Что такое юбилей?

Аркадий Кузнецов 2
     Понятие "юбилей" возникло из сказаний Ветхого Завета. Так назвал пророк Моисей праздник освобождения рабов в память о вызволении из рабства египетского. Моисей установил срок отпуска рабов через равное количество времени(?). Изначально это слово означало "радостный праздник", но уже в Риме стало относиться к любому торжеству, которым отмечали какой-то особый срок времени, хотя и в Риме в таких случаях осталось хорошим тоном отпускать в это время на волю рабов.
     Римляне особо отмечали в жизни человека 25-летие, 33 1/3- летие и 50-летие, то есть четверть, треть и половину века. Само понятие "век" долго понималось ими приблизительно - так называемые "вековые игры" устраивались, когда, по мнению современников, сменялась эпоха, заканчивался долгий цикл каких-либо событий (например, гражданские войны конца Республики). Условием для таких игр должен был быть продолжительный мир. Кроме того, должны были уйти из жизни все люди, отмечавшие предыдущие игры. Поэтому такие игры бывали то меньше, то больше, чем через 100 лет. Но уже с первого века нашей эры стали особо отмечаться вековые юбилеи города Рима - ведь наступал новый век эры от основания города. Императоры использовали этот момент для дополнительного возвеличивания своей власти (48 и 148 годы), потом в ход пошёл и полувековой юбилей (198 год). Самые помпезные торжества имели место в 248 году по случаю 1000-летия Рима (миллениум), причём это был век "солдатских императоров",обычно совсем недолго занимавших престол. В тот момент на нём был Филипп Аравитянин, успевший запомниться в основном организацией миллениума, после чего он был свергнут очередным соискателем власти.
     В средние века в Западной Европе особо стали выделять даты начала нового века от Рождества Христова; правда, характер празднеств они приобрели далеко не сразу - долгое время в такие моменты боялись возможного конца света. ОТ трепета перед такими датами впервые отошёл папа Бонифаций VIII, торжественно отметивший в Риме "юбилейный год". Впервые была введена практика усиленного паломничества к святым местам, в Рим стремился буквально весь католический мир. Церковь, влияние которой уже стало тогда падать, получила особые прибыли. "Юбилейный год" в Риме повторился 100 лет спустя, а затем через 50 лет, в 1450 году. В XVI веке - веке Реформации и Контрреформации - католичество отмечало юбилеи пришествия в мир Христа уже раз в 25 лет.
     Особые даты отмечали и в других регионах мира. Ещё в древнем Двуречье особое значение приобрели 60-летние циклы, так как там была шестидесятеричная  система счисления. То же произошло и в Китае, где каждые 60 лет наступает первый год нового цикла - Дерева и Мыши. Наконец, у майя отмечались 52-летние циклы времени, эта традиция перешла и к ацтекам. Впрочем, был и "праздник двадцатилетия" - последний состоялся на Юкатане в 1520 году, незадолго до вторжения испанских конкистадоров.
     Интересно, что в Древней Греции в жизни человека значение придавали семилетиям. Согласно афинскому законодателю Солону, в первые семь лет мальчик воспитывается на женской половине дома, во вторые семь лет он переходит на мужскую половину и учится грамоте и основам наук. В третье семилетие юноша должен совершенствоваться физически и научиться держать себя в обществе, в четвёртое семилетие - пройти военную службу и исполнение иных общественных повинностей. В пятое семилетие человек уже должен иметь свою семью и дом, в шестого по восьмое - занимать государственные должности (это акме - вершина жизни). В девятое семилетие, уйдя со службы, человек даёт советы другим, в десятое - почитается, как старейшина и мудрец.
     В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) выделяют даты "двойных цифр", приносящие, по поверьям, особую удачу. Так, чествуют, как юбиляров, 55-летних, 66-летних и 77-летних людей. А затем (в Японии) - уже 90-летних.
     Впрочем, всеобщее внимание к юбилеям началось уже в новое время - с распространением грамотности, читаемых календарей, появлением корпоративных торжеств. В европейских странах с XVII-XVIII  веков стали отмечаться круглые даты университетов, городов, важных исторических событий, различных организаций. Интересно, что приход XVIII века, кроме западных церквей, в основном отмечали учёные, приход XIX века - писатели и общественные деятели, а вот начало века ХХ стало всеобщим торжеством, ожиданием какого-то необыкновенного будущего, порождённым бурным техническим прогрессом. Совсем же недавняя смена века и тысячелетия была скорей осмыслением того, что произошло за минувший стремительный, разрушительный и преобразующий век...
     В Россию разнообразные юбилеи, как и многое другое, принёс Пётр Первый. В 1722 году в Москве отмечалось 40-летие его формального царствования. А в 1753 году Санкт-Петербург  торжествами и выпуском своего плана встретил своё 50-летие. В 1761 году Ломоносов преподнёс Елизавете оду в честь 20-летия её правления и т.д.
     Одним из первых людей, широко отмечавших свои юбилеи как общественный праздник, был немецкий поэт XVI века Ганс Сакс. Сохранились пригласительные билеты по случаю его 80-летия в 1574 году. Первым общеевропейским торжеством в честь даты рождения деятеля культуры было, пожалуй, 100-летие Гёте в 1849 году. В России же такой размах приобрело только 50 лет спустя столетие Пушкина.
     В годы перестройки у нас можно было встретить мнение, что именно в сталинские времена придумали пышно отмечать круглые даты смерти классиков русской литературы - Пушкина, Лермонтова, Белинского, Гоголя... На самом деле это просто был выморочный конец традиции, широко распространённой ещё в XIX веке. Достаточно вспомнить торжества в 1865 году по поводу 100-летия смерти Ломоносова со скандальной статьёй Писарева о самородке-работяге Ломоносове и избалованном аристократе Пушкине... Во второй половине XХ века несколко поменялись понятия об этике, и перестали п р а з д н о в а т ь  годовщины ухода. Причём в нашей стране особенно - перестали даже просто широко отмечать.
     Что же такое юбилей? Это именно - ещё в древнем значении - какой-то особый промежуток времени, а не простая годовщина. Даты вроде 35, 45, 155 лет и так далее правильнее считать полуюбилеями. (И не носиться, как с писаной тобой, особенно журналистам, с каким-нибудь 245-летием - на поверку можно найти немало дат куда более крупных, но почему-то забытых). Впрочем, коммерция может позволить себе и концерты с размахом "Мне 25 лет", хотя во все времена человек отмечал такую дату только в семейном кругу.
     Позволю себе высказать отношение к юбилеям в стихах.

              Календарь знаменательных дат

Бывают даты,а бывают датки.
Какие-нибудь сто тридцати "пятки".
Или там двести восемьдесят "пятки"...
И кто-то их, представьте, отмечает,
В календари исправно помещает,
В библиотеках книги выставляет...
Но это отмечать, перебирать -
Как будто пыль в былом перетирать.
Пять лет копилась - перетрём опять.
Пока жива трёх поколений память -
Цепляется она за эту замять,
Но если минуло давно сто лет,
То пересчёт такой - что есть, что нет.
И лишь когда сто пятьдесят и двести -
То что-то празднуем порой все вместе.
А если тысяча шестьсот? А если
Две тысячи шестьсот - есть интерес ли?
Уже не всякий отмечает календарь
Такую древнюю. неясную нам даль.

По крайней мере, у меня - желанье
Достойное отметить что-то есть
В двадцатилетье,как воспоминанье,
А в двадцать пять отдать по чести честь.
В тридцатилетье в отзвук погрузиться,
В сорокалетие с эпохою проститься.
А там уж пятьдесят, как перекрёсток
Путей переменившихся времён,
Когда о прошлом узнаёт подросток,
Как о делах исчезнувших племён.
А там... С меня, наверное, довольно.
Решат уже другие, что и как,
Что будет тёркой пыли произвольной,
А что хоть как-то прорастёт в веках.
А календарь? Кому-то календарь,
Конечно, пригодится, как и встарь.