После первых приветственных речей, и, как раз тогда, когда Иван Стешенко делал доклад о творческом пути мастера, Иван Семенович глянул на часы, встал и направился к выходу. На все уговоры собравшихся остаться, он покачал головой: «Уже поздно» и спокойно покинул юбилейное собрание. Даже ради торжественного случая, мастер не сделал исключения в своих правилах.
В Киеве Иван Семенович одиноко жил на улице Пушкинской, 7, был приветлив с соседями и очень пунктуален: на прогулку он ежедневно отправлялся в 15:00, а спать ложился строго в 21:00.

ЗАКРЫТИЕ ОБЩЕСТВА

Деятельность Общества, его демократическая направленность, год от года привлекала новых сторонников, непрерывно ширилась аудитория и количество членов. Если в 1895 году в нем насчитывалось 37 участников, то в 1902 году - более 160 действительных членов.
Если на первых литературных вечерах присутствовали несколько десятков посетителей, то только в течение 1903 года мероприятия посетило почти 13 тысяч человек. В том числе, вечер памяти Тараса Шевченко (в 1903 г.) собрал 900 человек
           К сожалению, ряд организационных просчетов привел к тому, что Общество стало переживать серьезные материальные трудности. На волне успехов Правление приобрело участок земли и решило выстроить там доходный дом с огромными залами для концертов и публичных лекций. Но начавшийся кризис, значительно увеличил цены на материалы и рабочую силу. От участка с немалым убытком пришлось избавиться. Чтобы поправить дела, Правление вспомнило о параграфе Устава, который позволял игру в карты. Вследствие этого Правление сквозь пальцы смотрело на визиты лиц, которые ничем не проявили себя в литературе и искусстве, зато были хорошо известны в среде картежников. Это, конечно, не способствовало подъему репутации КЛАО. Как писала Леся Украинка: «Литер[атурное] общ[ество] завело рискованные игры, еще потом начнут литераторов и поэтов за долги продавать!»
 
         Кроме того, на волне общенационального подъема 1905 года, в Общество вошла группа лево-радикальной молодежи, членов Киевской организации РСДРП, среди которых были писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, будущий советский нарком просвещения- АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ(1875-1933) и политолог, учёный-экономист, будущий нарком продовольствия- АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ШЛИХТЕР (1868-1940).
         А.Г. Шлихтер был даже избран в Правление. В октябре 1905 года Шлихтер возглавлял массовые выступления, в ходе которых толпа заняла и разгромила здание Киевской городской думы и завершившиеся столкновением с полицией и войсками и погромом.
          С их приходом в Общество, на собраниях молодежи всё чаще стали звучать критические высказывания в адрес как местных властей, так и правительства. В результате, в октябре 1905 года Киевский генерал-губернатор велел закрыть Литературно-артистическое общество.
Таким образом, можно сказать, что марксисты "доконали" КЛАО. Но они же позволили Обществу умереть достойной смертью - не вследствие карточных скандалов, а в результате политических репрессий.
Однако, как мы видим, за 10 лет своей деятельности, Киевское Литературно-Артистическое Общество внесло огромный вклад в объединении передовых демократических представителей творческой интелигенции: литераторов, художников, музыкантов, ученых и просветителей - для совместной деятельности; в пропаганду среди широких слоев населения: служащих, гимназистов, студентов- вершин мировой культуры: литературы, музыкального и сценического искусства, живописи; в развитие и подъем украинской национальной культуры и национального самосознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ:
1.Рибаков М.О. «Невідомі та маловідомі сторінки історії Києва»
         2.Ірина Щукіна «Маріїнсько-Благовіщенська, 97 – Київський дім Лесі Українки»;
         3.С. І.Світленко, «Т. Г.Шевченко в житті та творчій спадщині С. О. Єфремова у дореволюційний період»;
         4.Юдина Татьяна Сергеевна «Общественно-политическая деятельность С. Н. Булгакова (1890 – 1918 гг.)» http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Yudina.pdf
         5.Семен Коган « Лев Абрамович Куперник» http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?2201
          6.Илона Тамилина «Н. Н. Савин как антрепренер киевского оперного театра в 1883–1889 годах» http://glierinstitute.org/ukr/digests/040/18.pdf
          7. Зеленская Е. И. «Василий Васильевич Хижняков».
          8. Юрій Хорунжий. Шляхетні українки «Оксана Стешенко: Валькірія з чорною косою»;
          9.Михайло Кальницький «Київське літературно-артистичне товариство та корифеї української культури»;
           10.Ірина Дмитрівна Больботенко «До iсторії Київського Літературно-Артистичного Товариства. 1895–1905»;
         11.Федорова Л. Д., Лазанская Т.И. «Киевское литературно-артистическое общество» 12. «Левицький Модест Филиппович» За матеріалами Боярського краєзнавчого музею http://history.cspr.info/2016/09/71/
13.Мусияченко О. С. «Газеты как источник исследования музыкальной жизни Киева конца ХІХ – начала ХХ ст »