Джек Лондон о нашем рыночном будущем

Нина Мелодина
В июле 1991 года по Центральному ТВ начался показ многосерийного фильма "Морской волк" по мотивам романа Джека Лондона (американский писатель и журналист, 1876-1916 г., реж. Игорь Апасян, в главных ролях: Любомирас Лауцявичюс, Андрей Руденский, Елена Финогеева).
 
В те далекие и благополучные годы я воспринимала и кино и книгу как произведение о столкновении противоположных мировоззрений, об интересных спорах, сильных людях и настоящей любви в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Все интересные и необычные дискуссии происходили на фоне какой-то глупой массовки, которая постоянно занималась бессмысленным мордобоем.

Это для меня было чем-то сказочным из далекой чужой и чуждой нам прошлой жизни. Хотя безусловно меня интересовал и сюжет, и прекрасный актерский состав и судьба  человека, ставшего прообразом главного героя - капитана Маклейна.

А теперь, пересматривая этот фильм на сайте "Советское кино", я увидела в шхуне "Призрак" наше общество с его рыночными "ценностями" и его будущим.

Вот примерный диалог капитана шхуны Волка Ларсена и молодого литератора Хе(э)мфри Ван-Вейдена,случайно попавшего на этот корабль.
Ларсен: жизнь похожа на закваску. Большие пожирают малых, чтобы поддерживать свое брожение, сильные пожирают слабых, чтобы сохранить свою силу. Кому везет, тот ест побольше. Они живут для своего брюха, а брюхо поддерживает в них жизнь. Замкнутый круг.
Хэмфри: Но у них есть мечты...
Ларсен: о жратве.
Хэмфри: И еще...
Ларсен: и еще о жратве. О большой удаче - как бы побольше и послаще пожрать. Короче говоря, чтобы получше устроиться, хорошо питаться, а всю грязную работу переложить на других...
И "массовка" мне перестала казаться всего лишь однородной массой.

А вот отрывок из первого попавшегося детективного романа А.и С.Литвиновых "Девушка без Бонда" (2009г.). Описание современного общества: "Такое впечатление, что вся Москва, или во всяком случае люди Таниного круга, свихнулись на деньгах. Они их либо делают, либо о них говорят. А в свободное время - о них думают. Из всего вокруг, на что падает их взгляд, они мечтают выжать прибыль..." (Главная героиня работает в рекламном агентстве). Любимый у героини - арабский шейх, финансирующий террористов. Но героиню это не отталкивает. Она в восторге от сильного красавца, который может заминировать самолет или придумать еще что-нибудь "более эффектное".

Способы пожирания людей друг друга в рыночном обществе, разумеется постоянно меняются. Теперь это не только наркоторговля, торговля детьми, торговля человеческими органами, "зарабатывание" денег с помощью утюга и паяльника, но и более "цивилизованные" методы: создание полукриминальных агентств, которые осуществляют заказы на проведение каких-либо незаконные акций в ходе конкурентной борьбы частных собственников. Эти "профи" по заказу той или иной корпорации делают что-то, чтобы нанести вред здоровью потребителей. Например, криминальная история в США с "тайленолом", когда в лекарство была добавлена отрава (виновных так и не нашли). В Японии были отравлены конфеты одной из кондитерских фирм.

"В наши дни стало чуть ли не официальной профессией такое явление как "выживальщики" - наемные отморозки, создающие хозяевам спорных квартир невыносимые условия, вынуждая их тем самым или продавать свою долю за бесценок или вообще уходить ни с чем". (Из повести "Бандитский путеводитель" Н.Леонова). И, разумеется, черные реэлторы, киллеры и т.п.

Можно найти огромное количество примеров (гораздо более жестоких, я просто не хочу писать) озверения человечества и самоуничтожения. Ведь главное - основополагающие принципы, царящие  в обществе "закон джунглей": ВЫЖИВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ, ПАДАЮЩЕГО ТОЛКНИ, ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ВОЛК...
Джек Лондон замечал, что "Морской волк" направлен против философии Ницше.

Нетрудно представить и будущее этого озверелого общества с рыночными "ценностями". Кстати, свой роман Джек Лондон закончил страшной смертью Волка Ларсена, не пожелавшего дать другим даже просто воспользоваться своей собственностью для спасения. Общественность была удивлена, насколько прав был автор, выбирая развязку своего романа (автор закончил роман в 1904 году). Труп капитана Маклейна был найден в море у берегов Канады в сентябре 1914 года. Его смерть не была естественной: это была либо случайность, либо убийство. Джек Лондон оставил своего персонажа капитана Волка Ларсена в одиночестве: от него на шлюпках ушла вся команда с риском навсегда остаться в море(все бунты капитаном были подавлены, бунтари уничтожены).