Как лечиться без лекарств или при малых дозах

Александр Смирнов 83
Можно ли справиться с болезнью без лекарств или при минимальных дозах?

Жизнь коротка, путь искусства долог,
удобный случай скоропроходящ.
Опыт обманчив, суждение трудно,
поэтому не только сам врач должен
употребить в дело всё, что необходимо,
но и больной, и его окружающие,
и все внешние обстоятельства
должны способствовать врачу
в его деятельности.

Гиппократ. Афоризмы, отдел 11

В очерке описаны реальные события.
 
Я не врач и не претендую на полный ответ на такой вопрос. Речь идёт о сугубо частном случае – о практике лечения некоторых болезней и результатах моего пребывания  в восьмидесятых годах в клинике Института питания в Москве.  Пребывание в клинике в то время было бесплатным. Подразделения  института занимаются в основном анализом различных продуктов питания,  их влиянием на здоровье людей разных возрастов, лицензированием новых видов продуктов и другими важными вопросами по своему профилю.
 
В клинике находились на госпитализации  пациенты, которые лечились  от болезней, в основном связанных с нарушением обмена веществ в организме, влияющих на работу сердца, желудочно-кишечного тракта, печени и других органов. Значительную долю  составляли пациенты, страдающие ожирением, избыточным весом. Но были и пациенты, которые были в истощённом состоянии, и им требовалось существенно повысить вес. В 1991 году в возрасте 59 лет я лечился от гипертонии и сердечной недостаточности при высоком уровне холестерина.

Лечение пациентов заключалось в разработке методики лечения  заболеваний без использования медикаментов или при существенным снижении их количества и доз путём подбора продуктов и режимов питания. Ведь, как сказал ещё Парацельс, все лекарства – это яды, степень их токсичности зависит от дозировки, поэтому задача наших лечащих врачей заключается, помимо правильного диагноза, в назначении лекарств для конкретного человека и данного заболевания  в минимальных, но эффективных  дозах.

Первый, оптимистичный эпизод произошёл при поступлении на госпитализацию, когда я вошёл в палату и встретился с пациентом, который только что выписался.  Это был грузный мужчина с явно избыточным весом, назвавшийся режиссёром театра. Я опрометчиво сказал ему:
 - Видимо, лечение Вам не помогло?  Он, улыбаясь, возразил:
 - Наоборот, очень помогло, и я весьма доволен! Вы же не видели, каким я пришёл. За месяц я скинул 25 килограммов и избавился от гипертонии, которая меня изрядно мучила.
 - Каким же образом?
 - Всё в двух словах не расскажешь, но большую роль сыграли бессолевая диета, режим питания и, наверное, отсутствие стрессов, какие достают на работе, а иногда и дома
 
 Далее начались непростые лечебные будни. Для начала у меня проверили чувствительность  к соли и сахару. Для этого предложили последовательно лизнуть листочки бумаги с разной степенью солёности и сладости от нулевой до значительной. Получилось, что у меня слабая чувствительность  к ним,  что означало, что я слабо ощущаю их присутствие в еде и потребляю слишком большое  количество соли и сахара, чтобы продукт казался вкусным. Заранее скажу, что к выписке моя чувствительность к соли и сладкому значительно повысилась, и дома я значительно снизил их потребление. Анализ крови показал, что у меня высокий холестерин, что объясняло первопричину моих сердечных проблем. Дозы сердечных лекарств для начала оставили прежними.
 
 Интересен режим и состав питания в клинике.

Во-первых оно было  шестиразовым, с интервалом в два часа, но малыми порциями,  без использовании соли. Сначала еда казалась невкусной, затем наступало привыкание. Чистый сахар не давали, небольшое  количество сладкого присутствовало только в компотах или соке, причём количество сахара в них постепенно уменьшалось. Поскольку в это время проводилось исследование  влияния жира океанических рыб на снижение уровня холестерина, ежедневно в течение всех тридцати дней, кроме редких диетических дней, один раз в день давали порцию палтуса весом 150 грамм. Примерно раз в неделю практиковались разгрузочные  диетические дни, когда каждый пациент в течение всех шести перекусов употреблял один продукт, помимо жидкости. Это могли быть  кефир, арбуз, творог, нежирное мясо или яблоки.
 
Внутри территории Клиники был проложен терренкур длиной  метров 500, и рекомендовалось пользоваться им с учётом состояния здоровья.  Я старался выяснить свои резервные возможности, чтобы избежать операции, которая меня страшила, и  постепенно увеличивал дистанцию и  темп ходьбы.  Это мне удавалось, несмотря на недомогания за грудиной и предупреждения врачей на опасность форсирования нагрузок.  Зато к концу пребывания в клинике я без особого труда проходил до 10-12 километров в день со скоростью 120-130 шагов в минуту, что соответствовало 6 - 6,5 километрам в час. Большинство пациентов вообще не тренировались, предпочитая чтение, игру в домино или в шахматы, а некоторые регулярно прикладывались к спиртному. Зачем тогда они находились в клинике?  Правда, следует сказать, что в клинике не было тяжелых больных, просто были люди с разными нарушениями здоровья, госпитализированные в плановом порядке.

В  таком заведении, нечто среднем между больницей и пансионатом, среди пациентов организовывались группы по интересам, чтобы скрасить достаточно скучное пребывание, где из развлечений был только телевизор в общем холле. Не возбранялось выходить за территорию, а иногда побывать по разрешению врача и  дома в течение дневного времени в выходной день, когда не было обхода врача и лечебных процедур. Но многие пациенты,  в том числе и я, часто ходили гулять в расположенный рядом парк-музей Коломенское, на берегу Москвы-реки.
 
Вспоминается курьёзный случай с Ириной, медсестрой по специальности, описание которого я привожу, поскольку он относится к теме повествования. В возрасте лет 35 она легла на госпитализацию с целью сбросить килограмм десять лишнего веса. Впрочем, она не казалась толстой, скорее имела плотное телосложение. Но ей захотелось быть более стройной, и в целом это почти удалось, вплоть до злополучной поездки домой. Когда она вернулась, она была в сильном расстройстве, на ней, как говорится,  лица не было. Я спросил:

 - Ирина, что случилось? В ответ услышал:

-  Александр, со мной произошла большая неприятность, и всё из-за моего, прямо-таки фанатичного пристрастия к вобле. Я сразу чую, если в помещении  есть вобла, у меня возникает непреодолимое желание  полакомиться ею. Муж знает об этой слабости, запрещает их есть и прячет от меня. Сам он тоже любит воблу с пивом, но употребляет понемногу и не прибавляет в весе. Я же меры не знаю и могу съесть столько, сколько их есть в наличии, особенно с пивом.
 
- Так что же случилось на этот раз?
 
 - Как только я пришла домой, я сразу по запаху почувствовала, что в квартире есть вобла, и пошла на поиски. В обычных местах её не оказалось. Но нюх меня не подвёл, я нашла-таки  её и сразу съела  штуки три. А затем пошло-поехало, я не удержалась, и в течение дня употребила, не поверите, двадцать  девять штук. Осталась всего одна, и если бы я её не оставила, муж бы меня просто убил! И теперь, снизив вес за время пребывания в клинике на восемь килограммов, я за один день прибавила четыре кило!
 
Из её глаз полились слёзы. Я постарался её успокоить, уверяя, что вес увеличился за счёт выпитого пива и соли в вобле, которые через сутки уйдут.  Но вообще, если далее она не избавится от этого пристрастия, то она скоро снова наберёт вес.

Результаты же моего пребывания в клинике оказались вполне приличными. Давление нормализовалось, уровень холестерина значительно снизился, приступы стенокардии  при обычных нагрузках прекратились, что позволило снизить дозу лекарств, а некоторые и отменить. Но в обычных условиях, на работе и дома работающему человеку трудно соблюдать условия клиники по питанию и   двигательному режиму, поэтому это удаётся выполнять их лишь частично

 Здесь же содержится и ответ на вопрос, сформулированный в заголовке. Да, можно сохранить своё здоровье при минимальном наборе и дозах лекарств, не допуская грубых нарушений в питании, ведя здоровый образ жизни и выполняя предписания квалифицированных в твоём заболевании врачей. При этом и самому надо разбираться в своей болезни, так как у нас немного врачей, умеющих системно лечить больных. Большинство врачей лечит только «свои органы и заболевания», а не больного в целом, и зачастую при назначении лекарств и доз  не учитывают  их вредное побочное   действие на другие органы.

К сожалению, мне не удалось избежать операции шунтирования, так как сосуды были основательно забиты бляшками,  Однако, пребывание в клинике питания и использование накопленного опыта позволило оттянуть срок операции более, чем на год, минимизировать  дальнейшее сужение сосудов, укрепить мышцы сердца и сравнительно легко перенести операцию. С тех пор прошло более тридцати лет, на две трети заполненных напряжённым трудом на предприятии, а после выхода на пенсию - активной общественной работой, занятиями на огороде и литературным творчеством.
Приглашаю ознакомиться с другой статьёй по здоровью под названием: почему  нездоровые часто живут дольше здоровых?    http://proza.ru/2023/12/09/851