Крещатик. Объединение КЛАО. Действительные члены

Влад Каганов
      ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ КЛАО и участниками многих вечеров были
актеры театра НИКОЛАЯ СОЛОВЦОВА: Михаил Федорович Багров-Топор, Мария Ивановна Велизарий;  Мария Михайловна Глебова; Исаак Эзрович Дуван-Торцов; Иван Платонович Киселевский, Евгений Яковлевич Неделин (наст. Недзельский) (1850-1913); Анна Александровна Пасхалова (Чегодаева); Николай Петрович Рощин-Инсаров; Павел Леонидович Скуратов; Тимофей Александрович Чужбинов.
 
         МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ БАГРОВ (настоящая Топор; 1864-после 1923) – актёр и антрепренер.
          После окончания в 1883 году Московского театрального училища, до 1898 года – актёр Московского Малого театра. В 1900–1910 годы- в театре Соловцова; в 1910– 1917 годы – антрепренер киевских и одесских оперных и драматических трупп. Так, при его участии, на киевской сцене были поставлены оперы: «Ноктюрн» Н. В. Лысенко, «Пан сотник» Г.А. Козаченко, «Черевички» П.И. Чайковского (1918, впервые на украинском языке), «Галька» Станислава Монюшко и «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1923, обе исполнялись на украинском языке).
   
          МАРИЯ ИВАНОВНА ВЕЛИЗАРИЙ(по мужу Егорова;1864-1944)- актриса, педагог, мемуаристка; жена актера, режиссера, педагога- Ивана Михайловича Шувалова (наст. фамилия Егоров;1865-1905).
       Бабушка - крепостная актриса А.П.Новицкая-Капустина; мать— провинциальная актриса М.Н.Новицкая.
          Училась у известного актёра Василия Васильевича Самойлова(1813—1887).
         С 1886 года стала выступать в Петербурге, затем в провинциальных театрах в антрепризах: режиссёра и актёра Николая Николаевича Синельникова (1855- 1939) (Ростов-на-Дону); театрального деятеля, актёра, антрепренёра, организатора театральных обществ- Михаила Матвеевича Бородая(1853-1929) (Харьков, Екатеринослав, Казань, Саратов) и  в Киеве у Н.Н.Соловцова.
         В 1889-1891 годах- актриса театра Елизаветы Николаевны Горевой(1859—1917) в Москве, в 1903 году - петербургского театра драматической актрисы Лидии Борисовны Яворской(1871-1921).
           В 1916 году покинула сцену по болезни.
         После революции 1917 года М. Велизарий работала театральным режиссёром, руководила красноармейской и рабочей самодеятельностью в провинции. Также преподавала театральное искусство. Последние годы провела в Ленинградском доме ветеранов сцены.
        Оставила воспоминания "Путь провинциальной актрисы".

         МАРИЯ МИХАЙЛОВНА ГЛЕБОВА (1840-1919) - драматическая актриса, антрепренер, жена Н. Н. Соловцова.
        Играла в провинции, затем в Александринском театре в Петербурге, в театре М. М. Абрамовой в Москве. В пьесе Чехова «Леший» исполняла роль Елены Андреевны (1889). С 1891 г. работала в труппе Н. Н. Соловцова в Киеве. После его смерти возглавила антрепризу.

         ИСААК ЭЗРОВИЧ ДУВАН-ТОРЦОВ (1873-1939) - актёр, режиссёр и театральный деятель, преподаватель в драматической школе киевского общества искусства и литературы. По происхождению караим.
         С 1901 года в составе труппы Н.Н. Соловцова, где исполнял характерные роли: Городничий(«Ревизор» и Подколесин («Женитьба» Н.В.Гоголя), Фамусов(«Горе от ума» А.С.Грибоедова), Андрей («Три сестры» А.П.Чехова ), Расплюев («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), большинство героев пьес Александра Николаевича Островского.

          ИВАН ПЛАТОНОВИЧ КИСЕЛЕВСКИЙ(1839- 1898).
          Иван Киселевский не готовился к театральной карьере, а мечтал стать моряком. Окончил морской кадетский корпус, затем был мировым посредником Петергофского уезда и старшим нотариусом курского окружного суда. Любовь к театру и успешные выступления в любительских спектаклях увлекли Киселевского на сцену. В 1873 году с большим колебанием, оставил службу чиновника и перешел на путь служения Мельпомене. Играл в провинции, в 1879-1883 годы в Санкт-Петербурге, затем в Москве, в театре антрепренера, драматурга и переводчика Федора Адамовича Корша(1852-1923).
           Последние годы жизни проживал в Киеве, пользовался огромной популярностью в городе, много сил отдавал на деятельность Литературно-артистического общества, принимал участие в спектаклях и концертах, весь сбор от которых шел в фонд Общества, а также в кассу «Политического Красного Креста» - нелегальной организации, которая помогала политзаключенным.
          Игра И. П. Киселевского прельщала зрителей благородством манер и тонким вкусом. Нетвердое знание ролей вызывало паузы во время исполнения, но у находчивого артиста даже они были своеобразно колоритны.

         ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ НЕДЕЛИН (настоящая фамилия — Недзельский; 1850- 1913) — актер, антрепренер, педагог, режиссер польского шляхетского происхождения.
         Учился в Немировской гимназии и Одесском коммерческом училище.
         Работал в Одесском коммерческом банке, а до 1873 года- помощником бухгалтера в Одесской городской управе. Одновременно выступал в любительских спектаклях Одесского общества изысканных искусств (режиссеры Берг и Самсонов, профессиональные актеры).
         В августе 1873 года в Новочеркасске (труппа Козловского)  начал профессиональную артистическую деятельность.
        Работал в театральных труппах Иркутска (три сезона), Одессы (1878-1879), Киева (1880, труппа М. М. Савина (Славича), Таганрога (1881-1882, держал антрепризу), Казани, Саратова, Ростова, Харькова.
        В 1887 году вступил в Харьковское общество актеров, которое возглавлял актер и антрепренер Михаил Матвеевич Бородай(1853-1929)
        В 1891 году вместе с Н. Н. Соловцовым и Т.А.Чужбиновым -соучредитель общества драматических актеров в Киеве, где работал до 1896 года.
        В 1896-1898 годы выступал в труппе М.М.Бородая в Харькове.
        В 1898-1906 годы -актер киевского театра «Соловцов», а в 1905-1906 годы- руководитель и режиссер общества актеров театра.
        В 1906-1908 годы работает в Одессе, а 1909-1913 годы -снова в Киеве.
С 1898 года преподавал в музыкально-драматических училищах Марии Каэтановны Лесневич-Носовой и Станислава Михайловича Блюменфельда.
Сыграл в театре около 500 ролей (комедийных, характерных, фатов).

           АННА АЛЕКСАНДРОВНА ПАСХАЛОВА(ЧЕГОДАЕВА; 1867– 1944) – драматическая актриса, племянница композитора Виктора Никандровича Пасхалова(1841-1885). В 1887 году окончила Петербургское театральное училище и вступила в труппу Александрийского театра, где выступала до 1895 года. В 1898 году перешла в киевский театр Николая Соловцова, с которым связан наиболее значительный период её творчества. Её исполнение отличалось изяществом сценической формы, богатством интонаций и психологических нюансов, им был присущ мягкий лиризм, обаяние. Её лучшими ролями были: Маргарита Готье («Дама с камелиями» А.Дюма-сына), Лариса(«Бесприданница», Кручинина «Без вины виноватые» и Катерина «Гроза» А.Н.Островского), Маша, Соня («Три сестры», «Дядя Ваня» А.П.Чехова) ; Луиза Миллер («Коварство и любовь» Ф.Шиллера); Марикка, Магда («Огни Ивановой ночи», «Родина» Германа Зудермана).

           Актер театра Соловцова (1895-1899 годы) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ РОЩИН-ИНСАРОВ(Пашенный ; 1861-1899), отец народной артистки СССР - Веры Николаевны Пашенной(1887-1962).
          Николай Петрович был актер, несравнимый во многих драматичных ролях. Он играл любовников, фатов, резонеров, однако его Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова , Тригорин в «Чайке» А.П.Чехова и Борис Годунов стали шедеврами сценической работы.
         В 1899 году актер, которого, по воспоминаниям современников, знала и любила вся Россия, был убит из ревности неким художником Маловым, только потому, что его жена восхищалась игрой артиста.

Актёр и антрепренёр - ПАВЕЛ ЛЕОНИДОВИЧ СКУРАТОВ(наст. фам. - Новиков; 1861- ?).
           Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), -где слушал курс драматического искусства под руководством Н. Ф.Сазонова и Д.Д.Коровякова. На сцене с 1881 года.
         В 1882-1884 годах– играл в Москве, в Малом театре. C 1905 по 1926 год играл преимущественно в Киеве, где в 1907 году открыл драматические курсы. Написал несколько пьес, а также статей и очерков на театральные темы.

ТИМОФЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУЖБИНОВ (настоящая фамилия ГРИНШТЕЙН; 1852-1897)- выдающийся актер-комик.
           Посвятил Киеву 18 (из 23) лет своей сценической деятельности. Честный, чувствительный к чужому горю человек, он так же является одним из основателей Общества. Его знали, уважали и любили не только в Киеве, но и во многих других городах. Он видел в служении искусству высокий гражданский долг. Т.А.Чужбинов создал замечательную галерею образов: Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя), в пьесах А.Н.Островского: Юсов («Доходное место»), Чугунов («Волки и овцы»), Счастливцев («Лес»); Третий мужик («Плоды просвещения») Л.Н.Толстого.
 
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ были выдающиеся украинские актеры: Николай Карпович Садовский, Панас(Афанасий) Карпович Саксаганский, Мария Константиновна Заньковецкая, Марк Лукич Кропивницкий

          НИКОЛАЙ КАРПОВИЧ САДОВСКИЙ (Тобилевич;1856-1933)- брат драматурга Ивана Карповича Карпенко-Карого (1845-1907); актера Панаса (Афанасия) Карповича Саксаганского и одной из выдающихся актрис украинской сцены, оперной певицы(сопрано) и драматической актрисы- Марии Карповны Садовской-Барилотти(1855-1891).
           Жизненные "университеты" для Николая Тобилевича начались в 1864 году с Бобринецкой уездной школы, затем были гимназия в Херсоне,
Елисаветградское реальное училище. Из Бобринца берет начало дружба с
М. Кропивницким, который часто заходил в семью И. Карпенко-Карого, где
жил и Николай Садовский. Они втроем образовывали музыкальное трио, где
Николай играл на виолончели.
В 1881 году Н.К.Садовский выходил на профессиональную сцену и работал сначала в труппе Марко Кропивницкого, затем в труппе Михаила Старицкого. В 1888 году Н. Садовский совместно с М.К.Заньковецкой возглавил собственную труппу. Впоследствии, в 1898 году эта труппа слилась с труппой Саксаганского, а в 1900 году - с труппой М.Л.Кропивницкого.
          Н. Садовский дебютировал в роли Николая в "Наталке Полтавке". Все, кому пришлось видеть его в этой роли, утверждают, что такого яркого образа уже никому из актеров не повезет создать.
           Сорок лет отдал театру Николай Карпович. Театр Садовского — это театр переживаний, страстей, настоящих человеческих взаимоотношений художественно и поэтически воспроизведенных. Сам Николай Садовский сыграл несколько сот ролей главных и второстепенных, при поэтому — мастерски.
           Оценивая 25-летнюю актерскую деятельность Н. Садовского, Л. Старицкая-Черняховская писала: «Как артист Садовский глубоко национальный украинский талант. Красота его —народность его. Каждый художник-живописец имеет свой колорит, и тот колорит придает известную красоту и оригинальность его произведению. Такой колоритный артист и Садовский. По силе драматической передачи психологии человека, по колоритности игры он имеет мало себе равных среди артистов русских. Это чисто украинский национальный талант».

         ПАНАС (АФАНАСИЙ) КАРПОВИЧ САКСАГАНСКИЙ (Тобилевич; 1859 -1940) - актёр, театральный режиссёр, драматург и педагог школы Марка Кропивницкого, корифей украинского бытового театра, Народный артист СССР(1936).
         В 1877 году окончил Елисаветградское реальное училище. Играл в трупах М. Старицкого, М. Кропивницкого, Н. Садовского. В 1918 году основал в Киеве Народный театр, на базе которого в 1922 году был создан Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой, работал в нем.
          Автор комедий «Лицемеры» (1908), «Шантрапа» (1914), воспоминаний «По пути жизни» (1935). Писал также труды по теории театрального искусства.

           МАРК ЛУКИЧ КРОПИВНИЦКИЙ(1840-1910) - актёр, писатель, драматург, основатель украинского профессионального театра.
           Мать писателя имела прекрасный голос, играла на фортепиано, флейте, гитаре и многих других музыкальных инструментах, учила местных барышень-бобринчанок игре на фортепиано: имела собственную школу, в которой было до 40 учеников, в основном еврейские дети.
          В 1861-1871 гг. служил канцеляристом в учреждениях Бобринца и Елисаветграда (ныне Кировоград).
          В 1862-1863 годы был вольным слушателем юридического факультета Киевского университета.
          Кропивницкий активно занимался художественными переводами. Именно он впервые перевел на украинский язык «Ревизора» Николая Гоголя, «Отелло» Уильяма Шекспира.
           В 1880 году составил собственную труппу, в которую вошли талантливые артисты: Мария Заньковецкая, Анна Затыркевич-Карпинская, Николай Садовский. Приблизительно через год эта труппа сливается с труппой Михаила Старицкого, в которой Кропивницкий становится ведущим режиссером. Начинается новая эпоха в истории украинского профессионального театра.
           Константин Сергеевич Станиславский отмечал:«Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский - блестящая плеяда мастеров украинской сцены, вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства.».
          Русский писатель, журналист, драматург, театральный критик и издатель - Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) писал: «Кропивницкий - не только бесподобный актёр, но и такой же бесподобный режиссёр».

           МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (настоящая - Адасовская;1854-1934)
           С десяти лет Мария начала обучение в частном пансионе Осовской в Чернигове. Отец Марии имел замечательный голос, сочный баритон, а Мария — сильное меццо-сопрано. Вдвоем они часто устраивали для гостей своего дома в Заньках семейные концерты.
           В 1871 году в Гельсингфорсе начала брать уроки пения в местном отделении Петербургской консерватории, у профессора Гржимали. Все восхищались ее прекрасным голосом, но, к несчастью, уже в первый год работы на сцене она заболела, после чего тембр некогда такого сильного меццо-сопрано значительно изменился к худшему. Спасением оставалась сцена.
           В 1882 году состоялся её дебют на профессиональной сцене. Красивый голос Марии Константиновны (меццо-сопрано) способствовал её успеху на сцене. В1906 году Мария Заньковецкая участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве.
            Искусствоведы ставили Заньковецкую на уровень мировых звезд театра: итальянки Элеоноры Дузе, француженки Сары Бернар и россиянки Веры Комиссаржевской. О величии и неповторимости таланта Заньковецкой отзывались: Толстой и Чехов, Тычина и Рыльский... И кто мог остаться равнодушным к образам обездоленных героинь этой обладательницы сцены! Она жила и мечтала, как и ее несчастные сестры Украины.
              Известный редактор-издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин в серии статей, посвяшенных гастролям трупы в Санкт-Петербурге, отмечая актерский талант Заньковецкой, писал: «Это актриса с талантом большим, самостоятельным, оригинальным, натура вся сотканная из самых чувствительных нервов».
             Во время своего 25-летнего юбилея (1908) Заньковецкая призналась перед залом: «Я верю в лучшее будущее родного народа».
             В январе 1923 года в Украине торжественно отпраздновали 40-летие деятельности М. К. Заньковецкой. Ей первой в советской Украине правительство присвоило звание Народной артистки республики.
             «В ней, как и в Садовском,- писал  литературовед и театровед Александр Иосифович Дейч  (1893 - 1972),- не чувствовалось ничего от профессионального, актерского. Выглядела она очень молодо. Ее лицо нельзя было назвать красивым, но оно отличалось оригинальностью и значительностью. Особенно выделялись глубокие, умные глаза, которые, как я понял позже, умели передавать малейшие душевные движения ее героинь. Говорила Заньковецкая мягко, и в ее грудном голосе слышалась напевность украинской речи. Одета Мария Константиновна была просто, носила вышитую украинскую блузку и широкую, модную тогда шерстяную юбку. Монисто в шесть рядов обвивало ее шею. Все это удивительно шло к ней, не производя впечатления нарочитой простоты или претенциозности».

             Активными деятелями Общества были МУЗЫКАНТЫ: Генрих Антонович Бобинский, Людмила Семеновна Паращенко-Тутковская, Казимир Александрович Пятигорович, Евгений Августович Рыб, Михаил Михайлович Сикард, Александр Васильевич Химиченко, Марк Исаевич Черняховский и Карл Иосифович Шадек, а также ведущие оперные певцы: Григорий Иванович Внуковский, Оскар Исаевич Камионский, Елизавета Ивановна Мусатова-Кульженко, Александра Александровна Сантагано-Горчакова, Иоаким Викторович Тартаков.

             ГЕНРИХ АНТОНОВИЧ БОБИНСКИЙ (1861-?)- музыкант и композитор. Музыкальное образование получил сначала в Варшавской консерватории, затем в музыкальном училище московского филармонического общества, курс которого окончил в 1887 году.
              Впервые выступил в качестве пианиста в 1880 году в Кракове, затем выступал неоднократно в разных городах России и за границей (Вена,1893); с 1887 года принимал постоянное участие в концертах московского филармонического общества и тогда же назначен преподавателем музыкального училища московского филармонического общества, а с 1893 года живет в Киеве, участвует в концертах Киевского отделения РМО, а также преподает в музыкальном училище.
        Написал: увертюру, вариации для струнного квартета и ряд фортепианных пьес. В 1913 году при открытии Киевской консерватории впервые прозвучал фортепианный концерт Г.Бабинского

          Член Музыкального отделения и участница многих концертов КЛАО- пианистка, музыкальный педагог, общественный деятель, жена Николая Аполлоновича Тутковского (1857-1931)- ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА ПАРАЩЕНКО (ПАРАЩЕНКО-ТУТКОВСКАЯ;1867- 1943)
В 1888 году окончила Киевское музыкальное училище (класс Н. Тутковского). Как одна из лучших учениц, была приглашена в созданную Н. Тутковским в 1893 году частную музыкальную школу преподавателем по классу рояля.
Кроме работы в школе, была участницей концертов, в которых участвовала с выдающимися местными и зарубежными музыкантами того времени, которые выступали в Киеве.
Постоянно участвовала в «камерных утренниках», которые с 1915 г. почти каждое воскресенье проходили в зале Купеческого собрания. В этих камерных концертах она в дуэте с Н.Тутковским играла фортепианные переложения образцов симфонической музыки. После закрытия в 1931 году школы Н. Тутковского и смерти мужа не оставляла связей с учениками, со многими занималась бесплатно.
Говоря о таланте Л. С. Паращенко, как пианистки, киевская пресса отмечала: «Она сыграла весьма изящно «голландский» концерт французского композитора Анри Литольфа и заявила еще полнее разносторонние качества своего дарования в собственном концерте, устроенном ею минувшей весной в зале музыкального училища».
По воспоминаниям современников, имела веселый нрав, была жизнерадостным человеком и остроумным собеседником, однако преподавателем была требовательным, что ценилось родителями учеников.
       
          Входил в состав музыкальной комиссии при КЛАО- скрипач, альтист, педагог КАЗИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЯТИГОРОВИЧ (1855 -?) - 
          Учился во 2-й гимназии, где начал обучение игре на скрипке у педагога, скрипача, одного из основателей Киевской скрипичной школы Ивана Водольского.
В 1874-1875 годы продолжил обучение в Киевской музыкальной школе РМО, а в 1875–1879 годы - в Московской консерватории.
Исполнительскую деятельность начал в 12-летнем возрасте. Являлся солистом оркестра Киевского Отделения РМО, в концертах которого исполнял партию 1-й скрипки в квартете В. А. Моцарта и октете Ф. Мендельсона.
В 1870-е годы активно выступал в Москве. В 1880 годы выступал в городах Западной Европы. После возвращения в Киев участвовал в ансамблях, организованных Н.В. Лысенко, концертных вечерах РМО.Выступал в струнном квартете Михаила Сикарда.
Преподавал игру на скрипке и альте в различных музыкальных школах Киева: музыкальной школе Николая Тутковского, музыкально-драматической школе Сигизмунда Блуменфельда и в Музыкально-драматической школе Н.В.Лысенко. Сделал ряд переложений для скрипки с фортепиано.
Известный дирижер и скрипач, Народный артист СССР Юрий Федорович Файер (1890-1971) вспоминал своего учителя по Киевскому музыкальному училищу: «Уроки Пятигорович вел увлеченно, с полной самоотдачей, и заниматься с ним всегда было интересно, хотя и не легко. Между учителем и учеником вскоре установился контакт, что, конечно, в немалой степени способствовало моим быстрым успехам в учебе».

Входил в состав музыкальной комиссии при КЛАО композитор, скрипач и дирижёр польского происхождения-ЕВГЕНИЙ АВГУСТОВИЧ РЫБ (1859-1924) -
       Окончил Варшавский музыкальный институт по классу скрипки польского композитора и педагога Аполлинария Контского(1825-1879). Затем поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил со званием свободного художника по классу скрипки композитора и дирижера профессора Леопольда Ауэра(1845-1930) в 1883 году и теории композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова(1844-1908) в 1885 году.
       С 1885 года преподавал теорию композиции в Киевском музыкальном училище, а также вел уроки игры на скрипке и руководил ученическим оркестром Киевской Первой гимназии.
       С 1913 по 1919 год - профессор Киевской консерватории. Играл в струнном квартете, выступавшем ежегодно в двух сериях концертов камерной музыки. Дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества. Составил ряд учебников по теории музыки. Автор ряда камерно-инструментальных произведений.

       Входил в состав музыкальной комиссии при КЛАО - скрипач, композитор и педагог французского происхождения МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СИКАРД (1867 -1937)
        Родился в 1868 году в Одессе. Игре на скрипке учился с детства. В раннем возрасте переехал с семьей в Киев. Исполнительскую деятельность начал в Киеве в девятилетнем возрасте.
        Учился в Киевском музыкальном училище (1882-1884, класс скрипки композитора и музыкального педагога Отакара Шевчика;1852-1934); Парижской консерватории (1884-1886; класс Жозефа Массара(1811-1892). Совершенствовался в Берлине у скрипача и композитора Йозефа Йоахима(1831-1907) и немецкого композитора и педагога Вольдемара Баргиля(1828-1897) по классу композиции.
Лауреат конкурса скрипачей Парижской консерватории (1886, 1-я премия).
В 1888 году вернулся в Киев, где начал выступать с концертами, а также создал собственный успешный квартет, где исполнял партию первой скрипки. В 1893 году сблизился с Николаем Лысенко и создал новый квартет, с которым часто выступал в Киеве, городах Российской империи, а также в Берлине, Праге и др.
С 1892 года преподавал в Киевском музыкальном училище РМО, частных школах Станислава Блуменфельда и Николая Тутковского.
В 1894-1995 годы солист Оркестра Колонн в Париже.

           АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ХИМИЧЕНКО (1856-1948) - флейтист, преподаватель Киевского музыкального училища. Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца Василия Химиченко, который был крепостным у князя П. Лопухина и, играл на флейте в его частном симфоническом оркестре. В 1879 году окончил Московскую консерватории по классу флейты у немецкого композитора и педагога профессора (класс флейты) Фердинанда Бюхнера(1823-1906), (класс оркестрового мастерства) Николая Рубинштейна, (класс гармонии) Петра Ильича Чайковского(1840-1893).
С 1879 года- солист оркестра Киевской оперы.
С 1880 года- преподаватель Музыкального училища Киевского отделения РМО
В 1913- 1941 годы - профессор по классу флейты Киевской консерватории им. П. И. Чайковского. Поддерживал дружеские отношения и переписывался с П. И.Чайковским. Много выступал как солист-концертант, неоднократно упоминался в прессе как один из лучших инструменталистов-исполнителей оперного театра. Кроме этого дирижировал оркестром при Юго-Западной железной дороге, публиковал критические статьи в газетах «Заря» и «Киевское слово» Во время Второй мировой войны оставался в оккупированном Киеве. В 1943 году, спасаясь от преследований советской власти, переехал во Львов.


  МАРК ИСАЕВИЧ ЧЕРНЯХОВСКИЙ - музыкант, дирижер, педагог внес значительный вклад в развитие украинского театра.
        Родился в Житомире в семье скрипача. Играть начал в 10 лет, а в 1882 году начал свою артистическую деятельность в труппе Марка Кропивницкого.
         В 14 лет Черняховский переезжает в Киев, куда его пригласили играть в оркестре, между прочим 1-ой скрипкой. На него обратил внимание Николай Рубинштеин, предложил поступить в Консерваторию, но семья не разрешила, да и самому Марку хотелось дирижерской работы.
        С 1883 года М.И.Черняховский возглавлял хор и оркестр в труппе Михаила Старицкого (при участии Кропивницкого, Заньковецкой и Садовского), подняв исполнительский уровень оркестра театра на достаточно высокий уровень. В 1884 году он дирижировал первой постановкой «Утопленной» Николая Лысенко, а в 1887 году осуществлял музыкальное руководство во время ответственных гастролей в Москве, где получил за свою дирижерскую деятельностью благосклонность профессиональной критики и широких кругов почитателей музыкального искусства.
           В 1903 году Черняховский переезжает на постоянное место жительства в Баку. В бакинской консерватории руководил оркестровым и теоретическим классамми.

          КАРЛ ИОСИФОВИЧ ШАДЕК- музыкант (виолончелист, контрабасист) и ученый-медик чешского происхождения.
Родился в Житомире в семье музыканта и преподавателя мужской гимназии И. В. Шадека. В 1858 году переехал в Киев.
В 1874 году окончил Киевский университет, в котором учился за казенный счет, и получил диплом врача.
Карл Шадек успешно занимался наукой. Его основательные труды по дерматологии и сифилидологии издавались на русском, польском, английском, немецком и испанском языках. В 1881-1886 годах работал хирургом в Киевском военном госпитале.В январе 1881 года стал одним из членов-учредителей Общества ночных дежурств, на базе которого с 1902 года было создано Общество скорой медицинской помощи.
Как музыкант играл на виолончели, контрабасе. В 1860-х — 1870-х годах вместе с отцом и братом выступал во многих камерных концертах в Киеве. Карл Шадек был членом возглавляемой Н.В.Лысенко музыкальной комиссии при Литературно-артистическом обществе.

         В концертах, организуемых Обществом, принимали участие ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРНЫЕ АРТИСТЫ:  ФЛОР ТОДОСОВИЧ ВЛОДЕК; ГРИГОРОЙ ИВАНОВИЧ ВНУКОВСКИЙ;МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗОТОВА (1861– 1913); ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА МУСАТОВА-КУЛЬЖЕНКО; ОСКАР ИСАЕВИЧ (ИСАКОВИЧ) КАМИОНСКИЙ; ВЛАДИМИР АПОЛЛОНОВИЧ ЛОССКИЙ(1874- 1946); МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ ; артист оперы (драматический тенор),  обладатель феноменально гибкого, сильного и звонкого голоса обширного диапазона (легко брал верхнее РЕ и МИ-БЕМОЛЬ)- ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ (настоящая Калгин ; 1842-1919);  АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА.

          ФЛОР ТОДОСОВИЧ ВЛОДЕК(1879- около 1934) - певец(тенор) драматический актер.
        Учился в Санкт-Петербургской консерватории. Около 1901 года поселился в Киеве. Пел в хоре и выступал как солист в концертах, организованных Н.В.Лысенко, участвовал в спектаклях труппы Михаила Старицкого. В советское время работал учителем пения в нескольких школах.
В репертуаре Влодека были камерно-вокальные произведения  и украинские народные песни.

         ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ ВНУКОВСКИЙ(настоящая Внученко; 1879- после 1927) - оперный и концертный певец (тенор).
          В 1895—1898 годах учился в музыкально-драматической школе Ф. М. Блуменфельда в Киеве (класс Екатерины Массини).
          Артистическую деятельность начал в 1890-х годах в хоре Николая Лысенко в Киеве.В 1907—1923 годах- солист Киевской оперы, где исполнял преимущественно характерные партии. В 1918 году пел партию Дьяка («Черевички» П.и. Чайковского) в первой украинской постановке на сцене Киевской оперы. В репертуаре Г. Внуковского - романсы Николая Лысенко (среди которых «По дубраве ветер веет», «На рассвете я встал»).
            В 1903 году участвовал в открытии памятника И. Котляревскому в Полтаве, где исполнял несколько народных песен и романсов украинских композиторов, в частности впервые исполнил сольную партию тенора в кантате Николая Лысенко «На вечную память Котляревскому». В 1907—1914 годах принимал участие в концертах киевских товариществ «Баян», «Просвещение», «Украинский клуб», а также в концертах, посвященных Т. Г.Шевченко.
          Был участником многих спектаклей Театра Николая Садовского.
         С 1926 года пел в хоре Киевской оперы. После 1927 года дальнейшая судьба неизвестна.

           МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗОТОВА(1861-1913) - оперная и камерная певица(меццо-сопрано), музыкальный педагог.
          В 1877-1882 годы обучалась пению в Петербургской консерватории, а затем в Париже и Милане. В 1885- 1889 годы - солистка Киевской оперы; в 1889-1898 годы- солистка московского Большого театра. В 1898 году возвращается в Киев, преподает в Музыкально-драматической школе им. Н. Лысенко (профессор с 1904), а также на музыкальных курсах 3.И.Худяковой.
Одновременно выступала в концертах (иногда в дуэте с оперной певицей оперы (лирико-колоратурное сопрано) - Еленой Александровной Муравьевой (1867-1939)) с исполнением произведений Н.Лысенко. В 1904 году совместно с Н.Лысенко организовала концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Михаила Глинки, в котором пели ее ученики.

          ОСКАР ИСАЕВИЧ(ИСААКОВИЧ) КАМИОНСКИЙ(1869-1917) - оперный и камерный певец (лирический баритон) и музыкальный педагог.
          Родился в еврейской купеческой семье. С детства обучался игре на скрипке, с 12 лет участвовал в Киеве в гимназическом хоре и пел соло (альт). В 1888-1891 годы обучался в Петербургской консерватории, где все годы учебы его поддерживали знаменитые русские музыканты и педагоги: А. Рубинштейн, П. Чайковский, Ф. Блуменфельд, И.Тартаков. По их совету Камионский поехал в Италию (Милан) совершенствоваться в вокальном искусстве у А. Ронци и Ч. Росси.
В 1892 году дебютировал в партии Валентина в Неаполе, а затем с неизменным успехом выступал на оперных сценах разных итальянских городов и даже в Греции, в Афинах, в Королевском театре.
            С 1893 года в течение 20 лет успешно выступал на оперных сценах: в Петербурге (1904-1905), Москве (1905-1908). за рубежом- в Монте-Карло (1907), в Японии (1909), Лондоне (1910), во Франции и Германии. В 1904 году преподавал в Киевском музыкально-драматическом училище пианистки и педагога - Марии Каетановны Лесневич-Носовой.
          В 1915 году оставил сцену. По отзывам прессы, был одним из лучших на русской сцене исполнителем партии Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини. Записал на грампластинки около 400 произведений.

          МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ (настоящее Меер Хаимович Бернштейн;1852-1925) - певец (тенор) и музыкальный педагог.
        Родился в семье раввина. Обладая красивым голосом (альтом), в детстве пел в хоре. В 1876 году поступил в Киевское музыкальное училище, где учился пению сначала в классе камерной певицы (сопрано) и музыкального педагога Аделаиды (Адель) Яковлевны Ваккер (1848-?), затем у И. Кравцова. В 1878 году его пение случайно услышал пианист-виртуоз, брат композитора А.Г. Рубинштейна - Николай Григорьевич Рубинштейн(1835- 1881) и предложил бедному музыканту отправиться вместе с ним в Москву, где юноша сразу был зачислен на 3-й курс Московской консерватории в класс Дж. Гальвани. Одновременно обучался сценическому мастерству в классе выдающегося артиста Малого театра, драматурга и педагога Ивана Васильевича Самарина(1917-1885).
         Еще в студенческие годы подготовил под руководством П.И. Чайковского партию Ленского и исполнил её на премьере оперы в ученическом спектакле в 1879 году, став первым исполнителем партии Ленского в «Евгении Онегине», а за исполнение роли Германа в «Пиковой даме» П.И.Чайковского, которую многие критики считали его лучшей работой, композитор подарил ему клавир оперы с надписью «Наилучшему Герману».
         Медведев был солистом Большого и Марийского театров. В 1882 году. дебютировал в партии Собинина в Киевской опере (антреприза Иосифа Яковлевича Сетова (1826-1893)).
         В 1898-1900 гг. с большим успехом концертировал по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канады (Монреаль, Квебек); в 1901 году организовал оперную труппу для гастролей по Америке. Гастролируя по Северной Америке, пропагандировал произведения русских композиторов М.И.Глинки, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова, А.С.Аренского; П.И.Чайковского, а также исполнял концертные произведения Ф.Шуберта, Ж.Массне. Местные газеты писали: «Исполнением романсов Чайковского Медведев открыл Америке русского Шуберта»; «Прекрасное исполнение романсов Чайковского не часто приходится слышать. Поэтому редким наслаждением было слушать их в исполнении Медведева».
          В 1898 году преподавал в Киевской музыкально-драматической школе пианиста и композитора Станислава Блюменфельда. С 1905 года М. Медведев вел педагогическую работу в Киеве, организовал собственный театр и школу.