Еще один год подаренной жизни - II. 9

Ирина Беспалова
                Еще один год подаренной жизни - II. 9

     Как уже знает мой любимый,  мой вдумчивый читатель, у меня есть две житейские страсти: любовь к столовой посуде и любовь к постельному белью. Поэтому для меня саксонский фарфор, с его пристрастием к стилю рококо, молниеносно стал любимым. С первого взгляда.
     Все не так просто вышло с открытием секрета изготовления саксонского фарфора, как хотелось бы. Август Сильный, известный мот, кутила, волокита и пьяница, постоянно опустошал казну, и постоянно ломал голову, как бы ее пополнить. Большой любитель пышных одеяний, красивых дам и изящных дорогостоящих вещей, в число которых входил и китайский фарфор, он решил, что кратчайшим путем добывания средств в казну является алхимия. А почему бы нет? В землях Германии постоянно циркулировали слухи, что алхимики вот-вот изобретут эликсир молодости, а некоторые своими ушами слышали, что объявил себя преуспевающим в науках студент Иоганн Беттгер, который между посещениями лекций в Берлинском университете (Пруссия) и изучением аптекарского дела, хвастался в кабачках после третьей рюмки, что знает секрет превращения дешевых металлов в настоящее золото. Узнав, что на него охотится специальный отряд правителя Саксонии Августа Сильного, бежал, но был схвачен и доставлен в резиденцию Августа. По другой версии сам попросил покровительства у Августа Сильного против преследований Фридриха Великого, короля Пруссии, который тоже прослышал об Иоганне Беттгере, и тоже хотел пополнить казну.
     В Саксонии Иоганна немедленно заточили в отдаленной крепости под охраной, лишив возможности бежать. При этом предоставили все, что требовалось: как в плане необходимого технического обеспечения, так и в отношении личных капризов. Ему был обеспечен доступ к самым ценным химическим реактивам, начались многодневные опыты по добыванию золота, золото все не добывалось, через почти четыре года, уже король  Август Сильный, решил наутро обезглавить обманщика, и именно в эту ночь Беттгер сначала получил белую глиняную пудру для париков, а немного поколдовав над ней, внезапно изобрел фарфор, разгадав секрет его производства.
     Такому исходу дела правитель Саксонии обрадовался даже больше, ибо это сулило ему баснословные прибыли на продаже фарфоровых изделий, спрос и цена на которые были очень высоки. Массовое производство саксонского фарфора было открыто в 1710 году. Самого же ученого, несмотря на милости и подарки, продолжали держать взаперти. Он задумал побег, который снова не удался, его схватили и снова заточили, теперь в еще более глубокий каземат, где он спустя недолгое время и умер.  Существует версия, что Беттгер был отравлен по приказу самого Августа Сильного, желавшего надежно сохранить тайну изготовления саксонского фарфора.
     Первые изделия Мейсенской  мануфактуры имели большое сходство с китайскими аналогами, причем, копировалось буквально все: цвета, формы, рисунки. Стоимость была  значительно ниже китайских оригиналов, однако, ее оказалось достаточно, чтоб "вылезти из непролазных долгов", и казна Саксонии начала пополняться. Август Сильный нанял молодых художников со всей Европы, и они общими творческими усилиями, сдвинули саксонский фарфор в стиль рококо. На изделиях появились причудливые завитки и цветочные узоры, по цветущим полянам забегали знаменитые розовые пастушки. Мейсенская посуда стала самодостаточной, узнаваемой и оригинальной. Особую линию составили статуэтки, в затейливом стиле изображавшие служанок-коломбин, маркиз, селянок и прочих, в основном, женского полу. Саксонский фарфор и поныне сохранил первоначальный стиль рококо, проходящий "золотой нитью" через все его творческое великолепие.
     Успех Августа в деле производства фарфора не оставил равнодушными других правителей Европы. За время Семилетней войны Саксония была захвачена Фридрихом Великим, который разграбил мейсенскую мануфактуру, но хрупкий фарфор, обозами в Берлин, дороги не перенес.
     Особую страсть к роскоши Саксонского фарфора питала и дочь русского царя Петра Великого, Елизавета. Когда ей доложили, что один из ее подданных ученых умов, Дмитрий Виноградов, добился получения порцелиновой массы, она пришла в неописуемый восторг.
     Дмитрий Виноградов, как и его коллега Иоганн Беттгер, был преуспевающим в науках студентом и дружил с Ломоносовым. Он был буквально одержим целью создания русского аналога иноземного фарфора,  и с помощью покровительства Елизаветы, добился своего! Потом, увы, повторил судьбу своего немецкого коллеги. Ну, почему повторил? Он не сидел в каземате под стражей, как Иоганн, он имел прекрасную лабораторию, прекрасно оплачиваемую работу и прекрасную компанию высокопоставленных друзей, с единственным запретом - не покидать пределов России. Получилось так, что однажды Виноградов все-таки попытался покинуть пределы страны, был схвачен и посажен на цепь, в буквальном смысле слова, в каземат Петропавловской крепости. Скончался в возрасте тридцати восьми лет, не перенеся тоски и унижения, усугубленных алкоголизмом.
     Так кто из них милостивей был - Август или Елизавета?

     Р.S. Впервые в Россию саксонский фарфор был завезен по случаю свадебного торжества Софии-Фредерики, будущей Екатерины Великой, как подарок, и представлял собой сервиз из тысячи столовых предметов, украшенных русским гербом и изображением ордена Андрея Первозванного.
     Кендлер, придворный скульптор, уже Фридриха Августа - III,  изготовил "Лебединый сервиз", рассчитанный на сто персон, и предназначенный для одного из руководителей Мейсенской мануфактуры, какого-то фон Брюля. Количество предметов в сервизе составляло две тысячи единиц.

     Российский Императорский фарфоровый завод в октябре 1917 года был назван в честь Ломоносова, а не Виноградова. Все очень просто: Ломоносов был из народа, а Виноградов - из поповичей.