9. Структура Антропологии

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

IV. Структура Антропологии как «системы» богословского знания.

Структура Антропологии как «системы» богословского знания зависит как от самого предмета Антропологии, так и от характера её взаимодействия с другими богословскими и внешними науками. А также и из сегодняшнего понимания её основных проблем в общецерковном, епархиальном, учебном планах и видения этой структуры самим лектором.
Исходя из этого, в этой структуре можно выделить (См. рис. 5):
1. Основную Антропологию;
2. Историю Антропологии;
3. Сравнительную Антропологию;
4. Библейскую Антропологию;
5. Аскетическую Антропологию.
Основная Антропология состоит из двух частей:
1.1. Догматической Антропологии, изучающей основополагающие догматы Церкви: «О Троице»; «О сотворении мира из ничто»; «О Воплощении Бога Сына», в их приложении для онтологии бытия человека (в их антропологическом значении); здесь же удобнее всего рассматривать такие основополагающие понятия, как сущность, ипостась, природа и т. д.
1.2. Богословской Антропологии, рассматривающей антропологическое значение догматического учения Церкви в целом, а также антропологический аспект учения о Церкви - Экклесиологии.
История Антропологии содержит:
2.1. До-никейскую Антропологию;
2.2. Антропологию великих догматических споров;
2.3. Святоотеческое учение о человеке (Антропология Пустыни; Антропология Мистиков и Антропология богословских синтезов).
Сравнительная Антропология:
Рассматривает взгляды на человека науки, различных философских и религиозных систем, в сравнении с учением о человеке Православной Церкви. Она состоит из трёх основных разделов:
3.1. Научная Антропология – здесь идёт речь, главным образом, о диалоге Антропологии и Психологии;
3.2. Философская Антропология – история философских взглядов на человека в рамках истории зарубежной философии, главным образом, европейской;
3.3. Религиозная антропология, главным образом, взгляды русских религиозных философов.
Библейская Антропология:
Рассматривает антропологические аспекты Экзегетики. Например, «Образ и подобие Божие», «Человек и ангелы», и т.п. А также те мысли святых отцов, в толковании ими библейских текстов, которые связаны с учением о человеке.
Аскетическая Антропология:
Рассматривает систему и онтологическое значение тех действий, которые должен предпринять своим, волевым личным усилием, верующий во Христа Иисуса человек, для содействия своему спасению и стяжанию Святого Духа Божия, путём устроения своей внутренней и внешней жизни в Церкви Христовой.