Цыгане. Сельская хроника

Александр Шиманский
               
   Цыгане шумною толпой по Белоруссии кочуют, так можно перефразировать знаменитые пушкинские слова о цыганах в те далёкие, послевоенные времена, о которых пойдёт речь. 
   В старину говорили, что человек это впитал с молоком матери, когда особенно у детей, были какие –то страхи перед событиями, природу которых и взрослые не всегда знали или понимали. Это сейчас, говорят учёные мужи, что всё происходит на генетическом уровне.  А чувство страха у детей подогревали и родители. Того нельзя, этого нельзя, туда не ходи, того не бери, туда не лезь. Но всё познаётся с опытом. Полезешь, поцарапаешь руки или ноги, опыт появляется.
   Вот и один из малых ребят, в нашей деревне, приложился в детстве щекой к горячей дверке печки. На всю жизнь остался большой шрам. Не было тогда таких врачей, что могли исправить лицо, слава Богу, живой остался.               

   Нашу, ещё малую дочь, уже и школьницу, на лето, на период каникул, отвозили в деревню к бабушке и дедушке. Там целое лето, без городского шума, на вольных хлебах, под их надзором, нагуливала детский жирок. Жила в меру жизнью аборигенов. Помогала немного родителям, то в магазин за хлебом, то ли другие мелкие вопросы домашнего быта, даже помогала и свеклу обрабатывать. Свои заработанные деньги при этом потратила для покупки наручных часов. Правда, большую часть денег к этой покупке, пришлось доложить нам, родителям. Но всё -таки, первая получка была потрачена не зря. Приезжаем однажды в деревню с женой. Встречает нас. Чумазая, загорелая, босая, о городе Пинске и речи нет. После шумной встречи, пошарив в наших сумках, берёт меня за руку и ведёт на улице к забору и спрашивает: -Папа, а ты можешь повисеть на заборе на одной руке?                И так ловко на нём повисла. Майка оголила ей спину. А на боку у неё большой и свежий шрам.                –Где получила травму? - спрашиваю.                - А,- небрежно отвечает и добавляет- бабушка с дедушкой тут меня гоняли, запрещали лазить по забору. А я сорвалась и оцарапалась. Мне не больно.               

    Так и со всеми запретами для детей. Им не больно и не страшно.               

   Так вот о цыганах. В один из летних дней ближе к вечеру, через нашу деревню двигалась небольшая колонна необычных повозок. На каждой повозке, на палках были укреплены пологи.  Под этими пологами, сидели, и  шли рядом с   повозками, люди  в необычной одежде. У женщин были длинные платья, волосы распущены, на плечах были цветные платки. Мужчины были в сапогах, широкополых шляпах и одеты в разноцветные жилетки. Брюки были и в полоску и разных цветов. На животах у мужчин были широкие пояса. Некоторые из мужчин и женщин курили длинные трубки. На телегах сидели черноглазые и смуглые дети разных возрастов. На одной из повозок сидел человек и играл какую -то мелодию на скрипке. Вскоре колонна свернула на небольшой луг, где началась подготовка к ночлегу.               

   -Цыгане! Цыгане приехали! - прозвучали тревожные голоса по деревне.               В деревне всё пришло в движение. В первую очередь погнали малых детей по домам. В сараи загонялись куры и гуси, и другая домашняя живность. Коровы с пашни вышло встречать полсела.
    А на лугу кипела своя жизнь. Вот уже можно усмотреть и несколько установленных палаток-шатров. Загорелись небольшие костры, запахло дымом. С их табора долго был слышен звон молотка. С каждого двора за ними следили глаза жителей деревни. Эта ночь для мужчин деревни была тревожной. Долго они курили на скамейках, прислушиваясь к событиям и шуму с табора. Всё вскоре стихло.

    Утром деревня как вымерла.  Коровы были отправлены на пашню. С пастухом   и стадом на пашню пошло несколько мужчин. Тишина. Даже и собаки чувствовали тревогу, разливающуюся в воздухе. Молчали.

    По деревне прошли цыганки. В дома их не пускали. Добилась одна, зашла  цыганка в один дом. Туда её пустила сельская женщина, всё надеющаяся выйти замуж и погадать ей захотелось. Сестра её вышла замуж. А она жила со своим отцом и сыном. Цыганка приступила к таинству гаданья. Гадала она на сале. Поплюёт на сало и совершает разные движения руками. Попросила ещё кусочек сала. Заворожённая хозяйка принесла ещё. Какие слова она там говорила, какие пассы выделывала руками, хозяйка дома не помнит. Но хорошо помнит, что цыганка плевала на сало и она его после сеанса гаданья, отдала цыганке.

    К обеду цыгане свернули свой табор, у них была сломана одна ось телеги. Они её починили и уехали. После них на лугу осталось много мусора и хлама. Это как всегда в тех местах, где были массово цыгане. А эта женщина после этого гаданья, замуж так и не вышла. В деревне, кроме этого сала, ничего не пропало. Всё пришло в обычный ритм, только разговоры о гаданье долго были у жителей. Эта женщина сама всё и рассказала. А страх и недоверие к цыганам так и остались у многих жителей   деревни.

    У меня ещё будет не одна встреча с цыганами, и некоторые из них, сохранятся в моей памяти надолго.