Мини-лекции. Цветное телевидение. SECAм

Владимир Сысолятин
   SEСAM (Sequentiel a memoire — последовательная с памятью) система совместимая с чёрно-белой системой. А SECAM-III советско-французская система, разработанная чисто под наши реалии. Она, система для простого обывателя наверное самая простая для понимания. И действительно, если не вникать в анатомические подробности интересные только специалистам, то устроена как пять копеек просто. Но простота-хуже воровства! И опять же про кашу из топора... Если копнуть поглубже, то начнёт наша простая обрастать кучей всяких допусков и условностей! На рис6а небольшая диаграмма и аббревиатура систем. А, под ними столбики... Я не поленился и просуммировал страницы с анализом систем в одном из учебников. И вот, что получилось. Про SECAM столько всякого... Получается, что только в идеальных условиях она (система) лишена недостатков и по качеству её можно хоть как-то приравнять к PAL и даже NTSC?!

   Как бы официально она появилась у нас в 1967 году. Вместе с Останкинской башней и пятидесятилетием Октябрьской Революции... Ну, деваться нам было некуда?.. Как зрителю мне больше нравится PAL. Хотя?!! И по жизни и в технике наблюдается некий баланс?! Баланс между хорошим и плохим и в том числе в наших системах: NTSC, PAL и SECAM. И никак не получается поставить или не поставить знака равенства между ними?! Поэтому все мои мини-лекции представляют все трудности в сильно упрощённом виде, почти как в детских книгах! Это про аиста из капусты...

   SECAM резко отличается от своих систем-коллег. Ну во-первых для передачи цветоразностных сигналов применяется не амплитудная модуляция (пусть даже балансная), а частотная. А она в свою очередь мерзкопакостная и живёт по своим законам, а отсюда проблемы полезли... Во-вторых модулируются сигналы не на одной поднесущей частоте как у американо-западногерманских, а на двух! И в третьих разделение цветов происходит по строкам. Один цвет чередуется с другим. А почему с памятью, как гласит расшифровка аббревиатуры? Ну это разве, что с большой натяжкой в сравнение с человеческой и компьютерной памятью. Разве, что мимолётной, и то в течение 64 мкс! Как это работает?..

   На рис1 Вы видите как получаются нужные нам сигналы? Точнее как они уже готовые выглядят? Увидеть живую музыку (изображение), дело неблагодарное и где-то пустое?.. Поэтому для всех упражнений применяют так называемые цветные полосы то, что Вы и видите в верхней части и неважно их происхождение. Будь-то нам показывает камера или гудит специальный генератор таких вот полос. Ниже цветовые сигналы основных цветов — RGB. А, что это ещё за загогулины, подкрашенные красным и синим цветом. Это и есть цветоразностные сигналы: R-Y и B-Y. Чисто условно их ещё иногда называют «красными» и «синими» хотя они и не являются таковыми?! Аналогично и каналы R-Y, B-Y «красный», «синий»!

   Получив эти самые R-Y и B-Y, их подвергают (у изверги!) гамма-коррекции. Для чего? Чтобы угодить упёртому кинескопу! Это он ведёт себя неправильно, в смысле цвета воспроизводит. Вот и приходится проводить эту коррекцию. А, чтобы знать о таком над всеми E, U ставят штрихи, как бы знаки ударения. Мол всё это откорректировано, а не хухры-мухры! Ну для нас всё это где-то по барабану... И вот все эти Er, Eg, Eb попадают в матрицу рис5 где и рождаются Ey, Er-y и Eb-y. Хотя Ey может приходить непосредственно с камеры (как вариант). А что это такое на рис5? Это в очень упрощённом виде блок-схема secam-кодера где рождается ПЦТС, — полный цветовой телевизионный сигнал.

   Два цветоразностных сигнала Er-y и Eb-y поступают в ЭК — электронный коммутатор [ЭК]. Он в свою очередь, по очереди посылает их на частотный модулятор. Где и происходит модуляция, причём Er-y модулируется частотой 4,406 мГц, а Eb-y 4,250 мГц соответственно. Хотя, если быть точным, то сигналами Dr и Db линейно связанными с Er, Eb рис7. Так, что SECAM-у тоже не удалось улизнуть от переделки цветоразностных в результате чего сигналы стали обзываться у NTSC — I, Q; PAL — V, U. А SECAM — Dr, Db! После модуляции Y и все промодулированные попадают в сумматор [+] и с вещами на выход в виде того самого ПЦТС.

   Рассмотрим приёмную сторону рис6. В канале изображения [КИ] происходит разделение ПЦТС на сигнал яркости, канал [КЯ] и сигнал цветности, канал [КЦ]. А далее начинается самое интересное! Сигнал цветности попадает сразу в два адреса: напрямую в электронный коммутатор [ЭК] и туда же, но через УЛЗ64-5, — ультразвуковую линию задержки. На рис3 эскиз внутренности этой УЛЗ. Ничего интересного?! Стеклянная пластина. На срезе два ультразвуковых преобразователя (вход, выход) зелёного цвета. На вход попадают эти DD c r и b. Многократно отразившись возвращаются на выход. На всё про всё у них уходит 64 мкс, а точнее 63,943 +/- 0,03 мкс! Всё, дело сделано! Этот процесс показан на рис2. В результате сдвига по времени равного длительности одной строки на входе коммутатора такая вот картинка рис4. Нулевая строка, та, что была перед первой. Главная задача одновременное поступление красной и синей строки, а дальше? А дальше всё происходит как в междугороднем автобусе! Водитель объявляет: «Остановка по требованию! Девочки направо, — мальчики налево! Да, смотрите не перепутайте?!»

   Далее коммутатор девочек направо («красные» строки), а мальчиков налево («синие» строки), образуя красный и синий каналы. После частотных детекторов [ЧД] происходит превращение в Er-y и Eb-y. Так, что потом взявшись за руки парами прутся они прямо в матрицу [М], где и рождают третью недостающую составляющую цвета Eg-y! Вот и всё, мы получили, что хотели. Далее всё это (включая и Y) подаётся на съедение кинескопу. Но это только кинескопу старого образца (дельта-кинескоп). Новые кинескопы с самосведением (компланарные) которые хотят, нет они просто требуют, чтобы им подавали только RGB и никаких Y! Мол сами разберёмся по понятиям и без всяких Y?! Так, что в таких случаях приходится всю эту четвёртку направлять прямёхонько ещё в одну матрицу для создания этих самых RGB.

   А, что такое матрица? Ну с кино понятно, а здесь-то что это? Да, так, ничего особенного обычный делитель из резисторов (сопротивлений) как на рис5а. Здесь из RGB получают Y. В остальных случаях примерно тоже самое, несколько посложнее. Иногда в схему включают: усилители, инверторы...

   Вот пожалуй и всё про SECAM-III и её окрестности... Правда осталось несколько уточнений, ну чтобы у Вас нехороших вопросов не возникало?! Но это уже в следующей мини-лекции!