Крещенское омовение

Станислав Климов
Зимнее время года славится большим количеством всевозможных праздников: застольных и душевных, мирских и церковных. Все праздники своим чередом хороши и каждый из них по-своему своевременен, необходим и полезен. Надо бы и в Новогодние каникулы почревоугодить, необходимо бы  и попоститься в Великий Пост со всеми его атрибутами.

Вера в Христа – дело хорошее, да и все обряды наши Православные нам необходимы для здоровья, счастливой жизни, светлого будущего и самое главное, для очищения наших душ и тел от того, что мы, грешные, в себе накопили.
Так и я пытаюсь ежегодно совершать на Крещенские морозы омовение в проруби, дабы сохранить внутреннее равновесие между грешной душой и грешным телом. Пытаюсь, да было это там, на юге нашей необъятной Родины, где даже в такой большой праздник в середине зимы термометр не опускается ниже двадцати градусов. Редко-редко бывает под тридцать на Крещение Господне. А здесь, Бог ты мой, под сорок, в одежде-то натуральной не жарко, а надо еще снять ее и дойти до проруби. Войти в Святую воду, совершить Обряд омовения три раза с перекрестием и Молитвой. Да постараться потом невредимым оттуда выйти, не прилипнув намертво мокрыми ступнями к ледяной корочке, а затем на таком морозе попытаться еще на мокрое тело натянуть что-нибудь. Да, задачка!

Крещенские морозы в Усть-Маю действительно подошли с полным размахом к празднику, градусник опустился до минус тридцати восьми. Прорубь подготовили своевременно, окрестили, освятили и самые смелые начали свои действия по очищению своих душ и тел. Целый день люди шли за Святой водой и искупаться, семьями, на машинах и пешком, с бидонами и флягами, пятилитровыми бачками и тем, у кого что есть и брали столько, кому сколько необходимо на потом.
Ночь опустилась рано, часам к пяти было совсем непроглядно, народу поуменьшилось и мы с сыном решили сходить на Алдан к проруби за водой. Я думал, что искупаюсь со всеми вытекающими последствиями, хотя, сам себе это представлял слабовато, потому, что на таком морозе еще ни разу не купался, да и вода, скорее всего, около нуля или чуть ниже, так как с регулярностью в полчаса покрывалась приличной толщины корочкой льда…

Да, совсем недавно, лет пять-шесть назад, мне с семьей случилось побывать зимой в Святом месте Матушки-Руси – в селе Дивеево Нижегородской области. Там течет Святой Источник Преподобного Серафима Саровского, и мы его посетили в начале февраля. На улице температура воздуха была минус восемнадцать, а вода в этом Источнике круглый год плюс четыре и русло никогда не покрывается льдом. Окунуться было необходимо, так как мы приехали полечить там нашу Любимую маленькую дочку. Даже она, шести лет отроду, на моих руках, спокойно перенесла Святое омовение в Источнике. Так-то минус восемнадцать и плюс четыре, а…

А здесь минус тридцать восемь и корочка льда накрыла воду, пока я раздевался, хотя, сын только пять минут назад разбил ее палкой и выгреб кусочки льда. Ну, да ладно, делать нечего, опять же, «назвался груздем – полезай в кузов» и здоровье поправить надо, и душу с телом очистить, грехи так и прилипли к ним. Разделся я моментально, как в армии, точнее, на флоте, даже спичка бы не успела прогореть. Что можно было, сын спрятал под своей дубленкой, «для сохранения в них моего тепла», а я попытался войти в воду. В первый момент я подумал, что у меня разом отрубили ноги, потом вторым взмахом топора – тело, а вскоре и голова стала чем-то непонятным и неосязаемым, сковало и отключилось все! Но, коли уж залез, надо полностью пройти весь Обряд омовения, так и сделал. И холод уже не холод, и все члены организма более-менее на места вернулись, прочувствовались, да надо наружу выходить. Вот тут-то я руками к перилам сходней и прилип, да так прилип, что обожгло их, ладони-то, огнем, костром, каленым железом! На силу вышел, а шмотки на мокрое тело одеваться не хотят, обтираться-то нельзя, руки не слушаются, пальцы совсем не мои, только голова в меховой натуральной шапке быстро в норму пришла, и начала лихорадочно думать и совершать сигналы онемевшему телу. С грехом пополам я оделся и обулся, постепенно согреваясь и возвращаясь к нормальным действиям. Ничего, выжил, даже не заболел, только ладони горели еще пять-шесть дней, Божье напоминание о грехах наших и о себе, Великом. Да, хорошо прошло Крещенское омовение на восточной земле Руси необъятной!

Человеческий организм является сложнейшим механизмов, сочетающим в себе все тонкости «винтиков и болтиков», которые нас оберегают, вдохновляют и помогают выжить в экстремальных для здоровья и жизни ситуациях. Так и мне эти самые «винтики и болтики» помогли очистить тогда и помогают сегодня очищать душу и тело, сохранять здоровье и Веру в свои собственные силы даже здесь, в Якутии, с ее морозами и местными атрибутами жизни.