Так же как все

Сергей Антюшин
               
                … как все, как все
               
                Я по земле хожу, хожу …



      Новостная лента иногда может вызвать ощущение, будто средства массовой информации не слишком заботятся об интересах, настроениях, чувствах людей, мало уважают их самих. В отдельных случаях создаётся впечатление, что цель информационных структур – раздражение и дезориентация аудитории.
      Но доверяться подобным чувствам непродуктивно. Раздражаться или сохранять выдержку, верить любой глупости или формировать способность "фильтровать" и анализировать информацию – зависит от самих читателей, радиослушателей, телезрителей. Да и слушать или не слушать – личное дело каждого.  К тому же, от неудач и ошибок никто не застрахован; в том числе и СМИ. В конце концов, они лишь отражают юмор и горечь, глупость и мерзость, драматизм и величие реальных событий и отношений обществе.
     Впрочем, не стоит забывать и о том, что существуют-то СМИ (как и артисты, и политики) для людей и, в немалой степени, за их счёт. Значит, и претензии к качеству информации (деятельности, поведению) справедливы, и обоснованные требования уместны, и даже необходимы.
     Однако и просчёты СМИ, нередко, производные от более общих системных проблем и противоречий общества, хотя и своих собственных недоработок, "ляпов", недостатка профессионализма хватает.
     Словом, ситуация со СМИ, с информацией, со смыслами и неудовлетворённостью (или удовлетворённостью) этими смыслами и качеством отражения реальности, как и всё в активно развивающемся социуме, многослойны и взаимосвязаны.

     Бывают дни, когда страну трясёт от бед и ужасов, от бессилия что-то важное изменить, предотвратить трагедии, от осознания масштаба потерь и катастроф. Начало июля 2019-го омрачено страшной гибелью моряков, сметающим целые города наводнением; о проблемах напоминают судебные процессы – на одних осуждают хладнокровных серийных убийц, на других – самоотверженных людей, вставших на пути хулиганов ... Возникают закономерные вопросы: как это стало возможным, кто допустил, кто ответит, как предотвратить впредь?..
      В ряду такого информационно-смыслового напряжения сообщение о том, как на перрон самого спокойного столичного вокзала въехал автомобиль, из которого пассажиры переместились прямо в вагон поезда, выглядит нелепо, грубовато, вызывающе. Да так это подаётся, что на любого участника эпизода – от автора материала до зрителя – падает тень или лёгкий оттенок чего-то не вполне приличного.
      Стоит ли всё это внимания многомилионной аудитории? Вряд ли; стране есть, о чём переживать, чем всерьёз интересоваться. И обсуждать здесь особо нечего.
      Ну, оказался автомобиль на неперегруженном пассажиропотоком перроне. Не смертельно, особенно, если никому это не помешало. Правда, в сюжетах (на многих телеканалах, в радиостудиях) затронуты некоторые "но". Мол, не первый случай, и на людных вокзалах такое ранее проделывалось с этой же пассажиркой. Что ж, каждый случай стоит разбирать отдельно, по каждому делать выводы и принимать ясные решения, если это требуется, если нарушены нормы морали, права.
      Вероятно, если в конкретных эпизодах можно было усмотреть попрание норм, то этому должна была быть дана однозначная оценка, как говорится, компетентными органами, выражено мнение общественности. Виновна пассажирка – так твёрдо укажите в чём, и воздайте ей в соответствии с принятой практикой. Но не практикой «двойных стандартов», как нередко у нас выходит, а «невзирая на лица», и сразу: разобраться и решить, не ожидая повторов, не провоцируя подражаний и негодований, не забывая и тех, кто это позволил, одобрил, пошёл на нарушение. Вряд ли мудрая вменяемая женщина и допустивший нарушение начальник стали бы еще раз лезть "на рожон", пытаться испытывать крепость закона и остроту общественного мнения.
      А коль она невиновна – оставьте женщину в покое.
      Ну, и если есть вполне легитимная и безопасная возможность, подъезжать прямо к вагону (к воздушному, морскому судну; или что-то подобное), минуя рамки металлоискателей, придирчивых охранников и т.д., это нужно позволять больным, беременным, престарелым... И на своих автомобилях – от выживших в бурях технического прогресса «Жигулей» до неприступных «Майбахов», а может, и на такси. Просто должно быть общее ДЛЯ ВСЕХ правило. Специалисты – обеспечивающие безопасность, транспортники, правоохранители, законодатели и другие – в силах это решить.
      Конечно время, ресурсы понадобятся, но не так много. Если это нужно, значит необходимо решить, чтобы улучшить эффективность жизни, укрепить уверенность справедливости государства, повысить гармоничность общественных отношений.
      И любой очень известный или вовсе неизвестный человек будет поступать в стандартной бытовой ситуации так, как должно.
      Так же как все …
      А творчество, собственную позитивную индивидуальность, как и положено, проявлять в профессии, в воспитании детей, в увлечениях (не вредящих здоровью, общественному порядку, экологии, безопасности), в преобразовании жизни своей семьи, района, города, страны.
            
      Дело не в конкретном эпизоде, который можно расценить лишь как "информационный повод".
      Тревожно то, что в обществе крепнет некая психологическая привычка, перерастающая в идеологический компонент: оправдывать во всём себя и себе подобных и осуждать – так же, почти за всё – "других", "не своих".
      Политики, артисты, чиновники, предприниматели нередко с изящной лёгкостью прощают свои слабости, просчёты и даже явные пороки (вплоть до преступлений), до поры до времени не утруждаются вниманием к нуждам и интересам других людей, но очень придирчивы, взыскательны к недостаткам и ошибкам других субъектов общественных отношений. И журналистам многим это свойственно. Да и наш зритель (слушатель, читатель) тоже, порой, готов посудачить, позубоскалить и даже посквернословить на чужой счёт, особенно по поводу тех, кто, по сути, недосягаем, кого можно лишь увидеть и услышать благодаря телевизору, радиоприёмнику, иному гаджету (и кто вряд ли ответит); так хоть таким образом почувствовать свою значительность – осуждая медийное лицо.
      На уровне индивида, социального слоя, группы стихийно (или целенаправленно?) формируется комплекс защитно-оправдательных реакций, априорных "потребительских" настроений и суждений, которые не способствуют единству общества, согласованности действий. Следствие ли это расслоения общества или, напротив, одна из причин разобщенности людей – нельзя утверждать однозначно, да и не так это важно. Очевидно, что в любом качестве это симптомы социального нездоровья.
      А нужно бы всем привыкнуть отвечать за свои проступки и просчёты. Вести себя с достоинством, включающим, помимо ответственности и долга перед обществом, внимание к интересам и самой жизни других людей, порядочность. Пора уже становиться рациональнее и добрее в повседневной жизни, проявлять больше снисхождения к мелким слабостям ближних и не ближних, но соотечественников. Но, одновременно, быть более принципиальными в вопросах, касающихся соблюдения правовых и моральных норм, безопасности страны и личности, единства общества, согласованности действий и интересов его граждан.
      Это нужно «сейчас» – всегда, везде, во всём. В этом нуждается общество, каждый человек. Потому что он достоин человеческого отношения к себе, высокого уровня жизни, внимания к своей профессии, уважения к результатам своего труда.
     Так же как все …

     3 июля 2019 г.