Крещатик. Объединение КЛАО. Активные деятели

Влад Каганов
В РАБОТЕ ЛИТЕРАТУРНО - АРТИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ:

          АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АНДРИЕВСКИЙ (1845-1902) - историк, археограф, литератор, педагог, общественный деятель, редактор «Киевских губернских ведомостей» (с 1881), профессор Киевского университета , директор сиротского дома в Одессе (с 1896).
         Окончил Вторую Киевскую гимназию(1861) и историко-филологический факультет Киевского университета(1865).
           С 1865 года преподавал русский язык и словесность в гимназиях Екатеринослава (теперь Днепр), Одессы, Архангельска, в реальном училище Тулы. В 1881 году переехал в Киев, стал редактором «Киевских губернских ведомостей». С 1882 года активизируется его культурно-просветительская и общественная деятельность. Во время работы в Киевской комиссии народных чтений организовал систематическое издание научно-популярных брошюр по различным отраслям знания, вел общественно-культурные мероприятия.
            А.А.Андриевский был одним из инициаторов создания Киевского общества содействия начальному образованию, автором многих статей по истории Киева, Запорожской Сечи, работ, посвященных украинской и русской литературе, Тарасу Шевченко, Василию Жуковскому, Евгению Баратынскому, а также истории взаимоотношений украинских земель и России с Польшей, Турцией, Крымским ханством, переселению сербов, болгар, черногорцев.
           После 1892 года работал учителем словесности в Киевской гимназии, инспектором народных училищ Екатеринославской губернии, директором городского сиротского дома в Одессе (1896). В последние годы жизни читал публичные лекции по истории русской и западноевропейских литератур, истории запорожских казаков. Написал и издал большое количество работ о жизни и творчестве Т. Шевченко, отдельных деятелей русской литературы. Добился создания фонда для благоустройства могилы Т. Шевченко и основания школы его имени в Каневе.

           ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ АНИЧКОВ(1866-1937) - историк литературы, критик, фольклорист, прозаик, профессор Петербургского психоневрологического института.
          В 1886 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В декабре 1887 года был исключен за участие в студенческих беспорядках, отбывал воинскую повинность в Украине (1887 -1889). В 1889 году восстановлен в университете; в 1892 году окончил романо-германское отделение. С 1895 года приват-доцент по кафедре истории западных литератур, лектор английского языка в Киевском университете; с 1901 года- заведующий кафедрой.
         С 1902 по 1917 годы Аничков приват-доцент Петербургского университета по кафедре западных литератур.
         В 1917 году был откомандирован с русским отрядом во Францию; служил во французской армии в чине лейтенанта.
          С 1918 года проживал в Югославии. С 1920 года - профессор Белградского университета, в 1926 году - университета в Скопле. Выпустил книгу статей о символистах, акмеистах и футуристах(«Новая русская поэзия». Берлин, 1923).
 
        НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ АРКАС(1852 -1909) - культурно-просветительный деятель, писатель, композитор, историк.
         Родился в семье этнического грека, адмирала Черноморского флота - Николая Андреевича Аркаса.
         Учился в Училище правоведения в Петербурге и в Одесской частной гимназии Ставилло. В августе 1870 года поступил в Новороссийский университет, где учился на естественном отделении физико-математического факультета.
          После завершения учёбы, в 1875—1881 годах, по семейной традиции, служил в морском ведомстве в Николаеве. В свободное от службы время собирал и записывал народные мелодии, изучал историю Украины. Под воздействием своего учителя - украинского композитора, дирижера, писателя Петра Нищинского - начал самостоятельно овладевать музыкальными знаниями, композиторскими навыками и писать музыку.
         В 1881 году после выхода в отставку, занял должность мирового судьи в Херсоне. Много времени отдавал культурно-общественной работе. Стал основателем и председателем общества «Просвіта»(«Просвещение»), в Николаеве, на собственные средства открыл народную школу с обучением на украинском языке. Творческое наследие композитора составляют соло-пения, вокальные ансамбли и обработки народных песен (около 80).
         Самым значительным произведением Николая Аркаса, который принёс ему признание, стала опера «Катерина» (1890) по поэме Тараса Шевченко. Это произведение стало первой украинской лирической народно-бытовой оперой. «Катерина» с большим успехом была поставлена труппой Марка Кропивницкого в Москве в 1899 году, а впоследствии в Киеве.

          НИКОЛАЙ ФЕДОТОВИЧ БЕЛЯШЕВСКИЙ (1867-1926)- археолог, этнограф, искусствовед и общественный деятель почетный академик Украинской Академии искусств (с 1918 г.), один из основателей и действительный член Украинской Академии Наук (с 1919 г.); организатор и директор киевского художественно-промышленного и научного музея (1904–1923)
          В 1885 году окончил Киевскую Вторую гимназию.В 1885-1891 годы учился на юридическом факультете Киевского университета, и, одновременно, был вольным слушателем историко-филологического факультета, где слушал лекции историка и археолога профессора Владимира Бонифатьевича Антоновича (1834-1908) , а в 1892-1893 годы - вольнослушатель на отделении  естественных наук физико-математического факультета Московского университета.
  Кроме украинского и русского свободно  владел польским, чешским и французским языками.
           С 1886 года проводил исследование памятников неолита, трипольской культуры, латена, скифского и славянского времени. Его многочисленные находки украшают коллекции музеев Киева, Чернигова, Москвы, Парижа.
            Принимал активное участие в подготовке и проведении  многих археологических съездов, с  1889 года- член редакции журнала «Киевская Старина», а в 1899-1905 годы- главный редактор, основанного им при журнале, отдела «Археологические летописи Южной России».
            С 1887 года- действительный член общества Нестора- Летописца.
            С 1891 года работал в Киевском суде, в 1892-1893 годы-  в Московском архиве Министерства юстиции и музеях города, с 1894 года-  заведующим архивом бывшего финансового управления царства Польского при Варшавской казенной палате. С 1897 года- библиотекарь в Киевском политехническом институте.
           Состоял Пожизненным членом  киевского общества фотографов-любителей «Дагер». Не только участвовал в его деятельности как член жюри конкурсов, но и дним из первых в Украине  начал применять фотоискусство для нужд науки и музейного дела, активно использовал фотографию в этнографических экспедициях и, участвовал в работе комиссии по изданию фотоальбомов украинских древностей.
           В 1902–1923 годы – организатор и первый директор Киевского городского художественно-промышленного и научного музея (теперь Национальный музей истории Украины и Национальный художественный музей Украины).
           В 1906 году - избран депутатом Первой Государственной Думы Российской империи от Киевской губернии, где входил в состав Украинской громады.
           Один из основателей Киевского общества охраны памятников старины и искусств (1910), член Киевского отделения Русского военно-исторического общества.
           В годы Первой мировой войны – уполномоченный Российской академии наук для охраны памятников культуры в Галиции и Буковине.
           Во времена Украинской Народной Республики - член  Центральной Рады. С марта 1917 года- первый комиссар по охране святынь Киева.
           С 1918 года- почетный академик Украинской Академии искусств. В 1918 году - автор первого Закона Украинской республики об охране памятников истории, культуры и искусства, а с 1919 года- член Всеукраинского комитета по охране памятников старины и искусства в Украине.
          Один из основателей и действительный член Украинской академии наук (с 1919 года).
          С 1921 года заместитель председателя президиума Археологической комиссии ВУАН. Автор многочисленных работ по музейному делу, археологии, нумизматике, многое сделал для развития музейного дела в Украине.

         ЮЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВАГНЕР(1865-1945) – зоолог.
        Окончил 8-ю гимназию в Санкт-Петербурге, а в 1888 году - курс физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета кандидатом по естественному разряду.
         С 1889 года состоял хранителем Зоотомического кабинета Санкт-Петербургского университета.
           Летом 1887 года принял участие в Беломорской экспедиции своего отца в Соловецком заливе. Через год, летом 1888 года от Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей был отправлен в командировку на Соловецкую биологическую станцию.
         В 1890 году сдал экзамен на магистра зоологии, а в 1894 году стантовится профессором Киевского политехнического института. Создал при институте Зоологический кабинет. С 1899 года входил в Совет института. Проводил полевые энтомологические исследования; работал в Киевском обществе любителей природы; в 1913—1914 годах редактировал десятитомную детскую энциклопедию.
После Февральской революции вошёл в «Исполнительный комитет», созданный украинскими сторонниками Временного правительства. В марте 1917 года вернулся в Политехнический институт, около года руководил там кафедрой энтомологии.

          БОРИС ДМИТРИЕВИЧ ГРИНЧЕНКО(1863-1910)- писатель, учёный, переводчик, общественный и политический деятель, автор первого фундаментального четырехтомного «Словаря украинского языка».
          Рано научившись читать, мальчик обнаружил безудержное влечение к книгам. В 1874 году поступил в Харьковскую реальную школу. В 1879 году исключён за чтение запрещённой украинской литературы. Окончил экстерном Харьковский университет, получив специальность «народного учителя».
         С 1881 года работал учителем, затем служил в земстве в Чернигове, а потом в Киеве. В 1895—1899 годах работая делопроизводителем в Чернигове, редактировал три тома «Этнографических материалов». Затем по приглашению редакции «Киевской старины» переехал в Киев.
         В 1900 году издал справочную книгу- «Каталог Музея украинских древностей В.В.Тарновского», а также книгу «Литература украинского фольклора. 1777-1900». Много лет работал над 4-томным словарём украинского языка (последний том вышел в Киеве в 1909 году), за который был удостоен премии Российской Академии наук. Один из организаторов общества «Просвіта» («Просвещение»), активно боролся за право преподавания в школах украинского языка.
         Б. Д.Гринченко переволил на украинский язык произведения Александра Пушкина, Аполлона Майкова, Алексея Плещеева, Генриха Гейне, Фридриха Шиллера, Йоганна-Вольфганга Гете, Виктора Гюго, Анатолия Франса, Даниеля Дефо, Артура Шницлера, Герхарта Гауптмана.
         Последние годы жизни Гринченко прошли на юге Италии, куда он уехал с женой после смерти дочери и внука.

         ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА ДРАГОМАНОВА (в девичестве Кучинская;1842-1918)- общественно-культурный деятель, переводчица, художница, жена Михаила Драгоманова. Образование получила в Киевском пансионе благородных девиц A. Нельговской. Имела художественные таланты: выступала на сцене как актриса-любительница в 1860-е годы, блестяще играла на фортепьяно.
В «Вестник Европы» за 1874 г. напечатано в соавторстве с мужем ее исследование «Народные наречия и местный элемент в образовании». В первой половине 1870-х г. была инициатором Общества дневных приютов-школ для детей рабочего класса в Киеве.
         В 1876 г. из-за запрета Михаилу Драгоманову преподавать в украинских университетах,выехала с семьей сначала в Вену, а затем в Женеву (Швайцария).
В конце 1889 г. семья переезжает в Софию(Болгария).
После смерти М. Драгоманова, когда из-за траура не могла играть на фортепьяно, начала учиться рисовать, обнаружив незаурядные способности. После основания (1893 г.) дочерью Лидией Болгарского музыкального и художественного общества, участвовала в выставках, экспонируя свои картины. Другой зять Иван Труш экспонировал ее рисунки на выставке во Львове.
         В 1899 г. по приглашению Олены Пчилки переехала в Киев.

         ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ДУРДУКОВСКИЙ (1874 -1937)-литературовед, языковед, педагог, директор Первой украинской гимназии в Киеве, сотрудник Историко-филологического отдела Академии наук Украины (с 1919 г.)
Учился  в Киево-Подольском духовном училище; в 1895 году - окончил Киевскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В том же 1895 году, вместе с украинскими литераторами и общественными деятелями: Александром Кониским, Василием Доманицким, Сергеем Ефремовым и Федором Матушевским организует издательство «Век».
        В 1899 году окончил КДА и получил степень кандидата богословия. Кроме того, В.Ф.Дурдуковский имел высшее музыкальное образование, хорошо пел, умело дирижировал, что особенно способствовало его плодотворныму сотрудничеству с молодым педагогом и композитором Филиппом Козицким.
        В феврале 1901 года - назначен учителем русского языка в Киево-Подольское духовное училище, а затем преподавателем в Киевскую женскую гимназию Екатерины Степановны Евсеевой.
        В 1905 году по инциативе В.Ф.Дурдуковского был организован Всеукраинский учительский союз(ВУУС)- профессиональная украинская организация учителей и деятелей народного образования.
         В.Ф.Дурдуковский известен не только как педагог, но и как ученый. Он был членом научных обществ во Львове и Киеве. С 1919 до 1929 года - сотрудник историко-филологического отдела Академии наук Украины, возглавлял научно-педагогическую комиссию ВУАН, был членом Постоянной комиссии для составления словаря украинского живого языка. В1923-1924 годы под его редакцией вышел в 2-х частях сборник «Из практики трудовой школы».
4 июля 1929 года арестован по делу о так называемом «Союзе Освобождения Украины». Казнен в 1937 году.
         «Был Владимир Федорович глубоко религиозным человеком. Невысокого роста, седой, с большой лысиной, в золотых очках, с черными шевченковскими усами - он мне всегда напоминал Шевченко, каким я его представлял. Разговаривал «педагогическим» голосом. Всегда был очень нарядным и подтянутым, одевался хорошо, что в те времена даже бросалось в глаза. Педагог большого таланта, чтобы не сказать - гениальный, и большой души, он всего себя отдавал школе. Был он не женат, школа была его единственной семьей. И мы отвечали ему любовью и полным доверием.»,- писал выпускник гимназии Юрий Львович Юркевич (1907-1990).

         ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ ЖЕЛЕЗНОВ(1869-1933)- экономист, педагог и общественный деятель, профессор.
          С 1884 года учился в Нижегородском дворянском институте, который окончил в 1887 году с серебряной медалью. Затем учился на юридическом факультете Киевского университета, по окончании которого в 1892 году был оставлен при кафедре политической экономии для подготовки к профессорскому званию. С июня 1896 года - приват-доцент Киевского университета; читал обязательный курс по статистике, а с 1902 года - курс политической экономии и статистики. Занимался политической деятельностью, с 1904 года был членом Киевской группы «Союза освобождения».
          После стажировки в Германии, в апреле 1905 года, защитил в Московском университете магистерскую диссертацию и был избран профессором юридического факультета Киевского университета, но не утверждён в этой должности из-за политической «неблагонадежности».
       Переехал в Москву и в сентябре 1906 года был утверждён адъюнкт-профессором Московского сельскохозяйственного института и сразу направлен в заграничную командировку.

          ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ ИКОННИКОВ(1841-1923) - историк, профессор Киевского университета.
          Воспитывался во Владимирском Киевском кадетском корпусе, а в 1861 году, поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. После завершения обучения в университете, в 1865 году был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
         В 1867 году защитил диссертацию и получил степень магистра русской истории. В следующем году был избран в доценты.
         В 1869 году защитил в Новороссийском университете диссертацию на степень доктора и занял кафедру русской истории в Киевском университете.
        В 1874-1877, а также в 1893-1895 годах- Председатель Киевского общества летописца Нестора.
        С 1893 года - член-корреспондент, а с 1914 года- ординарный академик Петербургской АН по отделению русского языка и словесности.
        В 1920-е годы избран академиком Украинской АН.

       АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КАНЕВЦЕВ(1870-1929) - пианист, музыкальный теоретик, критик и композитор.
        Игре на фортепьяно учился в Киеве у Н. А. Тутковского (в 1891 году окончил экстерном Киевское училище РМО), преподавал в его музыкальной школе, в 20-х гг. - в Киевской школе искусств.
        С 1891 года музыкальный обозреватель в киевской периодической печати (с 1908 постоянный музыкальный критик газеты «Киевлянин»).
        Статьи А.А.Каневцева посвящены местной музыкальной жизни, концертам. Они отличались глубиной суждений, прогрессивностью взглядов и сыграли заметную роль в развитии украинской музыкальной культуры.
          А.А.Каневцев - автор фортепьянных пьес, этюдов, романсов.
          Автор «Учебника элементарной теории музыки» (К.-Варшава, 1912).
         В «Иллюстрированном сборнике» КЛАО (1900) помещен его очерк «Памяти А.Н. Верстовского»
 
      НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ(1841-1897) - педагог, историк, писатель, общественный деятель.
        В 1860 году, после окончания Полтавской гимназии поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, однако, за общественную деятельность был исключен из университета, но в 1865 году ему позволили сдать экзамены в Харьковском университете.
          Преподавал историю в Киевском кадетском корпусе, а также в Петербургском и Полтавском кадетских корпусах. С весны 1878 года, после запрета заниматься педагогической деятельностью, работал в Одесской городской управе и обеспечивал связь между Киевской и Одесской общинами. Участвовал в организации нелегальной типографии около Киева для выпуска украинской пропагандистской литературы.
          В июне 1879 года Н. Ковалевский был арестован и сослан в Сибирь (до 1882). Там познакомился с американским  писателем, путешественником и журналистом Джоржем Кеннаном(George Kennan;1845-1824) и предоставил ему много ценной информации для его книг книг о Сибири и сибирской ссылке (2 тома, 1891).
        С 1882 года Ковалевский участвовал в сборе денег для поддержки политической и публицистической деятельности М. Драгоманова в Женеве.
        Н. Ковалевский- автор «Популярной истории Украины», опубликованной во Львове под псевдонимом И. Маркевич, а также мемуаров (1901).

        ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВИЧ КУЛЬЖЕНКО (1865- 1934)- издатель, педагог. профессор эстетики, истории и техники книгопечатания.
        Сын издателя Стефана Васильевича Кульженко (1836- 1906)
         В.С.Кульженко провел большую работу по подготовке и изданию «Иллюстрированного сборника» КЛАО, в который вошли многие доклады, рефераты и произведения, прочитанные на вечерах Общества, и победившие на его творческих конкурсах, а так же музыкальные сочинения. Кроме того, в 1904 году, к 100-й годовщине смерти Ивана Котляревского, им был издан, подготовленный членами КЛАО сборник произведений украинских писателей «На вічну пам’ять Котляревському».
           Окончил Полиграфическую академию в Лейпциге(Германия).
           После возвращения в Киев, открывает собственную типографию «В.С. Кульженко», где были изданы альбом «Новый совет», произведения «Внутри» М. Метерлинка (1908), «Разбойники» Ф. Шиллера (1911), «Басни по Крылову» (1910) и др.
          В 1903 году основал Киевскую художественно-ремесленную школу графики и книгопечатания, в которой преподавал историю и технику книгопечатания. А также основал при школе Музей печатного дела. Основанное им учебное заведение было единственным подобным на то время в России. Для прохождения учениками практических занятий, школа на высоком художественном уровне издавала два журнала: «Искусство и Печатное дело» (1909-1914)и «Искусство Южной Руси». Это были первые издания юго-западного края, в которых широко освещались вопросы искусства и которые являлись полем экспериментов с цветом, светом, с репродуцированием картин и старинных документов.Сам Василий Стефанович преподавал в школе историю и технику книгопечатания, а также издавал и редактировал оба журнала.
         Работы школы Кульженко неоднократно получали медали и дипломы на международных и всероссийских выставках: на международной фотовыставке(1909) Киевская школа В. Кульженко была удостоена трех высших наград на Всероссийской выставке в Киеве(1913); Международной выставке в Турине (Италия), (1913 г.- золотая медаль журналу «Искусство и печатное дело» и его редактору-издателю В.Кульженко); Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914).
           Как активный участник Общества фотографов «Дагер», В. Кульженко в 1908 году, во время проходившего в Киеве второго съезда российских деятелей фотографии выступил с двумя докладами, а на проходившей в Киеве Международной фотографической выставке.      
          В 1918 году Василию Кульженко было доверено печатать первые государственные бумаги, почтовые марки и денежные знаки Украинской Народной Республики — карбованцы.
После 1924 года - профессор истории, эстетики и техники книгопечатания в Киевской художественной школе, был проректором и преподавателем в Киевском фотографическом институте, а с 1928 года - в Киевском художественном институте на полиграфическом факультате.
         В. Кульженко входил в состав комиссии отдела «Старый Киев» при художественно-промышленном музее, дружил с талантливыми художниками Федором Шавриным и Григорием Золотовым.
         Стоит особо отметить, что типография Кульженко издавала книги не только на русском, но и на украинском и польском языках. В его типографии увидели освет издание Михаила Грушевского «Иллюстрированная история Руси-Украины», произведения Тараса Шевченко, а так же «Сказки Андерсена» в переводе Михаила Петровича Старицкого с предисловием и иллюстрациями иллюстрациями известного украинского художника Николая Ивановича Мурашко.
Под псевдонимом В.С. Васильев издал книгу о своем отце «Полвека у печатного станка» (Киев, 1904).

         Один из учередителей и активный член КЛАО -талантливый адвокат-криминалист, яркий публицист и писатель, музыкальный и театральный критик и страстный театрал, отец писательницы, драматурга и переводчицы Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник - ЛЕВ АБРАМОВИЧ КУПЕРНИК (1845-1905).
         Родился в Киеве в интеллигентной еврейской семье. В 15 лет окончил Киевскую гимназию и поступил в Киевский университет, но был вынужден вскоре перевестись в Московский университет (причиной послужило написанное Л. Куперником сочинение вольнодумного толка).
Окончив в 19 лет юридический факультет университета, он поступил на службу кандидатом на вакантные судебные должности. Нескольких лет работы в Москве оказалось достаточно, чтобы завоевать широкую популярность. Его выступления на громких судебных процессах демонстрировали необыкновенную эрудицию оратора, живость ума и логику мышления.
        О его ораторском искусстве, находчивости и остроумии на суде ходило много анекдотов, а его фельетоны на общественные темы нередко искрились остроумием. На съездах криминалистов в Петербурге Куперника избирали почетным председателем. В 1876 году он выдержал экзамен на магистра, но только десять лет спустя, получил возможность прочесть в Московском университете две лекции. И хотя они прошли блестяще, занять кафедру и получить звание профессора ему не удалось из-за политических, административных, а главное - национальных препятствий.
        В 1877 году Л.А.Куперник возвращается в Киев, где также активно сотрудничает со многими журналами и газетами.
          Л.А Куперник был человеком разносторонних интересов, широкого кругозора и большой культуры. Профессиональную деятельность он сочетал с преданностью театру и музыке, которым посвящал редкие часы досуга. В его большой квартире часто бывали артисты, писатели, поэты, музыканты; исполнялась вокальная и инструментальная музыка. Страстный театрал, Л. Куперник был одним из организаторов в Киеве литературно-артистического общества. и сам участвовал в спектаклях общества, например, в "Женитьбе" Н.В. Гоголя.
           В спектаклях, которые организовывало Общество, по его приглашению участвовали, начинавшие свою карьеру известные впоследствии актрисы: актриса Александринского театра, Заслуженная артистка Республики (1929) - МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ПОТОЦКАЯ(1861-1940) и, засверкавшая яркой звездой в Малом театре, народная артистка Республики (1924)- ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА ЛЕШКОВСКАЯ (настоящая -Ляшковская ;1864-1925).
         Когда прекрасный певец и режиссер, впервые в России организовавший в Киеве «Товарищество оперных артистов» - ИППОЛИТ ПЕТРОВИЧ ПРЯНИШНИКОВ (1847-.1921) осуществил постановку новой оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», Лев Куперник принял активное участие в приглашении П.И. Чайковского на премьеру, которая прошла через двенадцать дней после петербургской. Тогда же состоялось знакомство Л. Куперника с великим композитором, которое вскоре переросло в дружбу.
          В конце 1890 года Л. Куперник оставляет Киев и последние пятнадцать лет своей жизни проводит в Одессе. В 1891 году Л. Куперника избирают членом дирекции одесского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО).

          АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938) - писатель и переводчик.
         В шесть лет был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию. В 1887 году был зачислен в Александровское военное училище.
         Впоследствии опишет свою армейскую юность в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».
           В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев и становится профессиональным литератором – сотрудничает в газетах и журналах (« Жизнь и искусство», «Киевское слово», «Киевлянин»), где публикует статьи, стихи и очерки.
          Куприн принимал активное участие в деятельности КЛАО. В январе 1896 года, на первом литературно-музыкальном вечере выступил с чтением своих рассказов. Одним из первых, среди членов КЛАО был избран почетным членом.
          В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
         В эти годы Куприн знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким.
         В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903),«Белый пудель» (1903).
         В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение- повесть «Поединок», имевшая большой успех и переведенная на многие европейские языки.Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905).
           В 1909 году удостоен Пушкинской премии Российской академиии наук.
           В 1913 году в интервью по поводу дела Бейлиса, подчеркнул: «Здесь или сознательная подлость, или расовая ненависть, дошедшая до безумия». После Октябрьской революции Куприн работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким.
          В июле 1918 года был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.
          В 1920 году, с отступавшими войсками белой армии, через Финляндию добрался до Парижа и там поселился.
          В 1937 году тяжело больной писатель по приглашению правительства СССР вернулся на родину.

           МОДЕСТ ФИЛИППОВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (1866 – 1932)- общественный и политический деятель, писатель, публицист, педагог, композитор, дипломат, врач. После окончания Каменец-Подольской гимназии, в 1884 году поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, а затем получил еще и медицинское образование.
          В 1901 году на страницах журнала "Киевская старина" появился первый рассказ М. Левицкого. Это положило начало печатанию его сочинений. Одновременно он налаживает контакты со «Старой Громадой", занимается распространением украинского печатного слова,участвует в „Просвiтi”, создании ее библиотеки.
           В начале 1900-х годов - получает место директора Киевской фельдшерской школы и по совместительству – должность заведующего приютом для детей-сирот. В это время стоновится действительным членом Литературно-артистического общества. Этот период был наиболее плодотворным и ценным в литературной биографии Модеста Левицкого: более 20 рассказов, многие из которых подсказаны его врачебной практикой. Свободно владея французским, немецким, польским, русским, латинским, греческим языками, идышем- М. Левицкий подготовил и опубликовал переводы многих произведений зарубежной литературы.
          Его плодотворной педагогической работе помехой стал ... украинский язык. За сокращение программы по русской литературе и разрешение преподавать и отвечать на уроках на родном языке его вскоре уволили с должности директора фельдшерской школы и лишили права заниматься врачебной практикой в крупных городах.
           В годы Украинской государственности М.Левицкий работал чиновником в аппарате Министерства путей УНР в должности директора культурно-образовательного департамента, осуществлял украинизацию в учебных заведениях, был главным санитарным врачом железных дорог Украины.
          В январе 1919 года его назначают советником украинского посольства в Греции. Вместе с главой миссии Ф.П. Матушевским приложил немало усилий для становления украинской дипломатии и международного признания правительства УНР. После смерти Матушевского, в октябре 1919 году возглавляет чрезвычайную дипломатическую миссию в Греции.
          С 1921 года Левицкий жил в Австрии, потом в Польше, где был министром здоровья зарубежного правительства УНР и руководил туберкулезным санаторием для воинов Армии УНР.
         С 1922 до 1927 года работал в Подебрадах (Чехия) преподавателем Украинской Хозяйственной Академии, одновременно был директором и преподавателем украинской гимназии. Заботился о развитии украинского языка, неоднократно переиздавалась его “Грамматика для самообучения”.
         В 56 лет Модест Филиппович научился играть на бандуре в школе, которую создал в Праге известный бандурист Василий Емец.
         В августе 1927 году, после смерти жены, возвращается в Украину, поселяется вместе с семьей сына на Волыни, в г. Луцке, где в местной гимназии преподает украинский язык и литературу, занимается общественно-культурной и просветительской работой. Был инициатором музея народного творчества при гимназии, организатором оркестра бандуристов, учил детей игре на бандуре. Часто рассказывал гимназистам о Лесе Украинке, которую знал лично и помнил, читал ее произведения.
         И.Левчанивская, бывшая гимназистка, вспоминает о своем учителе: "Модест Филиппович Левицкий был душой гимназии, или ее "добрым духом”. Тихий, спокойный, он на педсоветах горячо заступался за ученико; как гимназический врач не только очень внимательно, заботливо лечил учеников, но часто на свои деньги покупал им лекарства. Все любили "дедушку": и ученики, и их родители, и учителя."
         Одновременно, на добровольных началах, Левицкий продолжал заниматься медицинской практикой, лечил малообеспеченных учащихся, часто тратил собственные средства, давая лекарства тем, кто не в состоянии был их купить.
           Модест Филиппович был всесторонне одаренным, неординарным человеком с активной жизненной позицией, он всегда создавал вокруг себя особую атмосферу.

         БОЛЕСЛАВ ЛЕСЬМЯН (настоящее Лесман; 1877-1937) - поэт, прозаик, эссеист, переводчик, театральный деятель, писавший на польском и русском языках, член Польской Академии Литературы(с 1934).
        Родился в интеллигентской еврейской семье. С 1881 года жил в Киеве, где его отец служил в Управлении Юго-Западной железной дороги. В 1896 году, после окончания гимназии, поступил на юридический факультет Киевского университета. В 1898 году был отмечен на конкурсе сонетов престижного краковского журнала «;ycie»("Жизнь")
Посещал литературные салоны, путешествовал по Украине, участвовал в тайных патриотических кружках польских студентов; за декламацию вольнолюбивых стихов несколько недель провёл в тюрьме.
В 1901 году, после окончания университета, переехал в Варшаву. Работал помощником юрисконсульта на железной дороге. Под покровительством Ланге вошёл в столичные литературные круги.
В октябре 1903 года приехал в Париж, переводил стихотворения французских поэтов Поля Верлена (1844-1896) и Эмиля Верхарна (1855-1916), новеллы Эдгара По; познакомился с русскими поэтами-символистами - Константином Бальмонтом(1867-1942), Дмитрием Мережковским (1865-1941), Зинаидой Гиппиус (1869-1945), Андреем Белым (1880-1934) и Владиславом Ходасевичем(1886-1939).
В конце 1906 года вернулся в Польшу. В 1906-1907 годы в журналах «Весы», «Золотое руно» и «Перевал» публиковались циклы его стихотворений на русском языке. В 1909-1913 годы в «Новой газете» публиковал рецензии на литературные и театральные новинки.

          ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУЧИЦКИЙ (1845-1918)- историк, архивовед, редактор, член Государственной думы(1907-1912), заслуженный профессор Киевского университета (1899), член-корреспондент Петербургской АН (1908) 
         Жена- переводчица, издатель, общественный деятель, автор мемуаров - Мария Викторовна Лучицкая(урожденная Требинская; 1852-1924)
          Родился в Каменец-Подольске в семье учителя, преподавателя семинарии, Каменец-Подольской Родился в семье педагога, статского советника Василия Ивановича Лучицкого(1811–1885) 
          В 1862 году  окончил Киевскую первую гимназию.
          В 1866 году окончил историко-филологический факультет Киевского университета и оставлен в аспирантуре для подготовки у профессорскому званию.
          С 1869 года преподавал в Киево-Подольской женской гимназии. Преподавал историю во Втором коммерческом училище.
         В 1870 году защитил магистерскую  диссертацию и стал приват-доцентом Киевского университета.
В 1972-1875 годы- в научной коммандировке за границей во Франции, Италии и Германии, занимался изучением архивного материала по истории Франции в XVI века.В последующие годы также почти ежегодно ездил во Францию (отчасти в Испанию) для работы в архивах.
         В 1877 году защитил в Санкт-Петербурге докторскую диссертацию.
         С 1877 года- экстраординарный, а с 1888 года- ординарный, с 1899 года- заслуженный профессор Киевского университета.
         В 1895 году сотрудничает в газете «Киевское слово». С конца 1904 года начинает издавать и редактировать газету «Киевские отклики», а в 1905 году и газету «Свободное право».
         В 1872 году в Киеве один из учредителей исторического общества «Нестора-летописца».
         Был активным участником Киевского литературно-артистического общества (КЛАО).
          Занимался общественными проблемами: с начала 1900-х годов- гласный (депутат) Киевской городской думы,помогал благотворительным организациям Киева и других городов - относительно помощи малоимущим студентам, еврейским ученикам, детям рабочих, сиротам.
         В 1901 году принял участие в организации в Париже Российской высшей школы общественных наук для студентов, изгнанных из университетов России за политическую деятельность, и в 1901 и 1903 годы читал лекции слушателям этой школы.
          В 1907 году избран членом Государственной думы и поселился в Петербурге.
          С 1908 года преподавал на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте и на Высших Педагогических Курсах биолога, врача и педагога Петра Францевича Лесгафта(1837-1909).
В 1908 году избран членом-корреспондентом историко-филологического отделения Российской  Академии Наук.
Активно сотрудничал с редакцией «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (ему, в частности, принадлежат помещенные в этом издании статьи «Испания», «Людовик XV», «Людовик XVI», «Макиавелли», «Португалия», «Тюрго» и др.).
          Под редакцией Лучицкого были изданы переводы «Истории XIX в.» Чарльза Файфа, «Исторической географии Европы» Эдуарда Фримана, «Истории Франции в XIX в.» Луи Грегуара, «Истории умственного развития Европы» Джона Дрэпера, а также «Киевский сборник в пользу голодающих» (1892) .
          В 1910 году за разработку проблем истории аграрных отношений в эпоху средневековья в Англии удостоился звания почетного доктора университета Глазго. В 1913 году Французская академия моральных и политических наук (Acad;mie des sciences morales et politiques) присудила ему премию Одифре (Audiffred).
         Имел большую домашнюю историческую библиотеку, в которой была литература на многих европейских языках, в том числе на испанском,голландском,шведском, которую он пожертвовал Киевской публичной библиотеке.
         По воспоминаниям, Лучицкий был человек общительный,любивший веселую компанию, но нервный, способный быстро переходить от одного настроения к другому, напоминавшего иногда избалованного ребенка, когда на него находит каприз.

           ФРАНЦ КАЗИМИРОВИЧ ДЕ МЕЗЕР (1830- 1922)- замечательный киевский фотограф.  
           Обучался  живописи в Академии искусств в Вене, где получил диплом живописца. В 1852 году приехал в Киев и начал преподавать рисование в Институте благородных девиц.
          В начале 1850-х годов открыл одно из первых стационарных фотоателье, в котором можно было заказать не только портретные снимки различных форматов, но и роскошные, оправленные в кожаные переплеты, альбомы, а также альбомы с фотографическими видами Киева.
          Де Мезер постоянно совершенствовал свое мастерство, что-то изобретал и тут же внедрял в практику. Вскоре, мастер добился столь поразительных результатов, что выполненные им  портреты считались верхом совершенства.
          Франц де Мезер  постоянно участвовал в российских и зарубежных фотовыставках и получал высшие награды: золотые медали и почетные дипломы. Всего за представленные на фотовыставках работы, Франц де Мезер получил 6 золотых и 4 серебряных медали.
          Франц де Мезер много лет был активным членом литературно-артистического Общества и подарил ему библиотеку. Дружил с Лесей Украинкой, Львом Шестовым, Николаем Бердяевым.

           КОНСТАНТИН (КОСТЬ) ПЕТРОВИЧ МИХАЛЬЧУК(1840 -1914 ) - выдающийся языковед и этнограф, основоположник украинской диалектологии, публицист, общественный деятель.
            В 1856- 1858 годах учился в Житомирской мужской гимназии. В 1859-1863 годах - в Киевском университете. Участвовал в подготовке русско-украинского словаря и «Украинской грамматики» украинского филолога, академика АН Украины Евгения Константиновича Тимченко и «Словаря украинского языка» Бориса Гринченко.
 
           ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПАВЛУЦКИЙ (1861-1924) - историк искусства, доктор теории и истории искусств, заслуженный профессор Киевского университета, действительный статский советник.
          Среднее образование получил в 3-й Киевской гимназии, а 1886 году окончил историко-филологический факультет Киевского университета. После защиты кандидатской степени, начинает свою преподавательскую карьеру в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко.
          В 1888 году отправляется изучать классическое художественное наследие в музеях и библиотеках Берлина и Парижа, слушает лекции в Сорбонне. В 1897 году, после защиты докторской диссертации, был избран экстраординарным профессором только что основанной кафедры искусствоведения в Киевском университете, а в 1902 году – ординарным профессором. Впервые ввел в академический курс цикл лекций по украинскому искусству.
        Участвовал в создании Украинской Академии искусств(с 1918 - ее профессор), в разработке малого и большого гербов Украины, рисунков денежных знаков.

         ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ПЕРЕТЦ (1870- 1935) - филолог, историк литературы, педагог; автор работ по текстологии, палеографии, фольклористике и истории театра.
В 1893 году окончил Санкт-Петербургский университет и был оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности при кафедре русского языка и литературы. Учительствовал петербургских школах. В 1895 году сдал магистерский экзамен и в 1896—1903 годах был приват-доцентом в Петербургском университете.
        В 1900 году защитил магистерскую диссертацию, а через два года - докторскую диссертацию.
. В 1903 году стал лауреатом малой Ломоносовской премии и приглашен профессором Киевского университета (кафедра русского языка и словесности), где создал «Семинарий русской филологии» (с 1907 года). В этот Семинарий, не предусмотренный никакими университетскими программами, приходила жаждущая знаний молодежь. Причем, чтобы попасть в него, предварительно надо было сдать коллоквиум по общему курсу истории литературы. Позднее из Семинария вышли многие украинские ученые-филологи.
         Живой нрав профессора не ограничивался научной работой и чтением лекций в университете. Он читает историю украинской драмы в театральном отделе музыкальной школы Н. Лысенко; а с 1908 года, от основания Украинского Научного Общества в Киеве, становится его членом, председателем филологической секции и редактором «Записок» этого Общества.
           В 1914 году, в 42 года, В. Перетц, был избран членом Петербургской академии наук.
           В 1914-1917 годах- профессор Саратовского университета, организует там историко-филологический факультет.
           С 1917 года - профессор Петроградского (Ленинградского) университета. Награждён Макариевской премией.
         В 1919 году В. Перетца избран членом Украинской Академии Наук.
         11 апреля 1934 года, в Ленинграде арестован по делу т.н. «Российской национальной партии». Был исключён из состава АН СССР и выслан на 3 года в Саратов, где умер.

        В качестве скрипача участвовал в камерных концертах, проводимых КЛАО- педагог, филолог, музыкальный теоретик, композитор и музыкальный писатель, приват-доцент Киевского университета- ВЯЧЕСЛАВ (ВАЦЛАВ) ИВАНОВИЧ ПЕТР (1848-1923).
         Родился в Чехии, в семье учителя музыки. В 1869 году окончил классическую гимназии в городе Градец-Кралове. Кроме того, уже в детстве проявлял заметную склонность к музыке. Так, в восемь лет он участвовал вместе со своим отцом во время богослужений, играя на маленьком органе без педалей. В 1869-1872 годы учился в Карловом университете в Праге на факультете искусств, где изучал классическую и славянскую филологию. Одновременно, занимался в Пражской музыкальной школе, где слушал лекции по истории и теории музыки, которые читал известный чешский композитор, органист и педагог Франтишек Скугерский (1830 – 1892) .
         В 1872 году, как степендиат Правительства России,  приезжает в Россию и завершает высшее образование на историко- филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1873 году, после окончания университета, становится преподавателем классических языков в Первой Киевской гимназии, а в 1874-1880 годы - латинского языка во Второй гимназии. Одновременно, приват-доцент кафедры классической филологии читал лекции в Киевском университете и преподавал в Киевском музыкальном училище (до 1879-1880 учебного года). В 1882 году исполняет обязанности инспектора, а в 1883-1885 годы -директор Каменец-Подольской мужской гимназии.
В 1885–1905 годы - директор Киевской Пятой(Печерской)гимназии.
В 1904 году Вячеслав Петр, не удовлетворенный казенными условиями государственной гимназии, основал в Киеве собственную частную гимназию. ( смотрите мой очерк о Восьмой гимназии). В 1890-е годы – член Киевского отделения Российского музыкального общества. Был популяризатором украинской музыки, приятелем и поклонником Н.В.Лысенко.
В 1908-1917 годы - профессор греческой филологии историко-филологического института князей Безбородко в Нежине, а в 1918-1920 годы- профессор Украинского института в Камянец-Подольском. В 1921 году возвратился на родину и был избран почетным профессором университета Брно (Чехия).
      Автор музыкальных произведений для хора и оркестра, романсов, работ по музыковедению и по теории античной музыки, а также работы  «О преподавании музыки и пения в средней школе»

          ДАНИИЛ МАКСИМОВИЧ РАТГАУЗ (1868-1937) - поэт, автор слов известных романсов, музыку на которые писали: П.И. Чайковский, Ц.А.Кюи, С.В.Рахманинов, Р. М.Глиэр и другие.
        Окончил Третью мужскую гимназию в Киеве, а в 1895 году - юридический факультет Киевского университета. Служил присяжным поверенным, однако юридическими науками почти не занимался, а с 1888 года целиком посвятил себя поэзии.
        В 1893 году выходит в Киеве его первый сборник. Благожелательно отозвался о его стихах поэт Яков Полонский: "Я грелся около  Ваших стихотворений, как зябнущий около костра или у камина"
        В 1896-1917 годы Ратгауз выпустил несколько книг стихов (в том числе трёхтомное роскошное «Полное собрание стихотворений».
         В 1910-1918 годы жил в Москве, затем снова в Киеве, откуда в 1921 году выехал в Берлин, а через два года в Прагу. Выпустил за границей ещё два сборника: «Мои песни» (Берлин, 1922) и «О жизни и смерти» (Прага, 1927).

          МАРК БОРИСОВИЧ РАТНЕР (1871- 1917) - публицист, юрист, деятель еврейского социалистического движения, один из основателей Социалистической еврейской рабочей партии(СЕРП)
          В 1892 году, сдав экстерном экзамены за гимназический курс, поступил на юридический факультет Киевского университета. Увлекшись идеями марксизма, участвовал в социалистических студенческих кружках. За революционную деятельность был исключен из университета и выслан из города на два года.
          В 1897 году сдав экстерном государственные экзамены в университете, Ратнер получил диплом юриста, вступил в адвокатуру, и как присяжный поверенным, выступал защитником на многочисленных процессах, как политических, так и связанных с еврейскими погромами, а также публиковал статьи на юридические темы, вызывавшие широкий читательский интерес.
            Преследуемый царскими властями, Ратнер был вынужден эмигрировать. Жил сначала в Швейцарии, а после 1907 года в Австрии(Вене). Занимался литературной деятельностью, публиковал статьи в еврейской печати России.
            В 1910 году был делегатом на съезде Социалистического Интернационала в Копенгагене.
           Во время Первой мировой войны Ратнер из Австрии переехал в Румынию. Умер в канун российской Февральской революции 1917 года.

           НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ РУЗСКИЙ(1865-1927) - предприниматель, меценат, коллекционер, музыкант.
         В 1884 году окончил Киевскую 1-ю гимназию, а затем в 1889 году со степенью кандидата - юридический факультет Киевского университета.
        В 1890 году поступил на службу в Министерство финансов, по департаменту железнодорожных дел. В 1895 году был назначен инспектором Государственного банка. В 1898 году перешел в Волжско-Камский банк и был назначен управляющим его Киевским отделением.
          Был членом главной дирекции Русского музыкального общества(РМО) и членом дирекции Санкт-Петербургского отделения РМО, содействовал изданию «Русской музыкальной газеты». Сам играл на виолончели и материально поддерживал музыкантов, был одним из учредителей народной консерватории в Петербурге. Оказывал финансовую и деловую поддержку художникам. В течение многих лет собирал коллекцию изобразительного искусства — живописи, фарфора, изделий из бронзы, меди, чугуна.
В 1918 году эмигрировал во Францию. Он жил в пригороде Парижа Ле-Везине.
С 1913 — профессор консерватории в Амстердаме.
          Написал несколько оркестровых и камерных произведений.

          ЭЛИО ОСИПОВИЧ САЛЯ(1864- 1920) - скульптор, мастер декоративной скульптуры и портретист.
         В 1895 году миланец Элио Саля был приглашён из Италии в Петербург оформлять Великокняжеский дворец на набережной Мойки. После окончания двухлетних работ в Петербурге, в 1897 году узнает о проекте оформления Украинского музея изобразительного искусства в Киеве. Эскизы итальянского мастера были признаны лучшими, и он приезжает в Киев.
           После завершения в 1905 гг. работ на фасаде музея и статуй львов, скульптор надолго обосновывается в Киеве, открывает «художественно-скульптурную и декоративно-строительную мастерскую», получая всё новые и новые заказы.
          В 1902 году началось сотрудничество Саля с архитектором В.В.Городецким, который стал его близким другом и соавтором многих работ. Элио Саля преподавал в Киевском городском училище.
           В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Элио Саля возвращается в Италию. продолжает работать не только как скульптор, но и как живописец и иллюстратор.

        Членами Общества были дочери Михаила Петровича Старицкого - МАРИЯ, ОЛЬГА и ЛЮДМИЛА.

       МАРИЯ МИХАЙЛОВНА СТАРИЦКАЯ (1865—1930)- актриса и режиссер, заслуженный профессор и заслуженная артистка УССР (1926).
        Дочь писателя, поэта, драматурга, актера и режиссера Михаила Петровича Старицкого(1840- 1904)
          В 1882 году окончила в Киеве частную женскую гимназию В.Н.Ващенко-Захарченко. Продолжила образование на Бестужевских Высших курсах и на Киевских высших женских курсах.Также училась в театральном училище Московского филармонического общества и в Петербургском театральном училище.
        Появление в Киеве театральной труппы Марка Кропивницкого, Николая Садовского и Марии Заньковецкой и посещение юной Марией их спектаклей в театре Бергонье- сыграло решающую роль в ее судьбе.
         Училась в театральном училище Московского филармонического общества и в Петербургском театральном училище.
        С 1885 г. работала в профессиональной труппе Михаила Старицкого, затем в труппах Марка Кропивницкого и Николая Садовского.
        В 1898 году организует украинский драматический кружок. Активно занимается общественной и преподавательской работой: работает с киевскими любительскими театральными кружками и преподает в музыкально-драматическом училище пианистки и педагога Марии Каетановны Лисневич-Носовой, а в 1912-1918 годы - сценическое мастерство и декламацию в Первом коммерческом училище.
        В 1904-1927 годы – руководитель драматического отдела Музыкально-драматической школы Н.В. Лысенко, а после смерти Лысенко фактически возглавляет его школу. Преподаватель Высшего института им.Н. Лысенко, созданного на базе этой школы.
       В 1904-1917 годы - поставила, как режиссер более 50 спектаклей украинских, российских и западноевропейских авторов.В том числе, в 1913 г. впервые поставила на сцене драматические произведения Леси Украинки «Айша и Мохаммед» и «Йоганна, жена Хусова».
С 1917 по 1919 год - возглавляла театральный отдел при Министерстве образования Украинской Народной Республики, составила программу организации первого украинского театра.
В 1920-е годы- играет на сцене Первого украинского государственного драмтеатра, выступает в концертах с художественной декламацией.
       28 марта 1927 года, когда в Киевском оперном театре общественность отмечала 40-летие творческого труда М. Старицкой, выступить на вечере сочли за честь лучшие украинские и русские актеры.

         ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА СТАРИЦКАЯ-ЧЕРНЯХОВСКАЯ(1868-1941)- писатель и общественный деятель; жена выдающегося ученого-гистолога - Александра Григорьевича Черняховского(1869-1939), мать поэтессы и переводчицы Вероники Черняховской(1900-1938) -
        Людмила переняла почти все отцовские таланты и в литературе и общественной деятельности. Что же касается характера, то она имела чувство собственного достоинства, была приветливой, несколько ироничной - это она также переняла от отца.
         В 1886 году окончила Киевскую женскую гимназию Веры Николаевны Ващенко-Захарченко. В годы учёбы в гимназии издавала рукописный журнал, для которого написала повесть «За Украину» и сатирические стихотворения. Её подруга и одноклассница Валерия О'Коннор -Вилинская вспоминала, как вдвоем с Людмилой они написали первую пьесу - драму из рыцарской жизни.Обучаясь в восьмом классе гимназии, начала давать частные уроки, написала свою первую «взрослую» пьесу, которую поставил театральный кружок, а газета «Московский листок» в 1886 году напечатала ее первый рассказ.
          Начав вместе с отцом историческую трилогию «Богдан Хмельницкий», а затем в драмах «Гетман Дорошенко», «Иван Мазепа», «Милость Божья» (Данила Апостол)- она с глубочайшим знанием эпохи и ее событий воспроизвела более чем столетнюю историю народа.
Принимала активное участие в литературном кружке «Плеяда» (1888-1893), который основала Леся Украинка со своим братом Косачем, Украинском научном обществе в Киеве; секретарь Украинского клуба (1908-1911), после смерти Н.В.Лысенко руководила работой клуба «Родина» (1911-1917).
         Сотрудничала с литературными изданиями «Заря», «Правда», «ЛНО», «Жизнь и слово», газетами «Рада», «Деревня» и т.д.
В годы 1-й мировой войны принимала действенное участие в работе комитетов и обществ для помощи населению оккупированных украинских земель, учреждении детских приютов, украинских школ и гимназий для детей беженцев и переселенцев из Галиции, работала медсестрой в госпитале для раненых, созданном при клубе «Семья».
         В 1917-1918 годы - одна из учредителей, а после член Украинского Центрального Совета и ее исполнительного органа - Малой рады, член-основатель Комитета Украинского национального театра. Преподавала декламацию в основанной в 1917 году Украинской педагогической академии для подготовки учителей украиноведения.В 1919 году- соучредитель и заместитель руководителя Союза украинок в Каменце-Подольском.
          В 1920-е годы – научный сотрудник Историко-филологического отдела ВУАН. Входила в состав Киевской литературной группировки «Аспис» (Ассоциация писателей, 1923 -1924)
В 1930 году арестована по сфабриковнному в НКВД делу. На позорном судилище в Харькове,на «процессе 45-ти в деле Союза освобождения Украины» она, в отличие от многих, держалась мужественно и заявила: «Мысль о независимой Украине была ведущей мыслью моей жизни и, конечно, по мере силы и возможности, я стремилась к ее осуществлению».В результате, приговор был заменен на условный, и после пяти лет проживания в г. Сталино (теперь Донецк) вместе с мужем вернулась в Киев.
          Вторично арестована 20 июля 1941 года. По дороге в ссылку в Казахстан умерла.

          ОКСАНА МИХАЙЛОВНА СТЕШЕНКО (1875- 1942) - детская писательница, переводчица и мемуаристка, жена ИВАНА МАТВЕЕВИЧА СТЕШЕНКО.
         Окончила Киевскую женскую гимназию Людмилы Ващенко-Захарченко. Во время Директории - глава департамента внешкольного образования, позже работает в Украинском Красном Кресте.    
         Оксана Стешенко издает детскую книжку «Родные колоски», где собрала лучшие образцы украинской детской литературы. В последующие годы книга выдержала еще три переиздания.
           Перевела на украинсктй язык некоторые стихотворения Николая Некрасова и роман Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1939). Автор воспоминаний о Лесе Украинке и об отце - Михаиле Старицком.
          В 1939 году была принята в Союз писателей Украины. О.М.Стешенко арестовали в 1941 году одновременно с сестрой Людмилой. Дорогу в Казахстан она еще пережила, но не более. В следующем году её жизнь оборвалась в одном из концлагерей.

       ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ТАРЛЕ (первоначальное имя Григорий Вигдорович ;1874-1955) - историк, публицист, лектор, педагог, академик, почётный член многих зарубежных исторических обществ.
В 1892 году окончил первую Херсонскую гимназию. В Одессе, в доме старшей сестры познакомился с известным историком-византинистом профессором (впоследствии академиком) Федором Ивановичем Успенским. По его совету и рекомендации Тарле был принят в Новороссийский университет, а на второй учебный год Тарле перевёлся на историко-филологический факультет Киевского университета.Его дипломное сочинение было удостоено золотой медали. В 1896 году, после окончания университета, был оставлен для приготовления к профессорскому званию.
           В феврале 1900 года учёный совет Киевского университета присвоил Тарле звание приват-доцента. В 1901 году его магистерская диссертация была издана отдельной книгой.
         С 1898 по 1914 год регулярно посещал с целью изучения рукописей и других архивных документов архивы Германии и Франции.В 1903-1917 годы- приват-доцент Петербургского университета.
Публичные лекции Тарле собирали огромную аудиторию, делали его имя широко известным не только в России.
          В 1911 году защитил докторскую диссертацию, которая в 1913 году была удостоена премии АН.
В 1913-1918 годы одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 года Тарле- один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР.
          В октябре 1918 года избран ординарным профессором Петроградского (а потом Ленинградского) университета, затем становится профессором Московского университета.
        10 декабря 1921 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению исторических наук и филологии, а 7 мая 1927 года -действительным членом Академии наук СССР.
В январе 1930 года арестован по т.н. «академическому делу». Провел полтора года в заключении, подвергаясь угрозам и изнурительным допросам. В феврале 1931 года исключен из АН, и отправлен на 5 лет в ссылку в Казахстан. Международный резонанс ареста Тарле и вмешательство в его судьбу политических и научных деятелей Франции и ряда отечественных ученых облегчили его участь. В начале, ему было разрешено преподавание истории в университете Алма-Аты, а в октябре 1932 года- позволен приезд в Москву.
В 1933 году восстановлен в должности профессора Ленинградского университета. В 1937 году назначен старшим научным сотрудником Института истории АН. В 1938 году восстановлен в звании академика.
В годы Великой Отечественной войны Тарле писал статьи о героических страницах русской истории, был одним из руководилей по составлению сборника документов, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Е.В.Тарле- Почётный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии(1944), действительный член Норвежской академии наук и филадельфийской Американской академии политических и социальных наук.
 
           ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ХИЖНЯКОВ (1871 1949)- общественный деятель, один из организаторов и лидеров кооперативного движения в России.
            После окончания Военно-медицинской академии (1894) начал врачебную деятельность в должности санитарного врача в Херсонском и ряде других губернских земств. Работая врачом, внимательно изучал жизнь простых людей труда и тесно соприкасался с вопросами деятельности местных кооперативов.
         В 1890-1900-х годах - участник земского движения, в 1904-05 годы - член Совета «Союза освобождения». В 1904-06 годы- один из редакторов газеты «Наша жизнь».
          В 1903-10 годы - секретарь Вольного экономического общества, один из организаторов и лидеров кооперативного движения в России.
           Накануне революции 1905 г. был гласным черниговского земства и участником Всероссийского съезда земских деятелей. В середине ноября 1904 года, на заседании КЛАО В.В. Хижняков, только что вернувшийся из Петербурга, где принимал участие во всероссийском съезде земских деятелей, сделал пространное сообщение о решениях этого съезда.
           На II-м Всероссийском кооперативном съезде (Киев, 1913) В. В. Хижняков выступил с докладом, в котором, в частности, подчёркивал, что «в настоящее время нет более важного общественного дела, как кооперативное воспитание населения и содействие его соединению в кооперативы». Был избран съездом в состав законодательной комиссии, принимал участие в разработке Положения о кооперативных товариществах и их союзах.
          В 1915 году видные кооперативные деятели страны создали Центральный кооперативный комитет. Хижняков активно участвовал в работе продовольственной комиссии при ЦКК, пока последний не был распущен властями. В марте 1917 года В. В. Хижняков был избран в Совет Всероссийских кооперативных съездов (СВКС). В августе Временное правительство назначило его товарищем министра внутренних дел, и по распределению обязанностей Василий Васильевич заведовал местным управлением.
         В 1922 году, в Москве, арестован в числе известных кооператоров, но вскоре освобождён. В дальнейшем, в течение 10 лет он работал в Центральном товариществе «Кооперативное издательство» (редактором и составителем справочников) и Всекопромсовете(Всесоюзном совете республиканских центров промысловой кооперации) - консультантом, редактором, рационализатором.

          ЕВГЕНИЙ ХАРЛАМПЬЕВИЧ ЧИКАЛЕНКО (1861–1929) -агроном, издатель, публицист, общественный деятель, землевладелец, благотворитель, меценат украинской культуры.
Образование получил в Харьковском университете (естественный отдел), где был активным участником студенческой общины и драгомановского радикального кружка, за участие в котором в 1884 году был арестован и находился 5 лет под надзором полиции.
          После смерти отца хозяйствовал в своём родовом имении, добился хорошего урожая. Написал своеобразную энциклопедию для сельского хозяйства «Разговоры о сельском хозяйстве», которая полумиллионным тиражом вышла в Одессе, а затем и в Санкт-Петербурге.
В 1894 году переехал в Одессу, а в 1900 году в Киев, где включился в общественную жизнь.
Во время Первой мировой войны скрывался от преследования полиции. С началом революции 1917 года вернулся в Киев, но участия в политической жизни Киева не принимал.
В январе 1919 года уехал в Галицию, а с 1920 года находился в Австрии.
Будучи в эмиграции, жил в большой бедности. Украинская нью-йоркская газета «Свобода» даже объявляла сбор средств на его лечение.
С 1925 года возглавлял Терминологическую Комиссию при Украинской Хозяйственной Академии в Подебрадах(Чехословакия).
          Е.Х.Чикаленко выступал меценатом различных начинаний: на его деньги был издан «Русско-украинский словарь» М. Ф.Комарова (Уманец); помогал журналу «Киевская старина», давая награду (1000 руб) за лучшую написанную историю Украины и оплачивал гонорары за украинские произведения литературы, которые печатались в «Киевской Старине».

     «ИБСЕНОВСКОЕ ДЕЛО»
        3 мая 1900 года в Обществе должен был выступить с рефератом, посвященном норвежскому драматургу Генрику Ибсену(1828-1906), творчество которого в те годы пользовалось большим вниманием во всех европейских странах,- Анатолий Луначарский. Оппонентом вызвался быть Василий Водовозов. 
         Причем, сбор от продажи входных билетов должен был пойти в пользу политического Красного Креста.
        Но некоторые студенты, для которых и тридцатикопеечная входная плата была слишком большим расходом, уговорили Луначарского прочесть реферат еще до большого публичного выступления, в более тесном кругу в одной из частных квартир. Луначарский согласился.
         29 апреля на одной из студенческих квартир собралась группа слушателей. Однако, заподозрив, что в квартире, где А.Луначарский излагал свои мысли об Ибсене, происходит нелегальная сходка, туда вторглась полиция. Напрасно докладчик пытался разъяснить приставу, руководившему операцией, что собравшиеся слушают доклад на литературную тему, и показавал в доказательство свой конспект, всех присутствовавших, а среди них были и Василий Водовозов с женой, и Евгений Тарле- под конвоем отправили в Лукьяновскую тюрьму.
          К счастью, власти вскоре разобрались в чем дело и 11 мая 1901 г. прокурор Киевской судебной палаты написал в своем заключении о непричастности Луначарского и других участников в распространении антиправительственных воззваний.