Профессионалы и новаторы

Павел Каравдин
ПРОФЕССИОНАЛЫ И НОВАТОРЫ

В любой области человеческой деятельности есть свои профессионалы и новаторы. Есть профессионалы актеры, врачи, инженеры, слесари, кузнецы, учителя, журналисты, художники... и т.д. и т.п. Профессионалом человек становится в результате учёбы. На профессионала можно выучиться. Благодаря учёбе профессия сохраняется во времени. Новаторы же, создавая нечто новое в той или иной профессии, тем самым поднимают уровень этой профессии. На новатора нельзя выучиться, ими становятся те или иные люди. Каждый профессионал гордится своей профессией, гордится своим мастерством, достигнув вершин свей профессии. Он профессор в своем деле. Вдруг появляется некто, утверждающий, что он умеет делать то, чего никто другой ещё не умеет. Это вызывает обиду, протест се стороны профессионала-мастера. Новатор должен в соревновании убедить других людей, доказать им свое превосходство в мастерстве. Только тогда, когда они признают его превосходство, они пойдут к нему на выучку и новация становится профессией многих. В технике новаторами являются изобретатели. Благодаря изобретениям непрерывно повышается уровень техники. но далеко не всякий профессиональный техник или инженер становится новатором-изобретателем. Мы видим, что профессионалы олицетворяют собой консервативное начало, а новаторы -  изменяющее начало той или иной области человеческой деятельности.

Аналогичное положение существует и в науке. Только что родившийся ребенок познаёт окружающий мир сначала с помощью своих собственных органов чувств. Позднее, освоив язык, продолжает познание мира с помощью чужого ума (родителей, учителей, авторов книг и т.п.). Владея хорошей памятью можно выучить какую-то отрасль знаний, сдать экзамены (защитить диссертацию) и стать учёным-профессионалом. Задача учёных - сохранять науку путём передачи своих знаний новым поколениям и накапливать факты. Эрстед, например, заметил связь между магнетизмом и электрическим током. Этот факт был обнародован. Многие учёные и не учёные пытались раскрыть эту связь дальше. Но только обыкновенному переплетчику Фарадею после десятилетних усилий повезло. Он научился превращать магнетизм в электрический ток. Фарадей стал новатором. Из его открытия родилась современная электротехника. Экспериментальное открытие Фарадея было фундаментальным, так как явилось фундаментом электротехники. Экспериментальные открытия относятся к чувственным, так как делаются с помощью органов чувств. Открытие Колумба и открытие Фарадея входят в ряд чувственных открытий, так как и тот и другой собственными глазами увидели
один - новые земли, второй - новое явление .Чувственные открытия, как правило, требуют больших затрат, которые не всегда оправдываются. Затраты производятся, а открытий нет.

Но больше всего двигают науку "дармовые" открытия, которые науке и обществу обходятся практически бесплатно. Это - теоретические открытия, которые устанавливают связь между множеством, казалось бы ничем не связанных фактов. Теоретические открытия очень редки. это объясняется, в значительной мере, несовершенством образования .Современный процесс обучения представляет собой в сущности процесс передачи накопленных знаний из одной памяти в другие. Но для того, чтобы обобщить, имеющиеся противоречивые знания необходимо мыслить, сопоставлять, искать несовместимости в знаниях... Современного учёного можно сравнить с ЭВМ, с большим объемом памяти, но без программы действий. Несмотря на то, иногда рождаются новые идеи, фундаментальные теоретические открытия. Коперник, Галилей, Ньютон, Циолковский, Юрий Кондратюк, Дальтон, Грегор Мендель. И опять профессионалы не чествуют новаторов. Идея Коперника десятки лет считалась "неперспективной", пока не нашла Галилея, который оценил её (не сразу) и дал ей новую жизнь, развив и дополнив своими доводами. Прошли еще годы и их идеи нашли Ньютона, который заложил основы классической физики, изложив их в книге "Математические начала натуральной философии".В этой же книге Ньютон дал идею искусственного спутника Земли и рассчитал первую космическую скорость. Когда идеи новаторов, наконец, вошли в арсенал науки, профессионалы стали исследовать возможность достижения космических скоростей, и скоро обнаружили, что её достичь невозможно. Пушка не годится для этой цели. Ракета не годится тоже, так как расчеты показали, что для достижения первой космической скорости ракете нужно бесконечное количество топлива. На этом профессионалы успокоились. Этим делом занялся рядовой учитель гимназии Циолковский, который догадался разделить ракету на ступени. Математический расчёт показал, что при этих условиях космические скорости достижимы. Опять профессионалы не признавали новатора. Но лёд тронулся. Молодой профессор Ветчинкин заинтересовался идеями Циолковского и понял их. Но, когда в 1924 году он попытался прочитать лекцию о идеях Циолковского в МГУ, то был освистан профессионалами. Все упомянутые здесь новаторы смогли пробиться со своими новациями только благодаря книгопечатанию. Опубликованные идеи живут своей собственной жизнью, независимой от родителя„ Что проку от того, что профессионалы вынудили Галилея подписать отречение от своих идей. Опубликованные идеи не умирают.

Наконец ,идеями Циолковского занялись инженеры под руководством С.П.Королёва. Космические полёты стали практикой подтвердившей идеи Ньютона и Циолковского. Королёву и другим его сподвижникам за заслуги присвоили высокие учёные звания академиков и докторов наук. Как-то в одном из популярных журналов были опубликованы воспоминания академика Бармина - сподвижника Королёва, имевшие весьма знаменательный заголовок:"Все мы были просто инженерами." Теперь в руководящих научных кругах бытует ложная доктрина, что наука делается в институтах. Но с помощью институтов создаются новые изделия и накапливаются экспериментальные факты, которые часто, если не подтверждают имеющиеся теории, просто не оглашаются, т. е. остаются бесполезными для развития науки. Но самые ценные открытия - теоретические обобщения разнообразных фактов всегда делали и будут делать одиночки. Этот одиночка может происходить и из профессиональных учёных, а может быть и со стороны. Когда новатор работает в институте, то без поддержки руководства ему никогда не "пробить" в печать идею. Поэтому новатор вынужден брать "соавторов" из числа тех руководителей, которые проповедуют ложную доктрину - наука рождается в институтах. Если же новатор посторонний человек, то ему практически невозможно пробиться в печать. Сложилась нелепая ситуация. С одной стороны государстве не жалеет средств на развитие науки, с другой - открытие сделанное новатором за свой счёт, которое он даже согласен опубликовать за свой счёт, не может увидеть свет вследствие противодействия профессионалов. Наверное, последним новатором, опубликовавшимся за свей счёт был Юрий Кондратюк, опубликовавшим брошюру в Новосибирске в 1929 г. мизерным тиражом. Прошли годы, новатор погиб на фронте. По его проекту американские астронавты летали на Луну.
Итак, профессиональные учёные составляют консервативное начало науки, охраняющее науку от изменения. Редкие новаторы, как из числа профессионалов, так и со стороны составляют движущую силу науки. Статистика подтверждает этот вывод. С 1956 г. в СССР регистрируются открытия. За 25 лет после этого зарегистрировано аж 250 открытий, по 10 штук в год. ЦСУ сообщило, что в 1989 году в стране работало 1,5 млн.профессиональных учёных. Комментарии излишни.

РАН официально объявив, что время одиночек прошло, отрезала новаторов от науки. Наука стала однополой, неспособной родить ничего нового.

Павел Каравдин 2 мая 2016