София и Дед-Травоед. Обучающая сказка

Наши Друзья
Диана Аими

Однажды София гуляла в парке. Пригревало тёплое солнышко, пинь-пинькали в густой листве птицы, стрекотали кузнечики…
София уселась на шелковистую травку под кустом шиповника и разглядывала солнечных зайцев, подмигивавших из-под кленовых листьев.
- Ох-ох-хо! – вдруг услышала она скрипучий старческий голос.
- Кто это? – спросила София, оглядываясь. Вокруг никого не было!
- Это я, Дед-Травоед! – проскрипел тот же голос.
- Дед… кто? – удивилась София.
- Дед-Травоед! – и откуда-то из-за куста появился ма-а-а-ленький старичок с бо-о-о-льшой белой бородой и холщовой сумкой через плечо. – Ох-ох-хо… девочка, ты считать не умеешь, случайно?
- Умею! – гордо ответила София.
- Я вот тут владения свои обхожу… кусты, деревья считаю… Обычно дрозд мне помогает, все пересчитывать, но сейчас ему деток надо выкармливать. Может, поможешь мне посчитать хозяйство?
- Хорошо, - согласилась София, - только вот маме позвоню и спрошу разрешения.
София позвонила маме, подробно описала, как выглядит дед и получила разрешение погулять вместе по парку.
Маленький старичок, больше похожий на какого-то сказочного гнома – а может, он и был сказочный гном? – на удивление шустро передвигался от дерева к дереву, от куста к кусту; София едва успевала ставить в травоедовской тетрадке палочки и плюсики. А Травоед ещё успевал рассказывать:
- Вот растения – они ведь разные бывают. Растут они по-разному, понимаешь? У одних один ствол, твердый, прямо вверх торчит – это, понимаешь, деревья. У других несколько стволиков тоньше и торчат в разные стороны. Если ещё листьями покрыты, так вроде, как шапка огромная получается. Это кустарники. Ну, а многим вообще ствол не нужен, с одними стеблями живут, и хорошо живут!
Пышно растут! Это растения травянистые.
- Да, они такие мягкие бывают, - София вспомнила, как мягко было сидеть на шелковистой травке.
- Бывают, бывают… а бывают и не очень, - бормотал Травоед, деловито заглядывая под листья орешника – не завелись ли там вредители.
- Вот посмотри-ка: вот орешник, смородина, крыжовник, шиповник, барбарис – это кустарники. Да не простые, а плодовые. Плоды у них – орешки да ягодки.
А вот береза, липа, ель, клён – это, понимаешь, деревья.
- А деревья плодовые бывают? – спросила София.
- А то как же, - захихикал Травоед. – Еще как бывают! Ты вот яблочки любишь? – и достал из кармана румяное яблоко. Подышал на него, обтёр краем полотняной рубахи, подал девочке.
- Ага! – подтвердила София, с хрупаньем вгрызаясь в сочный плод.
- Вот тебе и плодовое дерево – яблоня. А еще сама вспомнишь плодовые деревья?
- Груша, - прожёвывая кусочки яблока, торопливо забормотала София. - Вишня, абрикос… персик!
Тем временем откуда ни возьмись, наползли тучки. Подул ветерок - сначала тихонько, потом вдруг дунул сильнее – раз, другой… Лохматые деревья затрясли ветвями, зашумели листвой. София даже немного испугалась. Но Травоед её успокоил:
- Не бойся, они тебя не обидят. Они просто дикие… ну, дикорастущие. Никто за ними специально не ухаживает, растут сами – как придётся, где придётся. Но зато и за жизнь цепляются крепко! Дикорастущие растения, или ещё как их называют – дикоросы, часто бывают хоть и мельче, и неказистее, но зато крепче и здоровее их собратьев - …
- Домашних растений! – радостно закричала София.
- Хи, хи, хи, - захихикал снова Травоед. – Это животные бывают домашние. А растения, которые человек выращивает для себя, – они культурными называются. Ну, или просто культурами – культура плодовая, культура овощная – это те, что на огородах живут. Культура декоративная – для украшения, значит. Вот гляди-ка!
София увидела несколько аккуратно подстриженных, тщательно снизу побеленных деревьев за оградой сада. Они изысканно отставляли в стороны свои веточки, медленно и жеманно наклоняли свои кроны, шелестели негромко и, не перебивая друг друга, – словом, вели себя в высшей степени культурно.
Тем временем, тучки убежали от ветерка и попрятались в разных концах неба. Снова засияло тёплое солнышко.
София и дед-травоед вышли на полянку, сплошь покрытую пёстрыми цветами.
- Ах, как хорошо! – София вдохнула аромат цветов. – Ой! – взмахнула она рукой, отгоняя кого-то, толстого, жужжащего и пушистого, промчавшегося прямо возле её уха.
- Хе-хе, испугалась? - усмехнулся дед-Травоед. – А ты не пугайся! Шмель это, насекомое исключительно полезное!
- А в чем его польза? – заинтересовалась София. – Пчёлы – я знаю – мёд делают. А шмели?
- Хе-хе, - снова заскрипел Травоед. – Шмели, кстати, тоже мёд делают. Только мало его получается, шмели сами его кушают, в норках запасают. А еще у шмеля хоботок длиннее пчелиного, поэтому он может опылять те растения, которые пчёлам не под силу.
Травоед указал палочкой на круглые розовые головки в зеленой траве.
- Вот, видишь?
- Ага, - радостно бросилась к ним София. – Это клевер! У него длинные штучки такие внутри, и на кончиках они сладкие!
- Вот-вот, они самые, штучки эти. Видишь, какие они длинные? А пыльца-то у них внутри! Пчеле туда хоботок не просунуть, а шмелю – в самый раз. Не будет шмелей, не будет клевера.
- Не будет? – растерянно повторила София.
- Не будет, - подтвердил Травоед. – В природе всё связано. Вот ты не видишь вроде ничего, а тут, - он обвёл рукой вокруг, - всё невидимыми нитями опутано. Все друг с другом связано. Вот не будет шмеля – не будет клевера. Не будет клевера – не будет клеверного мёда. Не будет клеверного мёда – Софии, если заболеет, придётся таблетку невкусную кушать вместо полезного мёда. А там, где клевер рос, почва становится более плодородной, потому что в корнях своих клевер накапливает особое вещество – азот. А на плодородной почве больше зерновых можно вырастить. На-ка, клеверного мёда откушай, да шмелю спасибо скажи, - Травоед достал из холщовой сумки маленькую берестяную баночку и деревянную ложечку. – Кстати, у шмеля шуба тёплая, да и видит он в темноте лучше пчелы, поэтому и летает-трудится в любую погоду и с утра до позднего вечера.
- Спасибо, добрый шмель, - облизывая ложку, София проводила взглядом пушистые жужжащие комочки, снующие над цветами.
Пока Травоед скрупулёзно считал травинки, София заметила, что к ним кто-то торопливо летит.
- Дедушка! Дедушка, смотри, к нам кто-то летит! И как торопится!
Травоед, прищурившись, всмотрелся вдаль.
- А-а-а… это мой знакомый дрозд. Но что-то вид у него встревоженный, - забеспокоился старик. – Не случилось ли чего с птенчиками?
- Дедушка Травоед! – запыхавшись, опустился к нему на плечо дрозд. – Дедушка Травоед, беда!
- Что такое?
- В хранилище семян пробрался злодей Фитофтороз! Порвал все пакетики, прогрыз все мешочки и перепутал все семена! Как их теперь сажать, кого – куда: кого – в сад, кого – на огород? Кого поливать, а кому, наоборот, сухость нужна? Мы, птицы, готовы помочь рассортировать семена, но кто нам подскажет, какие семена к какой культуре относятся?
- Хм… - задумался Травоед.
- Я! Я подскажу! – закричала София. – Я – страсть какая умная, быстро разберусь! Вы только скажите мне, какие там семена, а я уж точно скажу, в какую кучку их класть!
- Спасибо, добрая девочка! – склонил головку дрозд. – Там столько работы! Там есть культуры овощные, плодовые, декоративные, зерновые… и даже прядильные!
- Прядильные? – удивилась София.
- Это те, - заскрипел Травоед, - из которых волокно получают. Чтобы, значит, спрясть его потом и ткань какую-нибудь получить. Ну, ты знаешь, - он показал на пышную юбочку Софии, - вот хлопок – он из хлопчатника. Вот у меня сумка, - потряс своей сумкой. - Из льняного полотна, а его из льна получили. Есть и другие растения – джут, например; конопля… даже из бамбука волокно можно получить.
Тем временем, дрозд прочирикал что-то по-особенному, и целая стая дроздов, откуда ни возьмись, хлопая крыльями, расселась вокруг Софии в ожидании.
- Так вот, - сказал Главный Дрозд. - Там есть следующие семена: помидора, моркови, капусты, пшеницы, проса, льна, хлопчатника, пионов, петуний, бархатцев, смородины, малины, крыжовника, овса, гречихи, риса…
- За дело! – захлопала в ладоши София. – Значит, так! – и быстро-быстро назвала, какие растения к какой культуре относятся. Дрозды, зашумев крыльями, большой тёмной стаей взвились в воздух и помчались в хранилище – исправлять то, что напортил злодей Фитофтороз.
А Травоед угостил Софию ещё мёдом и ягодами. Да ещё и с собой ей туесок ягод подарил – для мамы и папы.

Иллюстрация:
https ://koldvor.ru/ catalog/ landshaftnyi- dizain/ skulptury- iz-skazok  /gnomy/ figura-dlya –sada –gnom -ushastyi- s-gribom  (убрать пробелы в ссылке)