Етим Эмин ал-Йалцугви - южнодагестанский поэт

Али Албанви
Етим Эмин ал-Йалцугви — южнодагестанский поэт

Етим Эмин ал-Йалцугви полное имя Мухаммад-Эмин б. Савзихан б. Джалил б. Савзихан б. Абукар (БукIа) ал-Цилингви (1838–1884) — южнодагестанский поэт.

Основоположник лезгинской письменной литературы. Писал на лезгинском, азербайджанском и арабском языках. Имел литературный тахаллус (псевдоним — араб. букв. «прибежище») «Етим» («Сирота»), который по мнению исследователя Ф.Р. Нагиева (род. 1951) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым).

Родился поэт по одним данным — в сел. Ялцуг, по другим — в сел. Цилинг. По свидетельству родственников, умел плотничать. Етим Эмин, примерно, до 10–12 лет (в 1848–1850 гг.), учился грамоте у своего отца Малла Савзихана ал-Цилингви (ум. ок 1853/57) в сел. Ялцуг. Затем, как утверждают дагестанские исследователи А.Г. Агаев (1924–2003) и Р.И. Гайдаров, возможно, его отдают (в 1850–1851 гг.) в Киринское (сел. К1ири — букв. «облепиха») медресе к богослову ‘Алимет-эфенди ал-Икрави. К 13 годам (в 1851–1853 гг.), он переходит в медресе ал-Хаджжи Мухаммад-эфенди ал-Ка’ани в сел. Ка’ане (отца Тукезбан и Ага-Мирза ал-Ка’ани, ум. 1879/80), где обучается до 15 лет. Затем, из-за любви к Тукезбан (лезг. Туьквезбан), его переводят в медресе (1853–1855 гг.) в сел. Алкадар (лезг. Алкьвадар) к ал-Хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди ал-Алкадари (1801–1862). В Алкадарском медресе у своего отца учился и будущий дагестанский историк ал-Хасан ал-Алкадари (1834–1910).

В 1855–1857 гг. Эмин расширял свои знания в сел. В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) у шайха ал-Хаджжи Исма‘ила-эфенди ал-Йараги (1810–1904), сына шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838). Возможно, в это же время с ним учились ал-Хасан и лезгинский учёный поэт Мирза Казанфар б. Зу-л-фикар (1843–после 1886 г.), из сел. Мамрач (сел. Мамрадж), сын которого, Йусуф б. Мирза Казанфар (1866–?), был женат на дочери ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Йараги (ум. 1904), Айшат. О факте учебы Е. Эмина в сел. Агъа-Кран (ныне сел. Ашага-Стал С.-Стальский р-он Дагестана) в медресе Малла Атлухан-эфенди ал-Крани ал-Кури (1770–1845), приводимый арабистом М.-Г.М. Садыки (1918–2000), говорил еще лезгинский поэт С. Стальский (1869–1937) и что подтверждается свидетельствами многих старожилов села: Малла Ахмеда, Гаджи-Мирза-эфенди, Салих-эфенди, А. Саидова, А. Шахмирзоева, А. Алибекова, Н. Ражабаруш и др., которые слышали это от своих отцов. Однако, в 1857–1859 гг. Е. Эмин действительно учился в сел. Агъа-Кран, но не у богослова Атлухан-эфенди ал-Крани, а у его сыновей ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани (ок. 1805–1877) и ‘Абд ал-Вахид-эфенди ал-Крани (ок. 1811–1896).

Село Агъа-Кран (ныне сел. Ашага-Стал) XVII–XVIII вв. славился своими медресе (по свидетельству старожилов, в сел. Агъа-Кран было три медресе) и учёными-’алимами: Малла Атлухан-эфенди (ум. 1845), ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани (ум. 1877), ‘Абд ал-Вахид-эфенди ал-Крани (ум. 1896), Мухаммад-Керим-эфенди ал-Крани, Джа’фар-эфенди ал-Крани и др. Семья Атлухан-эфенди ал-Крани славилась своей учёностью. У него же учился и его младший двоюродный брат — Мухаммад ал-Йараги (их матери были сестрами). Сын Атлухан-эфенди ‘Абд ал-Кадир ал-Крани (1800–1822) был одаренным стихотворцем, ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани и ‘Абд ал-Вахид-эфенди ал-Крани, также и внук ‘Абд ал-Фатах ал-Крани (сын ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани) были известными в свое время учёными-арабистами и поэтами. В медресе Атлухан-эфенди, помимо прочих наук, большое внимание уделялось поэзии, восточной поэтике и стихосложению.

После смерти матери, старший (сводный) брат Е. Эмина — Шахламаз перебрался жить в сел. Кахцуг, к своим дядям по отцу. А забота об оставшихся без родителей младших братьях и сёстрах легла на плечи молодого Эмина. Некоторые исследователи (А.Г. Агаев, Р.И. Гайдаров, М. Ярахмедов и др.) утверждают, что по окончании учёбы Е. Эмин некоторое время пребывал в Азербайджане. Хотя прямых доказательств для такого утверждения нет, видимо, не следует также и игнорировать этим положением. Возможно, это были 1860–1861 годы, когда после смерти матери юноша должен был думать о том, как прокормить семью. И, возможно, Эмин, как и многие его сельчане уезжал в г. Баку в поисках заработка. В то время, на территории современного Азербайджана существовали разные поэтические общества. В г. Баку действовало поэтическое общество «Меджлис аш-шуара» («Консультативный совет»). В г. Шуши (город в Нагорном Карабахе) были поэтические общества «Меджлиси-унс» («Общество дружбы») и «Меджлиси-фарамушан» («Собрание забытых»). В Ширване поэтическим обществом в длительное время руководил известный поэт-просветитель, учитель поэта Сабира (1862–1911), видный сатирик Азим б. Мухаммад аш-Ширвани (1835–1888). Сейид Азим аш-Ширвани был тесно связан с Дагестаном.
 
После смерти отца он долгое время (около десять лет) жил в Дагестане в селении Аксай (кум. Яхсай, ныне Хасавюртовский р-он Дагестана) с дедушкой Молла ал-Хусейном и матерью кумычкой. Со своей будущей женой Тукезбан (лезг. Туьквезбан) Етим Эмин познакомился в годы учёбы в медресе ал-Хаджжи Мухаммада ал-Ка’ани в селе Ка’ан (сел. Киан, по-лезгински «Кьеан»). Здесь с Е. Эмином учились и дети мударриса ал-Хаджжи Мухаммада: дочь Тукезбан и сын Ага-Мирза ал-Ка’ани (ум. 1879/80), к которым Эмин сердечно привязался. Эмин женился на Тукезбан предположительно в 1867 году в возрасте около 29 лет (к этому времени она, по каким-то причинам, была свободна от первого /1860–1861 гг./ брака). Тукезбан родила Эмину двух дочерей (Кизханум, 1868 г. и Муслимат, 1876 г.) и четырех сыновей. Сыновья умерли в детстве. Когда Эмин умирал, старшая дочь уже была замужем, а младшей Муслимат было 7–8 лет. Кизханум вышла замуж за ‘Али-бека б. Рамазана (1856-?) из селения Ахниг (ныне, село в Курахском р-оне Дагестана). Над дочерью Мислимат (Муслимат), после смерти Эмина взял опекунство родной брат Мелик (‘Абд ал-Малик), который к слову умер через три года. После смерти Мелика опекунство над Муслимат было принято окружным кази Мухаммад-эфенди ал-Алкадари (1840–1934) из сел. Алкадар (лезг. Алкьвадар).

По свидетельству арабиста М.-Г.М. Садыки, Мухаммад-эфенди был женат на двоюродной сестре Тукезбан. Опекуну надлежало ежегодно составлять отчёт расходов. Первый такой отчет составлен Мухаммад-эфенди в 1301 году. Значит, Мелик тогда уже умер (вероятно, годом раньше). Согласно посемейным спискам 1886 года Мелику 40 лет. Он погиб от руки зятя в 1887 году. В сел. Ялцуг было три квартала: «Вини кьилер» («Верхние начала»), «Элкъвей магьле» («Круглый магал»), «Агъа кьилер» («Нижние концы»). Е. Эмину подчинялись судьи этих сёл. По А.Г. Агаеву, Е. Эмин вступил в должность кази в 1870–1871 гг. По мнению одних исследователей, в этой должности он работал около двадцати лет. По мнению других, он был в должности в 1862–1871 гг. Конечно, сколько Эмин пробыл в должности судьи, вопрос спорный. По нашему мнению, Эмин занимал эту должность предположительно с 1862 года по октябрь-ноябрь 1877 года, то есть в течение пятнадцати лет.

Судя по посланию к Е. Эмину судьи Кюринского округа ал-Хаджжи Исма‘ила-эфенди ал-Йараги (ум. 1904), датированному 15 сентября 1877 г. (начало восстания), Е. Эмин еще выполняет свои обязанности. После поражения восстания в октябре в течение ноября месяца происходили события по выявлению лиц, сочувствующих восстанию, аресты и наказания его участников. Как раз в это время были арестованы и сосланы друзья и знакомые Е. Эмина (сам ал-Хаджжи Исма‘ила-эфенди др.), а некоторые и казнены. Не могло это пройти и мимо Е. Эмина. Скорее всего, в октябре-ноябре он от этой должности был отстранен. А не арестовали его, видимо, потому, что он болел (хромал на больную ногу) и явно не был способен на активные физические действия. Не исключено, что претендентов на эту должность было достаточно (Таги, ал-Хаджжи Тагир, Мелик). Возможно, Мелик с морально-этических соображений не мог занимать место, с которого был смещён его старший брат Эмин. Поэтому, видимо, до смерти Е. Эмина обязанности судьи некоторое время выполняли Таги и ал-Хаджжи Тагир. А после смерти Е. Эмина эту должность занимает его брат Мелик (с 1884–1885 г.).




Автор: ‘Али Албанви




ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


КАХЦУГ — лезгинское село в Сулейман-Стальском районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения сельсовет Касумкентский.

ЛГАПИРКЕНТ (лезг. Лгар) — покинутое лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Село Лгапиркент расположено в восточной части Ахтынского района, на северо-западном склоне Шалбуздагского хребта. Расположен в 14 километрах от районного центра Ахты. С XVI века по 1839 год село входило в Докузпаринское вольное общество. В 1839 году вошло в состав Российской империи. Относилось к Докузпаринскому наибству Самурского округа Дагестанской области. Вместе с сёлами Храх и Ухул образовало Ухульское сельское общество. В 1929 году был включён в состав новообразованного Ахтынского района ДАССР. Вместе с сёлами Храх и Ухул образовал Ухульский сельсовет. В 1960-е годы жители села были переселены на равнину. До переселения в селе Лгапиркент жили лезгины, мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 463 человека, из них мужчины — 255, женщин 208. Село состояло из 79 дымов. В 1886 году в селе проживало 598 человек. Название Лгар связано с этнонимом «леги». По поводу происхождения названия села (Лгар+Пиркент) существует версия, что в старину из Сирии пришёл человек по имени Сулейман, который до старости лет пас стадо лгапиркентцев. Когда он умер, сельчане подготовили могилу и хотели его похоронить. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетели голуби и на глазах у всех унесли его тело на гору Шалбуздаг, где старец и был похоронен (тут есть один нюанс: фраза «лифери тухвана» в лезгинском языке обозначает не только «голуби отвезли», но и «голуби проводили», то есть голуби могли просто «указать путь», а фраза «тухвана» со временем начала восприниматься, как «отвезли по воздуху»). После этого, по преданию, село получило название Лгапиркент, то есть село, где имеется «пир» — святилище.

ТАТАРХАНКЕНТ (лезг. Татархан) — лезгинское село в Сулейман-Стальском районе Дагестана. Входит в сельское поселение «Сельсовет Уллугатагский». Село расположено в южной части Сулейман-Стальского района. Находится в 11 км от районного центра села Касумкент. По переписи 1886 года в селе было 105 хозяйств, численность населения составляла 470 человек: 241 мужчина и 229 женщин. Название села, видимо, связано с нашествием татаро-монгольских завоевателей. Видимо, оно стало временной резиденцией предводителя татарского отряда. Впоследствии оно стало называться Татархандхуьр — дословно «село татарского хана». В 1966 году жители переселились в Новая Мака (лезг. Агъа Макьар) и совхоз Герейханова. В центре села стоит памятник архитектуры — мечеть. На восточной окраине села расположен пир — «ПIир Сефер-Али».

ЯЛДЖУГЪ или ЯЛДЖУХ (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар) — покинутое лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ялджух расположено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулах-чай, притока реки Ахты-чай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лгапиркент. В тоже время на сегодня в Дагестане есть два села с одинаковыми названиями Ялцугъ (Ялцугъар), в Ахтынском и Сулейман-Стальском районах, а Ялджугъ — искаженный тюркизированный вариант названия Ялцугъ (Ялцуг).



ЛИТЕРАТУРА


1. Нагиев Ф.Р. Етим Эмин. Путь к истине. Махачкала, 2002. С. 12–34.